Содержание
Роль семьи в воспитании ребенка
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании ребенка»
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский .
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Роль семьи в воспитании ребёнка
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём. [2]
Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.
Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.
Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.[1]
Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:
- авторитетный;
- авторитарный;
- либеральный;
- индифферентный.
Для того, чтобы выявить стиль семейного воспитания в семье, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Стратегия семейного воспитания» Н.М.Рухленко. В опросе приняли участие 24 семей. По данным результатам выяснилось, что большое количество семей рассматривают свою семью с позиции авторитарного стиля – 52%, что указывает на то, что они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому много усилий. Они считают, что в большей мере характер ребёнка определяется воспитанием и для них самым удачным суждением является: «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Футер). Либеральный стиль – 23%, высоко ценят своего ребёнка и считают простительными его слабости. По их мнению, в большей мере характер ребёнка определяется врожденными задатками и учат детей обходиться без родителей. Авторитетный 21%, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Индифферентный – 4%, проблемы воспитания для родителей не являются первостепенными, поскольку у них забот немало.
Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что стиль семейного воспитания играет важную роль в воспитании ребёнка. Отсюда следует, что тем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка.
Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка:
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
- Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
- Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
- Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете.
- Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
- Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
- Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области.
- Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.
Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь. Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Статья:
Как бы хорошо ни работала система образования, основным институтом воспитания ребёнка всё-таки остаётся семья. Семья – это первая социальная группа, первый коллектив, в котором оказывается малыш. И в этом коллективе надо уметь жить. Главное, что узнаёт ребёнок, живя в семье, – как взаимодействовать с её членами: уважать старших, заботиться о младших, не обижать маму, бабушку и т. д. Эти представления помогают налаживать отношения и с другими людьми.
Мой дом – моя крепость
Связи, которые формируются между родными и близкими, самые глубокие и прочные. В идеале родители, дети, представители старшего поколения любят и уважают друг друга. Ребёнок не боится рассказывать о том, что его волнует, делиться переживаниями, ведь мама, папа, дедушки и бабушки всегда поддержат его. Так малыш начинает понимать, что у него за спиной есть тыл. Ощущение поддержки членов своего рода очень пригодится, когда придётся решать серьёзные «взрослые» проблемы.
Семья как школа
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается ещё и в том, что семья – это первая школа. В настоящую школу малыш пойдёт только в 6 или 7 лет, но собственно познание окружающего мира и поиск своего места в нём начинаются значительно раньше. Научиться ходить, говорить, действовать с предметами, играть, рисовать, петь, танцевать, помогать маме, одеваться, умываться, чистить зубы, – вот сколько всего нового нужно освоить маленькому человечку. И помогает ему в этом не кто иной, как мама или бабушка. Кроме того, взрослые рассказывают ребёнку о том, почему дует ветер, как растёт цветок, когда наступит весна и ещё много чего интересного.
Домочадцы не только беседуют с ребёнком, но и привлекают его к совместным действиям. Мальчик с удовольствием поможет папе приклеить ножку стола, а девочка будет с энтузиазмом вырезать из теста печенье.
В не очень далёкой перспективе школьные успехи ребёнка будут зависеть от его подготовки не только в детском саду, но и дома.
Семья как нравственный ориентир
За время своего развития человечество выработало некоторые нормы поведения, представления о том, что хорошо, и что плохо. Эти правила в той или иной мере соблюдает каждая семья и, соответственно, учит этому детей. Именно от родителей малыш впервые узнаёт о том, что нельзя обманывать, говорить плохие слова, плеваться, оскорблять людей, брать чужое и т. д. Если родственники не устанавливают чётких границ допустимого, не всегда поступают должным образом сами, то дошкольнику бывает сложно сориентироваться, дать оценку тому или иному человеческому поступку, выработать определённый стереотип поведения для себя.
Семья как организатор досуга
Члены семьи не только ходят на работу, занимаются домашним хозяйством, но и совместно отдыхают. Организация отдыха может быть разной. Для одних это бокал спиртного, диван и телевизор, для других – поход в театр, прогулки на природе, чтение книг, путешествия. Родители показывают ребёнку, как можно проводить свободное время, а то, что усвоено в дошкольном детстве, влияет на всю дальнейшую жизнь.
Семья как эталон воспитания
Конечно, в дошкольном возрасте говорить об этом ещё рано, но однажды ребёнок вырастет и создаст собственную семью. Психологи утверждают, что люди воспитывают своих детей так, как в детстве воспитывали их. Девочка, выговаривающая своей кукле, или мальчик, бьющий мишку ремнём, к сожалению, перенесут эти способы «общения» и на реальных людей. Поэтому роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста состоит и в формировании адекватных представлений о том, что такое воспитание, и каким оно должно быть.
Впоследствии, выбирая себе спутника жизни, парни и девушки ориентируются на родителей противоположного пола, а также на то, что мама или папа считали нормой по отношению к себе, и далеко не последнюю роль в этом сыграют воспоминания первых семи лет жизни. Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением о том, что счастливые дети вырастают в счастливых семьях. А счастье в семье напрямую зависит от родителей.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Роль семьи в воспитании подростка
В воспитании детей семью не заменит никто. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития.
В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.
Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?
Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.
Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.
Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость.
Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.
Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.
Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком
Хорошие родители: прислушиваются к мнению и желаниям ребенка; слушают и слышат его просьбы; относятся к нему как к полноценному члену семьи и видят в нем личность; готовы всегда прийти на помощь. В такой семье ребенок будет чувствовать себя защищенным и знать, что близкие всегда поймут его и поддержат, будут любить его таким, какой он есть. Доверительные отношения между родителями и детьми — важный признак счастливой семьи.
Как выстроить гармоничные отношения с ребенком: несколько советов
Никогда не кричите на своего ребенка и тем более не поднимайте на него руку.
Кричащих родителей дети воспринимают как неуверенных в себе, нестабильных людей, от чего им становится страшно. Ребенок привыкает к эмоциональным реакциям и сам ими пользуется. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность встречается у детей, чьи родители не умеют держать себя в руках. Вот несколько советов, что можно с этим сделать:
1. Договаривайтесь с ребенком. Если его отказы (погулять, поесть, пойти в школу) заставляют вас впадать в истерику, сделайте ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Например: если он быстро соберется на прогулку, то сегодня сможет смотреть мультики не час, а полтора часа.
2. Не реагируйте. Подавляющее большинство детских истерик имеют абсолютно демонстративный характер. Так ребенок пытается вызвать у родителей эмоции. А вы покажите, что вам это неинтересно и займитесь своими делами. Например, почитайте журнал или книгу, пока малыш не успокоится.
Примите тот факт, что у вашего ребенка есть личная жизнь.
Со временем у вашего ребенка появляются друзья, влюбленности, свои компании, интересы и т.д. Родители очень любят все это контролировать, а иногда и заводить допросы на предмет «что это за мальчик» и «где его папа работает». Дети же, как и взрослые, не в восторге от того, что самые интимные подробности их взаимоотношений со сверстниками оказываются предметом обсуждения. Хотите, чтобы ваш ребенок делился своими личными переживаниями и рассказывал вам о новых знакомых, начните с себя:
1. Установите с ребенком дружеский контакт. Попробуйте говорить не серьезным тоном или нравоучениями, а легко и непринужденно. Просто спросите: «Ну как там твои новые друзья?». Если захочет – расскажет, не захочет – оставьте на время эту тему. А вернуться к ней можно, например, через несколько дней: «Я сегодня видел(а), как ты шел вместе с симпатичной девушкой/как вы с друзьями над чем-то смеялись (над чем?)» или «Твой друг кажется серьезным молодым человеком»… Даже если это не так, ваш ребенок сам это опровергнет и так может начаться долгий доверительный разговор.
2. Старайтесь никогда не отзываться плохо о друзьях вашего чада. Это подорвет его доверие и к вам, и к собственным друзьям. Если вы все-таки уверены, что компания плохая, попытайтесь поговорить об этом в комфортной для вас обоих ситуации. Узнать, чем эти люди привлекают вашего ребенка, попытаться найти альтернативу. И помните, запрет без всякого разбирательства – самый плохой вариант.
3. Позвольте ребенку иметь свое личное пространство. Не читайте его дневников, переписок, входите в его комнату только со стуком. Покажите свое уважительное отношение и ребенок начнет уважать ваше мнение. Для детей очень важна личная территория — иначе они вырастают невротиками.
4. И самое сложное для многих родителей – не бойтесь появляющейся сексуальности вашего ребенка-подростка и не вмешивайтесь в его первые серьезные отношения. Здесь нужно быть крайне осторожным, потому что любой неверный шаг может иметь катастрофические последствия. В идеале, конечно, подружиться с объектом его влюбленности. Приглашать домой, проводить немного времени вместе за чашкой чая. Конечно, не забудьте дать своему ребенку полную информацию о сексуальных отношениях, средствах контрацепции, последствиях незащищенного секса и т.д. И помните – правильно выбранная подача информации – залог ее правильного усвоения.
Не давите на своего ребенка и не пытайтесь сделать его гением.Для многих родителей школьные успехи — это отражение их собственных побед. Нереализованность в жизни заставляет таких пап и мам свято верить, что ребенок обязан быть «самым-самым». Но оказанное на него давление сыграет с ребенком злую шутку: в будущем он не научится нести ответственность за себя, либо взбунтуется, либо взрастит в себе потребность всем услужливо угождать. И помните, “гениальность” – это не синоним “счастья”.
Вместо требований:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Пусть он выше «троек» не поднимается, и золотая медаль ему не светит, но у него есть другие таланты. Выясните, что ему интересно, что получается лучше всего, и направьте его этой дорогой.
2. Выстройте правильную психологию: учеба — это обязанность ребенка. Чем раньше на его плечах будет висеть ответственность за оценки, тем независимее и сильнее он станет в будущем.
3. Позвольте ребенку иметь возможность всегда обратиться к вам за помощью, но никогда ее не навязвайте и не пытайтесь все делать за него. Лучше обсуждайте вместе прочитанные произведения, физические явления, химические опыты, географические открытия.
Психолог Шакель Ж.М.
Роль семьи в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Иванова, В. В.,
воспитатель,
ГБОУ детский сад № 659
Ivanova, V. V.,
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье анализируется роль семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становления его личности.
THE ROLE OF FAMILY IN CHILD REARING
SUMMARY. The article examines the role of the family, the parents in the upbringing of the child, the formation of his personality.
Ключевые слова: воспитание ребенка, семья, семейный коллектив, внутрисемейные отношения.
Keywords: Children, family, family group, family relations.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье.
В сущности, о семье можно говорить лишь при наличии в ней ребенка. «Семья начинается с детей», — справедливо заметил А. И. Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз женщины и мужчины, объединяет их общими заботами и радостями, одухотворяет великой и благородной целью воспитания нового гражданина. В детях как бы продолжают себя: они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды.
С другой стороны, рождение ребенка в семье — это появление нового члена общества, будущего труженика, деятеля, защитника Родины, продолжателя рода человечества. Здоровые, хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества.
Воспитательное влияние семьи на ребенка обусловлено материальными и бытовыми условиями ее жизни, численностью и структурой семейного коллектива, характером взаимоотношений его членов, определяющими морально-психологическую и трудовую атмосферу семьи. Существенное значение имеют образование и жизненный опыт старших членов семьи, особенно родителей, их общая и педагогическая культура.
Для семейного воспитания характерна своя специфика. Она выражается в том, что воспитание здесь осуществляется главным образом не как специальный процесс, а в результате повседневной жизни. Семейное воспитание строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают
родные и самые близкие ребенку люди, оно, по существу, непрерывно продолжается до полной самостоятельности детей и сугубо индивидуально. Наконец, в семейном воспитании преобладают акценты на нравственном и трудовом воспитании подрастающего поколения.
Успешное семейное воспитание детей в большей мере зависит от семейного коллектива, от наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для нормального развития и, в частности, в плане взаимоотношений между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского пола.
Воспитание в семье, как правило, более плодотворно, если в ней растет не один ребенок, а несколько. Наличие нескольких детей в семье существенно облегчает их задачи воспитания: старшие выступают помощниками родителей, младшие берут с них пример, формируются отношения дружбы и взаимопомощи между людьми — в семье из всех человеческих отношений они бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.
Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения.
Психологические — это открытость, доверие, забота, взаимная моральная и эмоциональная поддержка.
Социальные содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.
Культурные — внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом.
Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т. п.
Сила семейного воспитания, отмечал Песталоцци, в том, что оно происходит в процессе жизни — в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери, он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается ку труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспиты-
вается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход. Не противопоставляя общественного воспитания семейному, Песталоцци указывал, что в общественном воспитании следует использовать те преимущества, которыми обладает домашнее воспитание.
Сам Песталоцци обладал исключительным даром педагогического воздействия, умел подойти к душе ребенка, увлечь и овладеть ею. Песталоцци не только любил детей, но и верил в них и этим больше всего способствовал тому, чтобы школьную рутину живым воздействием при живом общении с детьми.
Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его создания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, а следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдая за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе — в общении с товарищами, во время труда, отдыха.
Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет — ответы на эти вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной неверной. Доверие — вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы ребенок тоже доверял своим родителям.
Чтобы правильно судить о ребенке, — считает Пирогов, — необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданным его духом, и действует, следуя законам этого мира. Потому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу.
Самое большое право родителей и воспитателей, — как отмечает Пирогов, — заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях. Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть.
1. Приоритет семьи в воспитании ребенка а Роль семьи в воспитании детей
Примерная тематика родительского всеобуча в образовательном учреждении:
1. Приоритет семьи в воспитании ребенка.
а) Роль семьи в воспитании детей:
-
Воспитательный потенциал семьи. -
Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. -
Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. -
Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания. -
Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. -
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. -
Диалог в семейном общении. -
Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родителей. -
Если ребенок сводит вас с ума. (Терпеть или наказывать?)
б) Организация отдыха совместно с ребенком в домашних условиях:
-
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. -
Семейный досуг. -
Культура досуга в семье. -
Искусство создания детского праздника. -
Этика и эстетика семейного быта. -
Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка. -
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
2. Школа и семья – единое образовательное пространство.
-
Современные дети и их возможности. -
Адаптация детей 5 класса к условиям ОУ. -
Если ребенок плохо говорит. -
Секреты воспитания одаренных детей. -
Музыкальная ярмарка. -
Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты. -
Разногласия между ОУ и родителями.
3. Семья на пороге школьной жизни ребенка.
-
Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе. -
Формирование личностных качеств ребенка среднего и старшего школьного возраста. -
Профилактика трудной школьной адаптации. -
Особенности задач семьи, ОУ и школы в воспитании и социализации ребенка. -
Дети и родители на школьном старте.
4. Здоровый ребенок – здоровое общество.
-
Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства развития ребенка в ОУ и семье. -
Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь. -
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка. -
Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. -
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
5. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.
-
Правовая и экономическая защита личности ребенка. -
Правовое воспитание детей дошкольного возраста.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
|
Почему важна роль семьи в развитии ребенка?
Наша цель FirstCry Parenting — предоставить вам наиболее полную, точную и актуальную информацию.
Каждая статья, которую мы публикуем, соответствует строгим правилам и включает несколько уровней рецензирования как нашей редакционной командой, так и экспертами. Мы приветствуем ваши предложения по повышению полезности этой платформы для всех наших пользователей. Напишите нам по адресу [email protected]
Последнее обновление
Люди — социальные животные, и поэтому социальная структура играет важную роль в их развитии.Первое социальное взаимодействие, которое происходит в жизни ребенка, происходит только с его семьей, или его ближайшие родственники — это первая социальная группа, с которой ребенок может взаимодействовать. Итак, какую роль в развитии ребенка играет семья? Давайте взглянем.
Как семья влияет на развитие ребенка?
Члены семьи — это первые несколько человек, с которыми взаимодействует ребенок, и поэтому роль семьи в социализации ребенка не может быть подорвана. Именно благодаря этим взаимодействиям ребенок может лучше понять себя и окружающих его людей.То, как ребенка любят, заботятся и лелеют дома, дает ему возможность лучше развиваться в своей жизни. Влияние семьи на развитие ребенка подобно фундаменту, который может помочь в формировании будущего ребенка. Вот несколько способов, которыми семья может повлиять на развитие ребенка:
1. Значения
Ребенок подобен губке и впитывает все, что может заметить или наблюдать. Это возлагает большую ответственность на родителей, потому что ребенок в конечном итоге может учиться у родителей.Следовательно, если вы уважаете определенную часть общества или отдаете больше предпочтения некоторым людям, ваш ребенок может формировать свое мнение аналогичным образом. Когда вы можете вести себя с кем-то неуважительно, ваш ребенок тоже может это заметить. Лучший способ научить ребенка — это подавать пример, а не проповедь — это то, чему вы, возможно, будете практиковать, ваш ребенок с большей вероятностью последует.
Кроме того, было бы неплохо начать прививать хорошие ценности только с младшего возраста. Многие считают, что младший ребенок может быть не в состоянии оценить или понять важность усвоения хороших ценностей, но это может быть неправдой.Дети понимают лучше, когда вы заставляете их понимать последствия своих действий. Помогите им узнать, что может случиться, если они будут поступать определенным образом, и наоборот. Поэтому семье очень важно прививать ребенку хорошие ценности.
2. Социализация и социальное развитие
Семья — первая социальная группа вашего ребенка. Это означает, что чему бы ни учился ваш ребенок, он может учиться, наблюдая за членами семьи. Замечено, что счастливые семьи или семьи, которые относятся друг к другу с любовью и уважением, помогают создать позитивный взгляд на семью со своим ребенком или поделиться положительным примером социального взаимодействия.Если ваша семья проводит время за совместным обедом, вместе смотрит телевизор или занимается другими подобными вещами вместе, это может способствовать здоровому социальному развитию.
Кроме того, ваше общение с ребенком помогает ему узнавать о взаимодействии с другими людьми. Это способ взаимодействия семьи с ребенком, который может помочь ребенку лучше понять отношения. Он может научиться чувствовать себя комфортно, заводить друзей или доверять людям только из своей семьи. Отношения очень важны для выживания человека, и ваш ребенок может научиться устанавливать и поддерживать отношения со своей семьей.Основы хороших социальных навыков закладываются дома, что может помочь вашему ребенку улучшить социальные навыки и помочь ему лучше общаться по мере его роста.
3. Развитие навыков
Для ребенка очень важно овладеть различными навыками развития, такими как моторика, когнитивные навыки, эмоциональные навыки и языковые навыки, для его оптимального роста и развития. Чтобы помочь ребенку отточить свои моторные навыки, вы должны вовлекать его в различные виды физической активности, которые могут помочь ему улучшить свои моторные навыки.То, что может казаться обычным или естественным для вас во взрослом возрасте, может оказаться задачей для вашего малыша. Чтобы улучшить его моторику, помогите вашему ребенку научиться сидеть, ходить, ползать, бегать и выполнять другие подобные физические упражнения.
Чтобы помочь вашему ребенку овладеть языком, важно, чтобы вы разговаривали, читали, пели или занимались другими подобными видами деятельности, предполагающими использование языка. Было замечено, что родители или члены семьи, которые проводят больше времени за разговорами с детьми младшего возраста, лучше владеют языком.Для ребенка очень важно научиться различным эмоциональным навыкам, и семья играет в этом важную роль. Именно в семье ребенок узнает о различных эмоциях, таких как любовь, сострадание, сочувствие и т. Д. При отсутствии надлежащих эмоциональных навыков ваш ребенок может быть не в состоянии лучше эмоционально выражать себя, что может привести к принятию деструктивных решений в дальнейшей жизни. .
4. Безопасность
Ребенок понимает безопасность своей семьи, потому что только семья удовлетворяет все его основные потребности, такие как еда, одежда и кров.Помимо заботы об этих основных потребностях выживания ребенка, семья обеспечивает ребенку эмоциональную безопасность, которую он не может найти больше нигде. Это связано с тем, что, когда ваш ребенок находится на улице, от него могут потребовать определенного поведения или социального поведения, поскольку от него можно ожидать, что он будет вести себя в соответствии с социальными нормами. Однако дома он может открыто высказываться и. таким образом. становится важным, чтобы дома была создана безопасная и безопасная среда, в которой ребенок мог бы свободно выражать свои мысли. Ребенок, который чувствует себя защищенным и защищенным, может расти и развиваться лучше, чем ребенок, живущий в небезопасной среде, где он может бояться свободно выражать свои мысли.Безопасность имеет первостепенное значение для ребенка, и она может помочь вашему ребенку вырасти эмоционально, физически и умственно.
Воспитание ребенка — это не прогулка с тортом, и со стороны родителей требуются большие усилия. Однако видеть, как ваш ребенок становится ответственным и заботливым человеком, — очень полезный опыт. Важно не только привить ребенку хорошие ценности и привычки, но также важно создать благоприятную и безопасную среду, чтобы ваш ребенок мог соблюдать то, чему вы его научили.Кроме того, совершенство не всегда возможно, и нет ничего плохого в том, чтобы делать ошибки, и то же самое касается воспитания детей. Родители — люди, и они могут ошибаться, но важнее всего их зарегистрировать и исправить. Не будьте слишком суровы к себе или своему ребенку. Семья — это первый источник обучения для ребенка, поэтому убедитесь, что он хороший. Никто не идеален, но вы, безусловно, можете стремиться делать правильные вещи, чтобы это могло помочь в оптимальном росте и развитии вашего ребенка.
Также прочтите: Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ | Поведение, деятельность, стиль воспитания | Сообщение в блоге Шилпа Сунити
« Вы не выбираете свою семью. Они — Божий дар вам, как и вы им ».
— Desmond Tutu
Семья — это основа для развития ребенка. То, как ребенка любят, заботятся и лелеют, дает ему возможность быть лучше в своей жизни в будущем.
Перечислено Ниже приведены некоторые способы влияния семьи на развитие ребенка —
«ЦЕННОСТИ»
Члены семьи — это первые люди, с которыми ребенок взаимодействует. Дети многому учатся, наблюдая. Они склонны учиться у своего окружения. Семья играет важную роль в формировании ребенка во всех смыслах.
❤️RESPECT❤️
Дети похожи на губки, они все впитывают очень быстро. Они узнают гораздо больше из того, что мы делаем, чем из того, что мы говорим. Если мы относимся к людям с уважением, они следуют тому же, если мы с неуважением, они замечают это очень скоро.
«ЯЗЫК»
Это важный компонент семьи. Если мы не говорим с ними на нашем родном языке, они никогда его не выучат. Поэтому важно общаться с ними на нашем родном языке.
«ЭМОЦИИ»
Важно учить других сочувствовать и сострадать. Как справляться с разными ситуациями. Если они не в состоянии справиться с ситуациями, они могут сделать деструктивный выбор в будущем.
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Когда они маленькие, нам нужно научить их улыбаться и махать незнакомцам.Таким образом они учатся общаться и доверять людям, а также учатся заводить дружбу.
«РАЗДЕЛЕНИЕ»
Все начинается в первую очередь в семье. Научите их делиться своими вещами с другими. Родители — первые учителя, поэтому учите их делиться с вами вещами, постепенно они начинают делиться с другими.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Личное взаимодействие очень важно. Мы должны немедленно реагировать и следить за тоном вашего голоса. Всегда держите телефоны подальше и проводите с ними время.
«БЕЗОПАСНОСТЬ»
Семья обеспечивает эмоциональную безопасность для детей.Они свободно выражаются только в своей семье. Нам необходимо создать безопасную среду. Когда они почувствуют, что могут полностью нам доверять, им будет более комфортно. Это поможет им расти лучше.
«ПОТРЕБНОСТИ»
Дети полностью полагаются на родителей в своих основных потребностях. Удовлетворение их потребностей — наш долг. Дети выражают свои потребности по-разному. Но признание их потребностей также очень важно.
«КОНФЛИКТЫ»
Как родители мы делаем ошибки, но важно вносить поправки.Никогда не будь резким. Безупречно справляйтесь с любой ситуацией. Никто не совершенен, но мы можем прилагать усилия, чтобы поступать правильно, чтобы это помогало оптимальному росту и развитию ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обучения детей недостаточно, нам нужно действовать так, как мы ожидаем от них. Помните, что никто не идеален и ни одна семья не идеальна. Но нам нужно знать важность семьи в развитии наших детей.
💖💖💖 HAPPY PARENTING 💖💖💖
Заявление об ограничении ответственности: Мнения, выраженные в этом посте, являются личным мнением автора.Они не обязательно отражают точку зрения Momspresso.com. Любые упущения или ошибки принадлежат автору, и Momspresso не несет за них никакой ответственности.
Ядерная семья по-прежнему необходима
Ядерная семья распадается — по крайней мере, так американцы могут сделать вывод из того, что они смотрят и читают. Типичная нуклеарная семья состоит из супружеской пары, воспитывающей детей. Но из мучительного изображения развода, получившего «Оскар» Marriage Story , или декабрьской декабрьской статьи социолога Кристины Кросс в New York Times «Миф о двое родителей», в которой не учитывается важность брака. Что касается детей, можно сделать вывод, что брак находится под большей угрозой, чем когда-либо, и что это может быть не так уж и плохо.
Между тем писатель Дэвид Брукс недавно охарактеризовал американскую концепцию семьи после Второй мировой войны как историческое отклонение — отход от гораздо более старой традиции, согласно которой родители, дедушки, бабушки, братья и сестры и двоюродные братья заботятся о благополучии. детей. В статье в номере The Atlantic под заголовком «Ядерная семья была ошибкой» Брукс утверждал, что «нуклеарная семья медленно разрушалась в течение десятилетий». Он видит расширенные семьи и то, что он называет «вымышленными семьями» — одиноких родителей, одиноких взрослых и других, собирающихся вместе, чтобы поддержать друг друга и детей, — как заполнение вакуума, созданного распадом нуклеарной семьи.
Дэвид Брукс: нуклеарная семья была ошибкой
И все же поиск альтернативных форм семьи имеет два основных недостатка. Во-первых, есть свидетельства того, что нуклеарная семья действительно выздоравливает. Во-вторых, нуклеарная семья, возглавляемая двумя любящими женатыми родителями, остается самой стабильной и безопасной средой для воспитания детей.
Конечно, есть основания для законной озабоченности состоянием американской семьи. Сегодняшний брак с меньшей вероятностью будет закреплять семейную жизнь во многих бедных и рабочих сообществах.В то время как большинство мужчин и женщин с высшим образованием в возрасте от 18 до 55 лет состоят в браке, это уже не относится к бедным (только 26 процентов в браке) и к рабочему классу (39 процентов). Более того, дети из этих семей гораздо реже живут под одной крышей со своими биологическими родителями, чем их сверстники из более обеспеченных семей.
Но есть и хорошие новости — особенно для детей.
Сегодня количество разводов снижается более чем на 30 процентов с пика примерно в 1980 году в результате революции разводов.А после Великой рецессии число рождений вне брака также сокращается. Меньшее количество разводов и рождение детей вне брака означает, что больше детей воспитывается в стабильных семейных семьях. С 2014 года доля детей в неповрежденных семьях начала расти, переломив многолетнюю тенденцию в обратном направлении. И, как заметил Брукс — цитируя исследование, которое один из нас провел в Университете Вирджинии, — нуклеарная семья, возглавляемая женатыми родителями, остается личным идеалом даже для мужчин и женщин, которые не питают моральных возражений против альтернативных семейных структур.
Ничто из этого не говорит о том, что ученые и социальные комментаторы ошибаются, превознося роль расширенных семей в улучшении жизни детей. В своей статье New York Times , поднимающей вопросы о важности дома с двумя родителями, Кросс выдвинула гипотезу о том, что проживание ближе к большой семье может на самом деле помочь защитить чернокожих детей «от некоторых негативных последствий, связанных с отсутствием родителей в доме. ” И, по запоминающемуся рассказу Брукса, альтернативы нуклеарной семье открывают огромные перспективы: «Американцы жаждут жить в расширенных и созданных семьях», договоренности, которые «позволяют большему количеству взрослых и детей жить и расти под любящим взором дюжины пар. глаз, и быть пойманным, когда они упадут, дюжиной пар рук.
Бабушки и дедушки, например, живут вместе с детьми и внуками; Одинокие взрослые и родители-одиночки создают новые союзы на таких сайтах, как CoAbode, где, по словам Брукса, «матери-одиночки могут найти других матерей-одиночек, заинтересованных в совместном жилище». Эти новые договоренности не только предоставляют людям больше свободы в выборе их собственных связывающих уз, но и обещают заполнить пустоту, оставшуюся при отсутствии прочной нуклеарной семьи.
Прочтите: Возраст бабушек и дедушек состоит из множества трагедий
Нет никаких сомнений в том, что «дюжина пар рук» может облегчить семейную жизнь.Общество должно аплодировать тем, кто пытается спасти взрослых и детей, брошенных на произвол судьбы в стране, где, несмотря на многообещающие тенденции, многие дети все еще растут вне полноценной семьи с двумя родителями.
Но американцы не должны предполагать, что общество может успешно заменить семьи, возглавляемые женатыми родителями, на модели, ориентированные в большей степени на родных и близких. Особенно следует проявлять осторожность, поскольку расширенные семьи и сообщества изо всех сил пытаются способствовать продвижению вверх или успешно вырастить следующее поколение в обстоятельствах, когда семья, некогда скрепленная браком, распалась среди них.
Оказывается, отношения между нуклеарными семьями и более крупными сообществами являются более симбиотическими, чем замещающими, более взаимозависимыми, чем взаимозаменяемыми. Какими бы ни были достоинства расширенных или других неядерных форм семейной жизни, исследования еще не показали, что они полностью готовы к выполнению уникальной роли двух родителей ребенка.
Сегодня в большинстве домохозяйств, состоящих из нескольких поколений, в том числе бабушек и дедушек, родителей и детей, есть только один родитель. Это часто происходит из-за того, что мать переехала к своему родителю (или наоборот) после развода или разрыва.По данным социолога Венди Ван, 65 процентов семей, состоящих из нескольких поколений, имеют одного родителя. Но исследования показывают неоднозначные результаты для таких домохозяйств.
Сара Макланахан из Принстонского университета и Гэри Сэндефур из Университета Висконсина обнаружили, что средний ребенок, воспитанный «матерью и бабушкой», делает примерно то же самое, что и средний ребенок, воспитанный матерью-одиночкой »по таким результатам, как бросание из школы. средняя школа или рождение подростка. А в отсутствие обоих родителей дети, воспитанные их дальними родственниками, такими как тетя или дядя, имеют значительно более высокую вероятность, по словам одного исследования, «более высокий уровень интернализации проблем», включая одиночество и грусть, по сравнению с своим сверстникам, воспитанным женатыми родителями.Что касается других возникающих форм семьи, таких как поддельные семьи, есть вполне обоснованные причины для скептицизма в отношении роли, которую взрослые, не являющиеся родственниками, могут играть в воспитании ребенка. На протяжении многих лет исследование за исследованием детализировали множество возможных недостатков вовлечения взрослых, не состоящих в родстве, особенно мужчин, в жизнь детей без присутствия женатых родителей этих детей.
Это связано с тем, что, к сожалению, взрослые, не связанные с детьми, гораздо чаще подвергаются жестокому обращению или пренебрежению ими, чем их собственные родители.Один федеральный отчет показал, что дети, живущие в семье с взрослым, не являющимся родственником, примерно в девять раз чаще подвергаются физическому, сексуальному или эмоциональному насилию, чем дети, выросшие в полноценной нуклеарной семье. Все это означает, что для детей важно, включают ли все пары рук, которые их поднимают, в первую очередь руки их собственных родителей.
Положительные эффекты стабильного брака и стабильных нуклеарных семей также распространяются. Районы, поселки и города с большей вероятностью будут процветать, если они поддерживаются большим количеством семей, состоящих в браке.Работа социолога из Гарварда Роберта Сэмпсона говорит нам, что районы с большим количеством семей с двумя родителями намного безопаснее. По его собственным словам: «Структура семьи является одним из самых сильных, если не самым сильным, предикторов различий в уровне городского насилия в городах Соединенных Штатов».
Прочтите: Что вы теряете, когда приобретаете супруга
Его коллеги из Гарварда, экономисты Радж Четти и Натаниэль Хендрен, сделали аналогичные выводы о взаимосвязи между здоровьем американской мечты и наличием семей с двумя родителями в семье. сообщество.Работая с группой ученых, они обнаружили, что чернокожие мальчики с большей вероятностью добьются экономической мобильности, если в округе будет больше черных отцов, а также больше супружеских пар. Что касается бедных детей всех рас, Четти и его команда обнаружили, что доля детей с одинокими родителями в данном сообществе является самым сильным и надежным предиктором экономической мобильности — или ее отсутствия. Дети, выросшие в общинах с высоким процентом одиноких матерей, с меньшей вероятностью переедут.Другими словами, нужна деревня, а всего женатых — человек, чтобы повысить шансы на то, что у бедного ребенка будет шанс осуществить американскую мечту.
Безусловно, изолированная нуклеарная семья, лишенная всякой социальной поддержки, просто нереальна для большинства людей. Супружеские пары, воспитывающие детей, а также другие формы семьи, имеют больше шансов на процветание, если они связаны с прочными связями друзей, семьи, сообщества и религиозных конгрегаций.
Точно так же сообщества становятся сильнее и безопаснее, когда в них входит много преданных супружеских пар.Таким образом, это хорошая новость: растет доля детей, воспитываемых собственными женатыми родителями. Расширенные родственники могут (а иногда и должны) играть большую роль в удовлетворении потребностей детей. Но, как знает любой родитель, когда речь идет о безутешном ребенке, даже «дюжина пар рук» из деревни не идет ни в какое сравнение с теплыми и безопасными объятиями мамы или папы.
Пять причин, по которым государство должно участвовать в воспитании детей
В последние годы сторонники ограниченного правительства как в развитых, так и в развивающихся странах приобрели значительную поддержку, утверждая, что крупная бюрократия подпитывает неэффективность и коррупцию, подавляет инициативу и мешает частной жизни.Тем не менее, есть по крайней мере одна область (а может быть, и больше), в которой страсть к ограниченному правительству вполне может быть неуместной: необходимость гарантировать успешное развитие детей.
Почему государство должно участвовать в воспитании детей — сфере, которая по определению может входить в сферу ответственности родителей? Есть как минимум пять веских причин для вмешательства государства в то, что инстинктивно является семейным делом:
- Дети имеют собственное юридическое лицо и интересы, отличные от интересов родителей, которые заслуживают защиты.Конвенция ООН о правах ребенка, подписанная 194 странами, обязывает государства гарантировать их благополучие. Они являются физическими лицами с законными правами и равны перед любым законом и политикой.
- Благополучие детей влияет не только на них и их семьи, но и на общество в целом. Дети, которые преуспевают в раннем детстве, с большей вероятностью станут продуктивными гражданами и внесут свой вклад в процветающую экономику и демократию, основанную на широком участии. Инвестиции в благополучие ребенка приносят прибыль в долгосрочной перспективе и влияют на процветание и жизнеспособность общества в будущем.
- Родители не всегда приносят должные жертвы ради своих детей. Семьи с ограниченными ресурсами сталкиваются с конкурирующими приоритетами, такими как инвестирование в семейный бизнес, покупка одежды или отправка ребенка в школу или к врачу. Если ставить на первое место маленького сына или дочь в этом контексте, то это может означать отказ от текущих потребностей в вознаграждениях, все преимущества которых ребенок получит только тогда, когда он станет взрослым, независимо от профессиональных способностей или здоровья. К сожалению, некоторые родители не обладают достаточным терпением или альтруизмом, чтобы пойти на такие жертвы.
- Родителям иногда не хватает информации, необходимой для принятия правильных решений. Иногда им не удается понять связь между опытом раннего детства и положительными результатами в дальнейшей жизни. Классический пример — важность ухода за детьми в дневное время. Дети из малообеспеченных семей, случайно распределенные в 1970-х годах в высококачественные детские сады в Северной Каролине, с меньшей вероятностью бросили школу и с большей вероятностью поступили в четырехлетний колледж в 21 год. Но бедные родители, которые не знают об этом. Жизненно важная роль детского сада может не использовать эту возможность, даже если в глубине души они заботятся об интересах своего ребенка.
- У родителей не всегда есть ресурсы, чтобы инвестировать в своих детей. Рассмотрите медицинские процедуры. Ребенку с катарактой может потребоваться операция для нормального развития зрения. Операция могла спасти ребенка от серьезных проблем со зрением, которые повлияли бы на его самочувствие и продуктивность во взрослом возрасте. Однако для оплаты такой операции родителям ребенка нужны наличные деньги или возможность взять их взаймы. Рынки капитала могут не обеспечить родителей деньгами сегодня в обмен на некоторые будущие доходы от инвестиций в ребенка.
Детей воспитывают не одни родители, да и не должны. Это слишком важная и трудная задача, чтобы возлагать ее исключительно на плечи матери и / или отца. Родственники, другие опекуны, учителя и правительство также участвуют в формировании опыта, который дети накапливают дома, в детских садах, в школе и в обществе в целом. Улучшение этого опыта будет определять жизнь детей и лицо общества, в котором они будут жить на долгие годы.Очевидно, что благополучие детей имеет значение как по этическим, так и по экономическим причинам, и государственная политика играет жизненно важную роль в развитии счастливых, здоровых и хорошо образованных детей, которые вырастают в социально и экономически продуктивных взрослых.
Роль государственной политики в воспитании детей находится в центре внимания ведущей серии IDB 2015 года «Развитие в Северной и Южной Америке», озаглавленной «Ранние годы: благополучие детей и роль государственной политики». Щелкните здесь, чтобы получать обновления об этой книге, которая скоро будет выпущена, и бесплатный PDF-файл после публикации.
Роли в семье — HealthyChildren.org
Семьи — это не демократия. В каждой семье есть свои способы решить, кто обладает властью и авторитетом в семейной ячейке, и какие права, привилегии, обязанности и роли закреплены за каждым членом семьи.
Ожидается, что в большинстве семей родители будут руководителями или руководителями в семье; ожидается, что дети будут следовать руководству своих родителей. По мере того, как дети среднего возраста становятся старше, они будут просить и, безусловно, должны получать больше автономии, и их мнение следует учитывать при принятии решений; однако родители являются последней инстанцией.
Конечно, между поколениями всегда будут разногласия. Ваш ребенок может захотеть отправиться на пляж во время семейного отдыха; вы можете пойти в горы. Он может думать, что у него слишком много работы по дому; вы можете подумать, что у него как раз нужная сумма. Пусть он высказывает свое мнение, но окончательное решение остается за вами. Объясните, почему вы сделали такое суждение, не защищаясь и не извиняясь. Вы не всегда будете популярны в этих решениях, но ваш ребенок все равно будет любить вас.
Хотя иерархии поколений являются наиболее очевидными внутри семейств, существуют и другие типы иерархий. Иногда они зависят от пола. В патриархальных обществах, подобных нашему, мужчины традиционно имели власть над женщинами, в том числе в семье. Традиционно отцы были кормильцами и авторитетными фигурами, но, хотя они и могут принимать окончательные решения, они часто берут на себя лишь ограниченные функции, помимо семейных. Матери были опекунами, ответственными за эмоциональную сторону семьи; они сохранили семью и нормально функционируют.Это означает, что матери и отцы могут занимать разные должности в семейной иерархии, что матери берут на себя основную ответственность, а отцы могут нести лишь частичную ответственность за повседневные решения родителей.
Однако сегодня у этой традиционной гендерной структуры есть вызовы. Во многих семьях и отцы, и матери приносят домой зарплату. И хотя кажется, что женщины по-прежнему берут на себя большую долю ответственности за повседневные дела семьи, все больше отцов берут на себя большую роль в воспитании детей и выполнении домашних обязанностей.
Полезно подумать, какие роли каждый член семьи играет в семье, и всех ли устраивает нынешнее устройство. Например, старшие дети в семье могут брать на себя родительскую роль по уходу за своими младшими братьями и сестрами. Или бабушки и дедушки могут занять важное место в семье, взяв на себя центральную роль по воспитанию детей, пока родители работают.
Подумайте о том, кто и за что отвечает в вашей семье, и как работает текущая договоренность.Некоторые обязанности могут быть предметом переговоров, особенно если кажется, что семья не функционирует оптимально. Например, старший ребенок может возмущаться тем, что берет на себя слишком много ответственности за присмотр за младшими детьми, в то время как младшие дети могут также возмущаться, что старший ребенок играет родительскую роль. Это приведет к спорам всякий раз, когда старший ребенок остается ответственным. Родителям необходимо проанализировать, что происходит, обсудить, что дети думают об этом, и придумать альтернативы.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.
Какую роль в воспитании детей играют школы?
Вы когда-нибудь задумывались, где заканчивается роль родителей и начинается роль школы? Это вопрос, над которым стоит подумать.В конце концов, эти два влияния являются самыми сильными в жизненно важные годы детства.
Важно отметить, что школы не существуют , чтобы взять на себя роль родителей.
Некоторые родители выбирают христианские школы в качестве партнеров в обучении своих детей к благочестивой зрелости. Однако независимо от того, какую школу вы выберете, родителей по-прежнему играют роль –.
Неважно, насколько хороша, школа (где ваш ребенок проводит около 30 часов в неделю в течение 40 недель в году) не может заменить круглосуточную любовь, поддержку и руководство, которые может обеспечить дом.
Итак, при чем здесь школа? Школы несут ответственность за предоставление возможностей качественного обучения, отвечающих потребностям учащихся, в безопасной и благоприятной среде. Они должны способствовать интеллектуальному, эмоциональному, физическому, социальному и духовному развитию учащихся и воспитывать их, чтобы они стали ответственными гражданами.
Важно помнить, что родители — важнейшие партнеры в обучении своих детей. Исследования доказали, что дети учатся лучше, дольше учатся в школе и больше участвуют в учебе, когда школы и семьи работают вместе.Дети с заинтересованными родителями также более регулярно ходят в школу, лучше себя ведут и обладают лучшими социальными навыками.
Возвращаясь к исходному вопросу, школа никогда не сможет заменить основную роль родителей. Однако выбор подходящей школы может оказаться огромным подспорьем в воспитании детей. Когда школа и родители работают в гармонии, у детей, вероятно, будут лучшие результаты.
Школьные ценности и семейные ценности
Один из ключевых способов наладить гармоничные отношения между школой и домом — это убедиться, что вы разделяете схожие ценности.
Каждому родителю нужен дом, в котором мир, радость и непринужденная атмосфера товарищества являются нормой дня. Никто не любит жить в напряжении дома.
Воспитание детей, которые постоянно бросают вызов ограничениям, сомневаются в вашем авторитете, ссорятся или нарушают правила, может быть чрезвычайно сложной задачей.
Одна из причин, по которой родительские обязанности могут быть трудными, о которой вы, возможно, не задумывались, — это конфликт между школьными ценностями и семейными ценностями.
Например, если ваши семейные ценности гласят: «Мы относимся друг к другу с уважением», но школа мало что делает для борьбы с издевательствами, между домом и школой ведутся противоречивые сообщения.Если в школе учат: «Вся правда равна — вы сами решаете, что для вас правда», это явно противоречит христианской вере в абсолютную истину Бога.
Серьезное несоответствие между ценностями, которым учат в школе, и ценностями, которым учат дома, будет настоящей проблемой для родителей.
Прежде чем выбрать школу, спросите себя: «Будут ли школьные ценности противоречить нашим собственным, или они будут поддерживать и поощрять то, что важно для нашей семьи?» Когда школа и дом воспитывают одни и те же ценности, воспитание детей становится намного проще.
Как быть хорошим родителем
Как объясняет британский реформатор образования и писательница Кэтрин Бирбалсингх, CBE, в Battle Hymn of the Tiger Teachers : «Родители не всегда понимают … что способ создать хорошую школу — это требовать большего и от учеников, и от родителей» ( стр.221). Исследования неизменно указывают на то, что семейная жизнь оказывает самое большое влияние на академические результаты ребенка.
Учитывая важность воспитания детей для успеваемости ребенка, ниже приведены пять способов, которыми родители школьников могут быть «хорошими родителями» в отношении школьной жизни.
1. Прочитать школьные сообщения
Хорошее общение имеет решающее значение в любых отношениях. Отношения между школой и домом ничем не отличаются. Некоторые школы, такие как наша в ACC, изо всех сил стараются держать родителей в курсе того, что происходит в школе и с их учеником.
Небольшое количество времени и усилий, необходимых для чтения школьных сообщений, — это отличное вложение в позитивное партнерство. Вам поможет:
- Будьте в курсе событий, происходящих в школе, например, изменения расписания или формы
- знать о возможностях внеклассного обучения, таких как спортивные занятия, музыкальные программы или клубы по интересам
- заранее подготовьтесь к любым мероприятиям, в которых может участвовать ваш ребенок, например, экскурсиям или спортивным дням
- следит за успеваемостью вашего ребенка и участвует в нем, например, читая отчеты и посещая обсуждения родителей с учителями.
2. Дайте учителям преимущество сомнения
Ваш ребенок приходит домой с жалобами на учителя или предмет? Когда в школе дела идут не так хорошо, как вы ожидали, можно легко обвинить учителя.
Это правда, что качественное преподавание жизненно важно для успеха учащихся. Однако играют роль многие другие факторы, в том числе уровень мотивации учащихся, интерес к предметному содержанию, поведение и домашняя ситуация.
Помните, большинство учителей приходят в профессию, потому что хотят оказать положительное влияние на следующее поколение.В ACC наши сотрудники стремятся помочь студентам реализовать свой потенциал — в академическом, социальном, физическом и духовном плане.
Да, иногда что-то идет не так. Но, пожалуйста, дайте учителям право сомневаться. Большинство проблем можно легко решить, если немного спланировать, а также открыто, честно и уважительно общаться.
3. Регулярно поощряйте учителей вашего ребенка
Профессия учителя может быть чрезвычайно полезной. Трудно сопоставить радость от того, что ученики «получают» новые идеи и растут вместе с людьми.Однако это также может вызывать стресс. Фактически, данные, собранные Австралийским советом по исследованиям в области образования до пандемии COVID-19, показали, что 58 процентов австралийских учителей уже испытывали « сильный » или « сильный » стресс на своей работе — выше, чем в среднем по ОЭСР (49). процентов.
Отчет, составленный Институтом детей телемарафона, показывает, что стресс учителя связан со многими факторами, включая чрезмерную нагрузку и рабочее время, плохое поведение учеников, агрессию со стороны учеников и родителей, а также ложное общественное мнение об учителях.
Кроме того, они указывают на то, что стресс учителя может негативно сказаться на обучении учащихся. И наоборот, признание за свою работу — фактор защиты от стресса учителя.
Таким образом, поощрение учителей вашего ребенка будет способствовать как благополучию учителя, так и обучению вашего ребенка.
Вот несколько идей для поощрения учителей вашего ребенка:
- подтвердите их своими словами (вот 45 предложений о том, что сказать или написать в заметке)
- дай им понять, что молишься за них
- говорите о них положительные вещи другим людям, в том числе своему ребенку (и никогда не критикуйте их перед своим ребенком)
- отвечает на их сообщение, даже если оно просто подтверждает, что вы его получили
- отправить обнадеживающее сообщение в день их рождения или по другому особому случаю (или просто наугад)
- отправить небольшой подарок признательности.
4. По возможности участвовать в школьных мероприятиях
Еще один способ укрепить эти жизненно важные связи между домом и школой — по возможности посещать школьные мероприятия. Если вы покажете свое лицо школе, это поможет учителям и вашему ребенку понять, что вы активно участвуете в их образовании.
Вам не нужно становиться следующим координатором магазина или спортивным крикуном. Найдите способы принять участие, которые соответствуют вашей личности, например, помогите в библиотеке, если вы предпочитаете тихую обстановку, или поддержите учеников математикой или чтением.Даже такие мелочи, как знакомство с учителями и посещение ежегодных церемоний награждения, сигнализируют о вашем участии.
5. Поднимайте вопросы с партнерским мышлением
Как мы отметили выше, родители являются жизненно важными партнерами в образовании своего ребенка. Точно так же школы сотрудничают с родителями на пути каждого ученика, от надевания рюкзака для «большой школы» до выхода из школы в последний раз.
При возникновении проблем не забывайте об этом важном партнерстве.Это может помочь сосредоточиться на вашей общей цели — поддержке вашего ученика, чтобы он реализовал свой потенциал и стал всем, что Бог задумал для него.
Когда интересы вашего ребенка находятся в центре каждого взаимодействия, решать проблемы намного проще.
Школы как «позитивные влиятельные лица»
Хотя родители в наибольшей степени влияют на своих детей в раннем возрасте, школа оказывает огромное влияние на развитие вашего ребенка. Как мы обсуждали ранее, неправильная школа может привести к конфликту между семейными и школьными ценностями, что приведет к родительским драмам.
Школа также занимает большую часть родительской жизни. Только подумайте, сколько раз вы, вероятно, будете ездить туда-сюда в школьные годы ваших детей!
Школы — это больше, чем просто центры образования. По самой своей природе школы — это сообщества, в которых люди собираются вместе для обучения и преподавания. Они также заводят дружбу, находят наставников, получают рекомендации и развивают характер.
Поэтому жизненно важно, чтобы вы выбрали тот, который оказывает положительное влияние. Когда дела идут хорошо, и ученики, и родители могут извлечь пользу из дружбы и обмена опытом участия в позитивном школьном сообществе.
Выбирая школу, которая поддерживает вашего ребенка во всех сферах его развития и разделяет ваши ценности, вы даете своему ребенку наилучшие шансы стать благочестивым молодым мужчиной или женщиной и преуспеть в том, что Бог хочет, чтобы они делали.
Что происходит, когда бабушка и дедушка помогают воспитывать детей
Сегодня в мире около 1 миллиарда человек — бабушки и дедушки.Поскольку люди живут дольше, мы проводим больше времени в роли дедушек и бабушек по сравнению с предыдущими поколениями. Более того, у людей в целом меньше детей, а это означает, что дедушки и бабушки могут уделять больше времени каждому внуку.
Бабушки и дедушки играли важную роль в семьях во все времена, и их роль продолжает развиваться, но их участие в жизни своих внуков во всем мире разное. В США примерно 10% бабушек и дедушек жили с внуками в 2012 году.В Африке и Азии жизнь в семье, состоящей из нескольких поколений, является обычной практикой.
Ряд недавних исследований семей в нескольких азиатских странах помогает пролить свет на то, как бабушки и дедушки участвуют в совместном воспитании детей, что исследователи определяют как разделение обязанностей по уходу за ребенком и воспитанием между двумя или более взрослыми. Эти исследования показывают, что детям выгодно, когда родители имеют крепкие отношения с их родителями, бабушкой и дедушкой, и указывают на некоторые способы их развития.
Как гармония между родителями и бабушками помогает детям
Рекламное объявление
Икс
Meet the Greater Good Toolkit
От GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для благополучия.
Когда родители, бабушки и дедушки ладят, выгода, кажется, падает как на самих родителей, так и на детей.
Исследователь Сяовей Ли и ее коллеги недавно изучали совместное родительство родителей, бабушек и дедушек в Китае, где это очень распространено, в нескольких исследованиях.В своем исследовании 2019 года почти 180 матерей дошкольников заполнили анкеты о своих совместных родителях. Большинство семей проживало в семьях из трех поколений, и 80% семей имели только одного ребенка.
В анкете задавались вопросы о положительных аспектах родительских отношений между родителями и бабушкой и дедушкой, например, насколько они согласны, чувствовали себя близкими, поддерживали друг друга и одобряли родительские обязанности, а также о сложных аспектах, например о том, насколько дедушка и бабушка подрывали их или нет. делают свою долю заботы о детях, и сколько у них конфликтов на глазах у ребенка.Исследователи также измерили, насколько компетентные матери чувствовали себя при использовании родительских стратегий и обучении своих детей навыкам, соответствующим их возрасту. В начале исследования и шесть месяцев спустя матери отвечали на вопросы о социальной компетентности своих детей — насколько хорошо они ладят с другими.
Выводы? Матери, у которых были прочные родительские отношения с бабушками и дедушками (в основном бабушками), как правило, чувствовали себя более эффективными в своей родительской роли, а их дети, в свою очередь, через шесть месяцев становились более социально компетентными.Исследователи объясняют, что бабушки и дедушки с их богатым родительским опытом могут оказывать поддержку, подражать и ободрять, когда они сотрудничают в воспитании детей, что может повлиять на то, насколько компетентные матери чувствуют себя в своей родительской роли. А когда матери чувствуют себя более уверенно, они могут более позитивно и настойчиво подходить к воспитанию детей, что может способствовать социальному развитию их детей.
Сопровождение родителей, бабушек и дедушек также влияет на другие аспекты развития детей.В исследовании 2020 года Ли и ее коллеги изучали его влияние на усердный контроль дошкольников — их способность регулировать, как они реагируют на ситуацию, планируют и замечают новизну или ошибки, что играет роль в социально-эмоциональном благополучии детей. Для дошкольников это может сыграть роль, когда они получат подарок, который им не нравится, им нужно будет придумать, как делиться игрушками или признать, что кто-то нарушил правило в игре.
Более 250 пар из Китая, как матери, так и отцы, дважды в течение 10 месяцев заполняли анкеты о своих отношениях с основными родителями-родителями (85% бабушки, 15% дедушки).Матери также заполнили анкеты о том, как их дети стараются контролировать.
Исследование показало, что матери и отцы, чьи родительские отношения с бабушками и дедушками были более схожими , как правило, рожали детей с большим усилием контроля через 10 месяцев. Другими словами, когда оба родителя говорят о том, как они оценивают качество своих отношений с бабушкой и дедушкой (например, мамы и папы говорят, что они хорошо работают в команде с бабушками и дедушками), это, как правило, хорошо для детей. .С другой стороны, когда у одного из родителей родительские отношения с бабушкой или дедушкой лучше, чем у их партнера, их дети, как правило, имеют меньше усилий для контроля.
Ли и ее коллеги объясняют, что, когда родительские отношения родителей с бабушками и дедушками не совпадают, тогда более серьезный конфликт между матерями и отцами может повлиять на эмоциональную среду в семье и, в свою очередь, истощить энергию и жизнестойкость детей. С другой стороны, большая гармония в отношениях родителей, бабушек и дедушек может создать более благоприятную среду для детей, чтобы они могли наблюдать и учиться саморегуляции.
Наконец, конфликт родителей с бабушкой и дедушкой может повлиять на другие семейные отношения. В другом исследовании 2020 года Ли и ее коллега более глубоко изучили три поколения межличностных отношений. Помимо измерения качества родительских отношений между родителями, бабушками и дедушками, они также измерили супружеские отношения между матерью и отцом и отношения между родителями и детьми в более чем 300 семьях из Китая. В частности, они спрашивали матерей и отцов, как часто у них возникали конфликты в браке.Они также спрашивали родителей о близости, конфликтах и зависимости между ними и их дошкольниками.
Результаты? В целом, в семьях с лучшими родительскими отношениями между матерью и бабушкой и дедушкой, как правило, было меньше семейных конфликтов и, в свою очередь, более позитивные отношения между родителями и детьми.
«В Китае есть старая поговорка, что« все будет процветать, если семья — это гармония », которая показывает, что гармония в семье наивысшая», — объясняют Ли и ее коллега.«Даже в случае конфликта родители, бабушки и дедушки ставили интересы семьи на первое место и контролировали свои негативные чувства». С другой стороны, если между родителями, бабушками и дедушками происходит негативное взаимодействие, стресс и конфликт могут перекинуться на другие семейные отношения.
Общайтесь для лучшего взаимопонимания
Какие шаги могут сделать родители, бабушки и дедушки для более крепких и гармоничных отношений? Новое исследование предлагает по крайней мере одну подсказку о роли хорошего общения.
Сопровождение родителей, бабушек и дедушек распространено во Вьетнаме, где 50% бабушек и дедушек живут с внуками. В исследовании 2020 года, проведенном Нам-Фуонг Хоанг и ее коллегами, состоящими из более чем 500 родителей из Вьетнама, изучались сотрудничество и конфликты в отношении родительства между родителями, бабушками и дедушками четырехлетних детей.
Родители (в основном матери с университетским или высшим образованием) заполнили анкеты о том, насколько открытыми или конфликтными были их модели общения с бабушками и дедушками.Их также спросили о психологически контролирующем поведении бабушек и дедушек, например, были ли они разочарованы, если на них не полагались и не вмешивались в их проблемы.
Исследователи обнаружили, что родители с более открытыми моделями общения, как правило, имеют более совместные родительские отношения с бабушками и дедушками. Более того, дедушки и бабушки, менее контролирующие психологию, имели более открытые модели общения и, в свою очередь, меньше конфликтовали в отношениях с родителями.
Хоанг и ее коллеги объясняют, что родители могут достичь более сбалансированной динамики взаимопомощи с бабушками и дедушками, развивая свои настойчивые и конструктивные коммуникативные навыки для разрешения разногласий. Открытое общение предполагает чувство, что вы можете свободно обмениваться информацией без ограничений, и у вас есть чувство, что вас понимают.
Это недавнее исследование бабушек и дедушек подчеркивает, что налаживание родственных отношений сопряжено с определенными проблемами.