Содержание
Для чего нужны сказки? Зачем нужны сказки взрослым
Просмотров 2.6к. Обновлено
Для чего нужны сказки? Нужно ли читать их ребёнку? Почему взрослым людям полезно и нужно читать сказки?
Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.
Для чего нужны нам сказки, что в них ищет человек?
Для чего нужны сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
(Автор Полина Николаева)
Сказка или как ее называли на Руси, сказ – одно из древнейших проявлений богатой культуры русского народа, его фольклора, верований и традиций. Сказочники на Руси всегда были в почете. Рассказать сказку было настоящим искусством, и остается им и поныне.
Бережно, из поколения в поколение, от дедов внукам передавались волшебные сказки. В этих сказках народ выразил свои задушевные идеалы, тайные мысли и образы. Все в них полно смысла.
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом. Юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его. Простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой. Кощей, Баба-яга и прочая нечисть населяют волшебные сказки, а Яга не всегда являет нам силу зла. Именно она часто указывает герою путь к спасению и направляет его.
Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье. Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав, ум и незлобивость.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает. Недаром же они часто кончаются лукавой присказкой:
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных, у которых обычно простая мораль. Это «Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок». Они чаще всего отражают отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни. «Кашица из топора», «Жена-спорщица». Наконец, самые интересные — волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами — «Марья Моревна», «Сивка-бурка».
Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают — так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк — всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.
Чем отличаются русские сказки от зарубежных?
Говоря о том, что же отличает русские сказки от сказок иных народов мира? В первую очередь — это их поучительность и воспитание в непринужденной форме. Вспомните знаменитую фразу о том, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ведь труд в сказаниях — это не тяжелая, повинность, когда нужно гнуть спину и работать до седьмого пота, а почетное дело, причем каждому человеку, по его силам и способностям и таланту
Так в каждой сказке Руси на пьедестал почета народ всегда ставит моральные ценности. Доброту и честность человека, его готовность помочь в любую минуту и альтруизм, смекалку и находчивость. Именно сказки — самый почетный жанр народного фольклора. И все это достигнуто за счет увлекательного и неповторимого сюжета. Он открывает каждому читателю, взрослому и малышу удивительный и неповторимый, многогранный мир чувств, отношений меж людьми, веру в чудо и добрый конец. Такие вот они — сказки Руси – неиссякаемый источник древней мудрости наших предков. Мудрости способной научить, подсказать и направить каждого читателя сегодня и всегда.
Для чего нужны сказки детям
Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных, поучительных и терапевтических целях.
Для чего нужны сказки — своим целевым назначением они, в первую очередь, нужны для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье. Правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Сказки как источник информации
Сказка хороша тем, что она всегда информативна. Язык сказки, ее стиль понятны ребенку. Информация, содержащаяся в сказках, поступает в сознание, а главным образом — в подсознание, непринужденно, легко, мягко, без родительских поучений и наставлений. Такая своеобразная подача сведений об окружающем мире, о людях, их чувствах и переживаниях позволяет незаметно, но прочно внедрить в душу маленького человека общепризнанные ценности морали и нравственности.
Образность языка — метафора
Главное достоинство сказкотерапии — в ценности метафоры, которая, как правило, присутствует в любой сказке. Многозначность метафоры, ее скрытый смысл помогают понять непонятное. Метафора стимулирует мышление и устанавливает непосредственные связи между левым и правым полушариями головного мозга.
В начале процесса восприятия сказки, в результате анализа и обобщения отдельных признаков по абстрактному значению, становится понятен смысл сказки (левое полушарие).
Создание ярких, конкретных, целостных образов, ведущих в мир фантазии, неотделимо от фабулы сказки (правое полушарие).
Свободные ассоциации, возникающие при прослушивании сказки, оказывают огромное влияние на психику, общение, обучение и творческие способности ребенка. Неопределенность места действия, иносказательный смысл метафоры завораживаю. «Давным-давно, когда взрослые были детьми, а сказки — правдой, жили-были…», мгновенно приводят малыша в сказочный мир. Дети любят и умеют не только слушать, но и писать сказки.
Идентификация
Любой ребенок, слушая сказку, сразу же начинает отождествлять себя с положительным героем. Главное действующее лицо сказки — собирательный образ, воплощающий самые лучшие черты человека, — является для детей образцом для подражания. Благодаря сказкам ненавязчиво с детства формируется духовный и нравственный потенциал личности. Они помогают малышам определять, «что такое хорошо и что такое плохо», чувствовать, где добро, а где зло. Таким образом, эмоционально объединяя себя с героем сказки, дети впитывают правильные нормы поведения.
Трансформация и индивидуализация
Отличительным свойством сказки является механизм трансформации. Маленький, физически и духовно слабый ребенок в конце сказки превращается в сильного мужественного человека, которому любое дело по плечу. Такое преобразование детского сознания К. Юнг назвал индивидуализацией, что в общих чертах представляется как обновление и расширение сознания. Индивидуализация — бальзам для духовного роста.
В младшем подростковом возрасте особенно интенсивно происходит развитие физических, психических, духовных компонентов личности. В основе некоторых сказок лежит так называемый обряд инициации — механизм передачи всех сил взрослого подрастающему поколению. Инициация связана с «умиранием детства» одновременно с обновлением и наполнением жизненным духом взрослых.
Активизация потенциала личности
В сказках главный герой раскрывает свои внутренние возможности. Показывает свои ресурсы и предлагает различные варианты успешного поведения. Ведь в сказках возможно все, а конец ее обязательно будет хорошим.
С какого возраста нужно читать ребёнку сказки?
Детская сказка — это способ познакомить ребёнка с основными понятиями человеческой морали. Считается, что малыш начинает проявлять интерес к сказке с двух лет. Колыбельные, которые слышит младенец, — это первые волшебные образы. Детская сказка, которую читает или рассказывает мама, считается необходимым этапом для развития нравственности ребенка.
Сказки подобраны по нарастающей трудности их восприятия. Простые, по содержанию и построению, сказочки о животных предназначены для детей самого раннего возраста. Со второго года жизни у детей бурно развивается способность к фантазированию, и сказка становится необходимой «питательной смесью». Читайте ребенку от 2-х до 3-х лет детские русские сказки «Колобок», «Курочку – Рябу» и «Теремок», пойте русские народные потешки. Избегайте страшных историй в этом возрасте.
После трёх лет наступает время детских народных сказок про животных. Например, «Заяц – хвастун», «Лиса и кувшин».
Детям предшкольного возраста адресованы более композиционно сложные волшебные сказки. «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая и Морской царь», «Царевна Несмеяна» и «Финист ясный Сокол». «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что», сказки А.С. Пушкина и другие русские народные сказки.
Сказки «Горе», «Две доли», «Как судился лещ с ершом» будут полезны ребятам, которым интересно не только содержание, но и сатирическая сторона сказок.
И вот, юному волшебнику исполнилось 7 лет. В этом возрасте, если раньше Вы занимались с ребенком, приучали его к красоте родной речи, ребенок уже любит слушать и читать книги с более сложными историями. Это книги, которые читают дети в возрасте 7-11 лет и, совсем нередко, с удовольствием знакомятся и перечитывают взрослые. Наступает время чудесных новых русских сказок Павла Бажова о Хозяйке Медной Горы. Сказки написанные по мифам Древней Руси наполнят воображение юного читателя новым миром, который существовал когда-то в старые сказочные времена. Предоставят его воображению и приключения, и нравственный выбор, и точку опоры в виде простых, понятных и мудрых заповедей далеких и таких близких славянских предков.
В некоторых русских сказках слишком много ленивых героев и легких способов разбогатеть. Осторожнее выбирайте сказки для этого возраста. То, что могло быть пропущено сознанием ребенка до семи лет, в этом возрасте может сложиться в искаженные представления о правильном поведении.
Признак настоящей детской сказки — хороший конец.
Такая книга создает у ребенка психологическую защищенность, ведь вера в то, что все закончится хорошо — основа нашего жизненного успеха!
Для чего нужны сказки взрослым людям
Сказка может дать отдых душе и сердцу, поможет излечиться от жизненной суеты. Она помогает найти подтверждения собственным жизненным наблюдениям. Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети.
- Первое, для чего нужны сказки, — это научиться различать добро и зло – в современном мире это все труднее сделать. Мы знаем, что такое добро и как достойно себя вести. Но в реальной жизни забываем о ценностях, о порядочности. А сказки, как отражение нашей совести, фокусируют нас на мудрости и моральных нормах!
Пробуждая забытые чувства и переживания детства, они делают жизнь ярче! Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни. Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом — нам этого так не хватает в жизни! - Второе — создание сказочной реальности и умение выходить из нее. Ведь мир Яви, реальный мир, в котором мы живем, требует выхода в другие миры (Нави и Прави) для того, чтобы взять оттуда знания — и вернуться обратно домой из волшебной страны и сказочных приключений.
- А третье — добрая детская сказка представляет собой древние шифры, в которых заложены знания о жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье. Об возможных отношениях, о ловушках, которые могут подстерегать человека. В наше жёсткое время, когда мы неумолимо черствеем — сказка просто необходима.
- Сказка – это возможность поговорить с ребёнком, который живёт в каждом из нас. Этот ребёнок хочет, чтоб его любили. Чтоб понять мир ребёнка, нужно вспомнить себя ребёнком – сказка помогает это сделать.
Чтение сказок – хороший способ помочь самому себе, поговорить с собой, помочь простить многие вещи. Сказки – это, как напоминание самому себе о важных вещах, о чём мечтали, а потом забыли. Зачем? Чтобы двигаться дальше, за своей путеводной звездой. Чтобы не сдаваться, когда тяжело.
Перечитывая сказку, заряжаешься энергией и можешь совершать новые подвиги! И тогда непременно можно оказаться там, где всегда хотел быть!
А можно просто читать сказки о волшебстве, как занятные истории, с мечтой о чуде.
У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.
Приходит Золушка на помощь,
Русалка речи говорит,
Кот в сапогах читает повесть,
Кощей бессмертный, дома спит.
А в жизни сказки не бывает?
Герои тут, герои там, —
Волшебник добрый загорает,
И даже едет в Амстердам.
Всем волшебство на Свете нужно,
Все люди верят в чудеса,
А Белоснежка темной ночью,
В сети рисует города.
И хочется так сильно верить,
Что в сказке вновь, волшебной мы,
Пусть, в жизни бури и метели,
Мы все желаем доброты.
Многие думают, что назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями. Но дело не только в этом. Сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение. Это таинственный мир, наполненный богатым смыслом, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть поэтому сказка остается с нами на всю жизнь…
Зачем детям нужны сказки
Мы знаем, что сказка – это
кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем
почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш
внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых
трудностей есть в тебе самом; она даёт почувствовать, что вокруг всё
живое и о нём нужно бережно заботиться; сказка реагировать на то, что
встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои
силы, к тебе непременно придёт помощь как награда за внимание и заботу.
Как обо всём этом поведать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк
необходимые для жизни сказочные уроки?
В этом нам поможет сказкотерапия! Мало прочитать сказку, важно её
прожить! Как это?
На одном из занятий мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная
королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и
Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки.
Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства,
эмоции, страхи и найти модель работы с ними.
Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им
управлять, посадив на верёвочку. И тогда страх перестаёт быть чем-то
бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.
Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и
безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает
слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд,
растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и
действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать,
кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это
оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности,
не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и
спасают Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из детей.
В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с
нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их
расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?
Обязательно надо протянуть мостик от сказки к реальной жизни, чтобы
всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт
ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если
их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо!
Мы привели в пример одно путешествие, но форм, через которые ребёнок
проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно
обсуждать, сказки можно рисовать, сказки можно сочинять. И тогда сказки
помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют
воображение, помогут найти точки опоры в жизни и многое другое…. Самое
главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве
не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Читайте сказки, дорогие друзья.
5 причин читать детям сказки
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Нужны ли детям сказки? И какие?
В современном мире перед родителями частенько встает проблема нужности или ненужности сказок для ребенка. Ведь сказки — это всего лишь какие-то фантазии. А малыш, скорее всего, нуждается в изучении и узнавании окружающего мира посредством реальных фактов из литературных источников. Да и у самих родителей накоплен бесценный опыт собственной жизни, с помощью которого мамы и папы могут ответить ребенку на многие его вопросы.
Вот только существует одно «но». Дело в том, что восприятие мира ребенком коренным образом отличается от взрослого восприятия. Первые пять — шесть лет своей жизни малыш некоторые вещи не воспринимает совсем, а к некоторым относится весьма оригинально. Смерть является иллюстрацией одного из таких явлений. Для ребенка не существует смерти с её неотвратимостью и невозможностью что-либо изменить. Он воспринимает её больше как переход в новый мир, превращение в другое, новое существо. Возможно, именно такой подход дает силы ребенку в дошкольный период пережить все возможные события, связанные с уходом из жизни дорогих ему существ и людей.
Вот здесь и вступает в свои права сказка. Она взаимодействует непосредственно с подсознанием ребенка и в этом её основной смысл.
Слушая или читая сказку, ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. Причем понимает это даже не на простом бытовом уровне общения в песочнице, а на каком-то высшем уровне восприятия, не всегда доступном даже взрослым. Живописные, красочные сказочные образы и сюжеты объясняют ребенку многие нравственные понятия гораздо лучше взрослых скучных объяснений.
А какие сказки будут самыми подходящими для малыша?
Конечно же, начинать надо с русских народных сказок. Именно с их помощью малыш узнает и прочувствует свои самые первые нравственные правила и законы, которые будут постепенно откладываться, и накапливаться в его «сундучке подсознания». В будущем именно они, возможно, смогут помочь ему в разрешении сложных взрослых проблем. Идеальное время для чтения сказок малышу — вечером, когда он готовится ко сну. Именно в этот момент ребенок обычно спокоен и расслаблен, а значит его подсознание максимально раскрыто для восприятия.
Необходимо обсуждать с малышом прочитанные сказки, выслушивать его мнение, делиться своим. Этот обмен впечатлениями важен для ребенка, поскольку может помочь ему разобраться в себе, в своем мироощущении.
Выбор конкретной сказки определяется, прежде всего, возрастом малыша:
- От года до трех — четырех лет лучше всего предлагать читать сказки, где главные персонажи — животные.
- От 4 до 5 лет интереснее будут сказочные сюжеты, построенные на взаимодействии людей и животных.
- От 5 до 6 лет маленький человечек может начать проводить сопоставление между собой и сказочными героями, и детям обычно нравится представлять самих себя, или в роли «богатырей» (для мальчиков), или в роли «принцесс» (для девочек).
- После 6 лет ребенок обычно созревает для собственного творчества.
Малыш с ненасытностью придумывает бесконечные истории, создает выдуманные миры и населяет их разнообразными персонажами.
Очень важно не пропустить этот период. Поскольку именно эти фантазии дают возможность родителем приблизиться вплотную к внутреннему миру ребенка, понять его возможные проблемы и помочь ему решить самые сложные из них.
Поэтому для родителей главное — осознать всю важность и значимость сказки для подрастающего человечка. И тогда прочесть или рассказать ребенку вечернюю сказку станет не только вопросом каприза и мимолетного настроения, а превратится в замечательную семейную традицию, которая сплотит родителей с малышом и оставит глубокий след в памяти ребенка.
Всего комментариев: 0
Зачем детям нужны сказки | SIMA-LAND.RU
30.06.2018
Современных детей трудно оторвать от телевизора, ведь фильмы и анимация предлагают готовые образы. А малышам важно развивать воображение и фантазировать самим. Как в этом помогают сказки и какие истории нужны детям в разном возрасте, расскажет педагог-психолог Евгения Сачкова.
Наш эксперт — Евгения Сачкова, педагог-психолог, мама 4-летнего Данилы |
— Зачем читать сказки детям?
— Сказки выступают способом общения с ребёнком на особом, хорошо понятном ему языке. Это безопасные уроки, которые помогают искать выход из разных ситуаций. Ребёнок отождествляет себя с главным героем, учится на его ошибках, перенимает его жизненный опыт. Вспомните сказку «Репка» и важный урок, который она преподносит: любую работу, которая кажется непосильной, можно выполнить сообща.
— Когда начинать читать?
— Знакомиться со сказками можно практически с пелёнок. Выбирайте книги из плотного материала, в которых есть много ярких иллюстраций и минимум текста. Ребёнок будет учиться перелистывать страницы и рассматривать картинки. Так у малыша появится первый опыт общения с книгой. Для детей до 1,5–2 лет подойдут книжки с колыбельными, потешками, русские народные сказки с простым сюжетом: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
— Какие сказки будут интересны в 2–3 года?
— Усидчивость, внимательность и словарный запас ребёнка в этом возрасте уже достаточно развиты, так что ему можно предложить истории подлиннее с более сложными диалогами и взаимоотношениями героев. Продолжайте знакомиться с мудрыми русскими народными сказками, но уже с затейливым сюжетом, например «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Петушок — золотой гребешок». Читайте стихи и пробуйте их заучивать с ребёнком: это развивает память и чувство ритма. Интересны малышу будут и книжки с музыкальными кнопками, книжки-раскраски, с которыми можно взаимодействовать. Это повышает у ребёнка мотивацию к чтению.
— Когда дети начинают понимать смысл сюжета сказки?
— Хорошо воспринимать и понимать смысл прочитанного ребёнок учится не раньше 4 лет. Малыш взрослеет, а вместе с ним меняются и его книги: на первый план выходит сама история, а не иллюстрации к ней. Теперь любимыми становятся волшебные сказки, в которых главным героем является человек. Он отправляется в путешествие, преодолевает трудности и сражается со злом.
— Стоит ли читать ребёнку страшные сказки?
— Страшными мы называем те истории, где на долю героев выпадают различные испытания, они сталкиваются со злом и несправедливостью или их жизни угрожает опасность. Такие сказки — своеобразная психологическая прививка от стресса. Они дают ребёнку возможность в малой доле пережить страх и научиться с ним справляться. Самое главное в страшной истории — хороший конец. Поэтому до 6–7 лет сказки лучше читать в адатированном варианте с хорошей концовкой.
Хорошая сказка дарит ребёнку опыт и новые впечатления. Чем больше историй вы прочитаете малышу, тем лучше он будет понимать окружающий мир. Чтобы покупка книг не ударила по карману, покупайте сказки по специальным ценам. Все такие издания мы собрали в одном разделе.
Выбрать книгу по специальной цене
Зачем нам нужны сказки — BookCooks.ru
Детский сад «Солнышко»
структурное подразделение муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Южно – Дубровинской
средней общеобразовательной школы
Направление: «Мир увлечений»
«Для чего нужны нам сказки?».
Авторы: Детско-родительская студия группы «Ромашка».
Руководители: воспитатели Ющенко Светлана Юрьевна Протопопова Татьяна Александровна.
Обоснование актуальности проекта.
Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!
Актуальна сказка и в ХХI веке, когда многие уже устали от теле и видео жестокости и насилия. Особенно эффективна сказка для детей, которые как никто могут удивляться миру, стремиться познать и изменить его.
Частые выступления на сцене перед зрителями помогают реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки. Мы — то актёры, то зрители и это помогает нам показать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
У нас развивается интерес и способности; любознательность и ассоциативное мышление; целеустремлённость и эмоциональность; интеллект и трудолюбие; способность к импровизации.
Тренируя упражнения по развитию речи, дыхания и голоса совершенствуется речевой аппарат.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют нам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки.
Начиная с ясельной группы мы играли в разные виды театра – пальчиковый, кукольный, теневой, настольный… «Би — ба — бо», «Театр — телевизор», «Театр шапочек», «Театр живой руки». Со средней группе мы уже участвуем в театральных постановках, стараемся стать актерами. Это помогает нам стать более раскрепощенными, общительными, мы учимся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Мы вместе с мамами и папами решили провести эксперимент инсценировку сказки, которая поможет нам определить, какие хорошие поступки, а какие нет, что лучше совершать – добро или зло?
У нас появилась идея – вхождение в мир сказок.
Определили тему: Для чего нужны нам сказки?
Нам вместе с нашими воспитателями, папами и мамами захотелось научиться инсценировать русские народные сказки и узнать: какие роли из русских народных сказок, помогут стать добрее, умнее, дружнее.
Для этого мы должны узнать :
В чём же тайна русско -народной сказки?
Чему учат русско-народные сказки?
Инсценировка с родителями сказки «Бабки-Ёжкин юбилей».
Задачи для родителей:
Повысить интерес детей к сказкам, желание чаще слушать их;
Повысить свой уровень информированности на современном этапе о русско-народной сказке?
Подготовить своих детей к более осмысленному пониманию содержанию сказки и поступков героев;
Поучаствовать вместе с детьми и воспитателями в театральной постановке?
Дети: Вопрос на который, мы должны ответить:
«Мы предположили, если мы будем инсценировать русские народные сказки, то они смогут научить нас стать добрее, умнее, дружнее?»
Гипотеза для родителей:
«Если мы будем участвовать с детьми в театральной постановке, поможет это нам лучше понимать своих детей?»
Чтение художественной литературы.
Просмотр русско-народных сказок в мультфильмах, кинолентах.
Инсценирование сказки « Бабки- Ёжкин юбилей».
изучение личного опыта;
изучение литературных источников;
изучение информации, полученной из Интернет – ресурсов;
изучение личного опыта;
изучение телевизионных телепередач;
Ожидаемый результат. Мы хотим научиться:
умение сопереживать героям русско-народной сказки
умение передавать эмоциональное состояние героя сказки
развитие мимики, пантомимики, общей моторики .
— Подготовительный: определение темы, цели, задач ;
— Поисковый и исследовательский: сбор информации ;
— Результативный: инсценирование сказки;
— Презентационный: делимся своими знаниями.
Благодарю за прекрасные ответы!
В Детстве сказки учат мечтать.. .
Помогают представить себя на месте ее персонажей.. .
вообразить, как можно было поступить на их месте.
Как можно прожить без сказок?
Это та же самая реальность.. .
немного вымышленная.. .
но даже вымысел построен на логическом размышлении.
Зачем нужны сказки?
Они учат правильно поступать
и не повторять тех ошибок,
которые можно допустить.. .
«не пей, – козленочком станешь» –
учит она ребенка тому,
что нельзя доверять луже и напиться из нее.
А сказка о Колобке учит тому,
что нельзя доверять незнакомому встречному.. .
он может оказаться Лисой,
хитрой и ловкой,
способной разговорами заманить поближе.. .
не для того, чтобы лучше познакомиться.. .
Как интересно жить в Мире Сказок?
Они уносят, вдаль.. .
манящую, беззаботную.. .
туда, где можно,
вместе с главными героями,
жить и радоваться,
узнать увлекательные приключения,
большую любовь.. .
Побывать в волшебной стране,
где молочные реки и кисельные берега,
где можно потерять туфельку,
а познакомиться с прекрасным принцем.. .
В Сказке много всего интересного,
хватило бы фантазии и любознательности.. .
жить, вместе со Сказкой!
И, будучи взрослыми.. .
так, порою,
не хватает доброй, таинственной сказки,
чтобы верить в Любовь, Счастье,
во все самое прекрасное и замечательное!
Как хорошо – верить в Сказки!
Как в жизни хочется поверить в Сказку!
Она подарит только нежность, ласку!
В ней оживает беззаветная любовь,
Что кружит голову, волнует кровь!. .
Лишь в Сказке, можно кем угодно стать
И в лучшее поверить, и мечтать…
Принцессой можно там родиться,
В ней только лучшее случится!
Пусть Кая Герда там всегда найдет.
Тому, кто чист душою, повезет!
Пусть счастье в ней героев ожидает…
И, все на свете, в сказке лишь бывает!
о Сказке, авторское
Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что-то полезное, не о волшебном, а о настоящем мире? И всё же самые мудрые взрослые вырастают из детей, которые слушали сказки. Скажем больше: взрослые, умеющие видеть красоту мира, и сами любят сказки всю жизнь. В чем же польза волшебных сказок?
Сказки – древняя традиция передачи знаний
Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.
Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.
Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.
Зачем нужны сказки детям?
Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.
Зачем нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души?
Зачем нужна сказка современному человеку?
«Детишки, смеясь, откусывая ломтики ароматного печенья, стайкой промчались к последнему дому в деревне, чтобы посыпать крошками поле. И встали как вкопанные завидев высокого длинноволосого старика, уже ступившего на деревянные мостовые.
— А я знаю, кто это, — зашептала старшая белобрысая девчонка, которую все кликали Веснянкой. — А вам не скажу, приглашу его к нам на постой, вечером и узнаете! Старик как слышал всё, подошел поближе, взял узкую девчачью ладошку в свою и сказал неожиданно густым напевным голосом;
— Ну, веди, красавица, к отцу своему, давно его не видал, есть о чем погутарить вместе!
— Боян пришёл, — радостно перекликались жонки, а мужики подкручивали усы и улыбались. Вечером, кто пришел первым к старосте в избу, тот занял лавки, а кто припозднился, остался смущённо стоять.
— Споёшь ли гость дорогой, сыграешь ли нам на своих гуслях? — это Старостина жонка, матушка Веснянки, добавила гостю ещё пирога с брусникой да подлила чаю.
— Как не спеть, коли слушать хотите!
— Весну зовём нынче, спой про любовь, Боян сладкоголосый! Или как сам выберешь.
И зазвенели гусли переливчатым звоном, и перед очарованными слушателями уже не старик в белом одеянии, расшитом красными узорами, а волшебные картины минувшего…»
Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?
Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.
Зачем нужны сказки именно вам?
Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.
Детские сказки: зачем нужны и как выбрать
Как выбрать правильные сказки, может ли книга навредить, что делать, если ребенок прочитал что-то неприличное или страшное и спрашивает об этом папу и маму? И наконец, почему хорошими родителями не рождаются, а становятся, и чего боятся в сказках взрослые и дети. Обо всем этом мы беседуем с Екатериной Асоновой — кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
Что такое сказка
— Екатерина Андреевна, что такое сказка?
— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.
В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.
В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.
Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.
— Сказка — это детское чтение?
— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.
Зачем нужна сказка
— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?
— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена. Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем. Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.
— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?
— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.
На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.
Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.
Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим». Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки. Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.
— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать…
— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.
Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.
Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.
Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.
У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.
Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции. Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности. То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.
Может ли сказка навредить
— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…
— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.
Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.
Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.
— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?
— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.
Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.
— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?
— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.
Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.
Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.
Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.
Запретные темы
— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.
— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.
— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?
— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.
Как лучше читать с ребенком
— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?
— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.
Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.
— Читаем или пересказываем своими словами?
— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка… В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.
Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.
Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.
Как стать хорошим родителем
— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема…
— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого. От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.
В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.
В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.
Беседовал Андрей Зайцев
15 рекомендаций для чтения с ребенком от 6 до 9 лет от Екатерины Асоновой
- Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»
- Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
- Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»
- Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
- Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»
- Алан Александр Милн. «Винни-Пух»
- Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»
- Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»
- Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»
- Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай»
- Сергей Седов. «Сказки «Детского мира»»
- Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы»
- Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»
- Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»
ЗАЙЦЕВ Андрей
Православный журнал «ФОМА»
Зачем нужны сказки — Национальная сеть рассказчиков
Автор: Лаура Пэкер
Недавнее возрождение сказочных СМИ, таких как фильмы (Гензель и Гретель, Спящая красавица), телешоу (Однажды в сказке, Гримм), литература (Келли Линк, Нил Гейман, Билл Уиллингем и другие) и games (Путь) дает понять, что эти истории имеют глубокий резонанс в нашей культуре. Но что именно в них толкает нас к ним снова и снова, когда нас все время засыпают множеством новых историй?
Сказки долговечны, потому что они, по сути, являются историями нашей жизни в их наиболее упрощенной форме.Это истории любви и потерь, желаний и смерти, богатства и разорения. Это неприукрашенные истории о том, что нами движет, без цивилизованных деталей технологий и манер. Они учат нас, как выжить в этом коварном и порочном мире. Они являются кратчайшим путем к общему пониманию того, как устроен мир.
Обожаю сказки. Я вырос, слушая рассказы Гримма не из книг, а переданные мне моей матерью от ее матери через устную традицию. Я прочитал столько сказок, сколько смог найти, и получил по ним степень.Я люблю тайну и волшебство, возможность и даже морализаторство. Я научился решать проблемы, хитростью выходить из опасных ситуаций и смотреть дальше очевидного.
Как рассказчик, я знаю, что если я расскажу сказку или историю, имеющую подобную структуру, мои слушатели поймут, что я делаю, и пойдут на прогулку. Это общий культурный язык со знакомыми символами и путями, которые позволяют нам легче связываться друг с другом.
Сказки хороши для пересказа и исцеления.Когда мы рассказываем историю нашей разбитой юности, мы можем рассказать ее как сказку и упростить как изложить, так и услышать. Мы можем говорить о темноте и обрабатывать этот опыт, больше не пугаясь.
Сказки помогают нам понять, что ценности прошлого не так уж сильно отличаются от наших ценностей сейчас. Мы по-прежнему жаждем любви, финансового комфорта, лучшей жизни для себя и наших детей. Мы хотим победить огров, перейти на лучшие пастбища, чтобы о нас заботились как можно лучше.Если эти ценности, перенесенные во времени, все еще сохраняются, то, возможно, ценности в разных культурах также могут быть схожими. Сказки помогают нам преодолевать границы времени и культуры.
И сказки питают нашу фантазию. В этих сказках чудесное является фактом, поэтому нас поощряют искать чудеса в собственной жизни. Нам дается разрешение смотреть на мир как на один из возможных. Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знания». Если вы верите в это, как и я, то сказки — один из самых мощных инструментов для подпитки вашего воображения.
Важно, чтобы мы продолжали распространять эти истории, даже тревожные, потому что они так много говорят нам о том, что значит быть человеком. Они позволяют нам говорить о темных и страшных вещах с помощью метафор (сколько волков вы встретили сегодня?) И находить пути через лес в безопасности наших собственных домов. Они помогают нам понять, что да, есть лес и да, есть волк, но если мы будем мудрыми, добрыми или умными, мы выживем. Они предлагают нам неожиданные решения самых старых проблем.Они напоминают нам, что незнакомцы могут предложить добро, если мы будем добры в ответ. Они учат нас, что нам не нужно оставаться в одиночестве.
(c) 2012 Лаура С. Пакер
Эта статья была первоначально опубликована в несколько иной форме на сайте truestorieshonestlies.blogspot.com. Пожалуйста, не воспроизводите без разрешения.
О Лауре
Лаура Пэкер знает, что лучший путь к правде — через хороший рассказ. Будь то сказка или правда, эпическая или яркая, ее истории очаровывают и веселят публику по всему миру.Лаура рассказывала, учила, разглагольствовала, бредила, советовалась и думала о повествовании по всему миру. Когда она не рассказывает, она руководит заведениями, тренирует, пишет и помогает людям и организациям находить свои истории, оттачивать свое видение и использовать свой голос, чтобы сделать мир лучше. Ее историю и многое другое можно найти на сайте www.laurapacker.com. Ее блог можно найти на сайте www.truestorieshonestlies.blogspot.com. А чтобы узнать больше о ее организационной работе по повествованию, посетите www.thinkstory.com.
Почему сказки должны быть частью детства каждого растущего ребенка
Исследование, проведенное среди 2000 родителей, показало, что классические сказки отбрасываются, потому что они слишком страшны для детей.Почти треть родителей признаются, что их дети плакали после прочтения книги сказок «Румпельштильскин». И половина этих родителей сказали, что некоторые ужасные моменты Красной Шапочки напугали их детей до кошмаров.
А зачем детям сказки читать, учитывая случай?
Многие люди могут не поверить в важность сказок для детей. Но родители должны принять во внимание, что популярные сказки — вспомогательные средства в эмоциональном и психологическом росте детей.Одна из самых популярных сказок Гримма, Гензель и Гретель, может показаться некоторым родителям немного ужасной. Зачем вам вообще читать историю о двух детях, которых загнали в лес и схватила ведьма-детоед? Тем не менее, история на самом деле не связана с голодом или ведьмой-людоедом. Он учит детей тому, что в несчастьях есть надежда и что добро всегда побеждает зло.
Ниже приведены некоторые сильные стороны того, почему вы никогда не должны прекращать читать детям сказки:
Без серых областей
Сражение добра и зла заложено в генетике сказки.Герой абсолютно хорош, а злодей полностью злой — ничего промежуточного! Сказки для детей помогают детям отличать добро от зла через подтекст, а не через прямое обучение. Классические сказки говорят о том, что злодеяния имеют свои последствия и что добрые дела случаются с хорошими людьми. Возможно, это не всегда так в реальном мире, но это побуждает ребенка быть героем, а не злодеем.
Эмоциональный рост
Сказки позволяют детям справляться со своими эмоциями самостоятельно . Эти рассказы весело и снисходительно рассказывают об актуальных проблемах. Он говорит детям, что любой может стать жертвой и что нужно принять хорошо продуманное моральное решение, чтобы довести историю до счастливого конца. К тому же сказки готовят юных к реальным неудачам. Он также учит их, как справляться с каждой проблемой, с помощью уроков морали, содержащихся в каждой истории.
Критическое мышление
Некоторые сказки требуют навыков критического мышления даже от взрослых.Возьмем, к примеру, Маленький принц . Строки очень простые, и даже второклассник может их легко прочитать. Однако послание за линиями бесценно. Сказки позволяют нам задуматься о своей жизни и спросить себя, что бы мы делали, если бы оказались в ситуации персонажа. Однако не все персонажи достойны подражания. Некоторые главные герои принимают глупые решения. Это потому, что сказки учат нас, что каждый способен на глупости, но если вы примете одно хорошее решение, вы все равно сможете все изменить.
Культурная грамотность
В разных культурах есть разные версии классических сказок. У Золушки, например, есть сотни вариантов по всему миру. Самая старая азиатская форма рассказа пришла из Китая, а самая старая европейская версия — из Италии (хотя версия Шарля Перро кажется самой популярной). Сказки часто включают в себя разные практики. Они тонко информируют детей о том, что существуют разные культуры за пределами их собственной.Таким образом, сказки пробуждают у детей любопытство и побуждают их открывать для себя мир вокруг них.
Связь между родителями и детьми
Наконец, чтение сказок вашему ребенку — отличный способ провести с ним время. После напряженного рабочего дня чтение книги — верный способ снять стресс и у вас, и у вашего ребенка. На самом деле, чтение должно быть частью вашего распорядка дня, поскольку было доказано, что оно полезно в отношениях между детьми и родителями.Чтение позволяет вам беспрепятственно общаться со своим ребенком, что является редкостью в этом быстро меняющемся мире.
10 причин, по которым детям нужно читать сказки, не относящиеся к Диснею
Скажите «сказки», и вы наверняка вспомните Дисней и его анимационные версии детских классических произведений. Но сказки старой школы — рассказы таких авторов, как Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Софи, графиня де Сегюр или Эндрю Ланг — наполнены богатством и сложностью, которые часто отсутствуют в их изображениях на большом экране.Вот десять причин, по которым стоит прочитать оригинальные рассказы вместе с юным читателем.
1. Уроки жизни
Помните строчку из Принцесса-невеста : «Я не думаю, что это означает то, что вы думаете»? Многие моральные уроки оригинальных историй сильно отличаются от версий Диснея. Ганс Христиан Андерсен написал «Русалочку» не для того, чтобы научить нас выходить замуж за принца, а чтобы предупредить нас о том, что наши действия имеют последствия.Как объяснил Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер: «В сказках, рассказанных мне в детстве, заключен более глубокий смысл, чем в любой истине, которой учат в жизни».
2. Надежда
Многие сказки предлагают надежду — надежду на искупление, надежду на то, что добро может победить зло, надежду на то, что наши враги будут побеждены. Г.К. Честертон сказал об этом лучше всего: «Сказки не говорят детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить.”
3. Общая мифология
Когда дети знают знакомый канон сказок, таких как «Златовласка и три медведя» или «Рапунцель», у них есть общая основа, общая мифология. С точки зрения педагога это бесценно.
Более того, эти базовые знания помогают нам получать более богатый и полноценный литературный опыт. Например, в прошлом году мы с детьми прочитали несколько книг о сказочных странах ( The Land of Stories , Ever After High и Storybound ).Чтобы в полной мере насладиться каждой из этих книг, нам нужно было знать оригинальные сказки, на которые они ссылаются.
4. Возможности
Сказки расширяют наше представление о возможностях этого мира. Эти истории добавляют в наш обычный мир фей, волшебников, гигантов и троллей, заставляя наше воображение взлетать до мысли «Что, если бы ___ было реальным или могло бы произойти?» И хотя мы знаем, что эти истории не соответствуют действительности, нам все же хочется верить, что они правдивы.
5. Культурное признание
Нет ничего лучше, чем чтение сказок «Арабские ночи», скандинавской мифологии или африканских народных сказок, чтобы познакомить детей с определенной культурой. Особенно это касается историй, похожих друг на друга, таких как «Лон По По» и «Красная шапочка», каждая из которых несет в себе уникальность культуры и традиций рассказчика.
6. Рассказы
Сказки не требуют многочасового чтения.Их длина привлекает детей в целом и тех, кто неохотно читает, в частности. Откройте антологию и выберите одну или две истории, не читая от корки до корки.
7. Страшно в безопасном контексте
Сказки позволяют детям научиться справляться со страшными ситуациями. Как читатели, мы вкладываем себя в рассказы. Но поскольку это рассказы, нам не нужно сталкиваться с этим на собственном опыте. Вместо этого мы видим, как персонажи сталкиваются со своими страхами, и учимся на их опыте.
8. Жесткие истины
Как и жизнь, у многих сказок нет счастливого конца. Плохие вещи случаются. Читайте рассказы со своими детьми и говорите о них. К. С. Льюис считал, что «иногда сказки лучше всего говорят то, что нужно сказать». После прочтения спросите своих детей: «Эта история рассказывает вам правду о мире?»
9. Врата к фантазии
Сказки знакомят детей с жанром фэнтези.На самом деле сказки любимы многими авторами фэнтези, такими как J.R.R. Толкиен и К.С.Льюис. Сказки пробуждают у детей аппетит к волшебству и открывают дорогу для чтения о фантастических мирах.
10. У принцесс нет дресс-кода
Важно помнить, что Дисней не авторитет в сказках. Почитайте великих авторов сказок и убедитесь в этом сами. Откройте для себя принцесс, которые не одеты в необходимые розовые, голубые или желтые.Кто знает? Может быть, вы даже обнаружите, что принцессы-тролли вам нравятся больше, чем Золушка.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок »- Альберт Эйнштейн
Важность сказок
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок.»- Альберт Эйнштейн
Итак, почему вальдорфские педагоги читают сказки ученикам младшего и младшего школьного возраста? Потому что сказки — это творческие истории с богатыми визуальными и контекстными элементами, которые вызывают у детей интуитивные эмоции. Они привлекают детей, которые верят, что рассказы — многие из них о детях, живущих в этом мире сами по себе, — имеют отношение к их жизни. Съели бы кашу или придерживались предложенного пути? Могут ли они поговорить с незнакомцами или поесть из кондитерской, когда они знают лучше? Это не глупые вопросы.Это серьезные размышления о том, как ребенок будет выбирать и действовать в более широком мире.
Таким образом, сказки моделируют поведение детей, например, решение проблем или эмоциональный интеллект. Плохие вещи случаются с хорошими людьми в сказках, и затем, во многих случаях, эти хорошие люди (часто дети) находят свой путь в этих трудностях и вокруг них. Как отмечает Г.К. Честертон однажды сказал: «Сказки не говорят детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить.”
Сказки также прекрасно учат детей классу и культуре в давние времена, но реалии все еще актуальны в наше время. Многие культуры разделяют эти истории, потому что они представляют общие повествования и проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, независимо от того, где мы живем в мире. Мы все боремся с бедностью, несправедливостью, семейными беспорядками и собственными драконами.
С образовательной точки зрения юные будущие читатели изучают основы истории тематическим и последовательным образом — сеттинг, персонажи и сюжет (восходящее действие, кульминация и развязка) происходят предсказуемо и помогают детям ориентироваться в мыслях об элементах письма. .И, конечно же, понимание этих элементов поможет детям не только писать, но и читать. В Waldorf Education развитие воображения является ключевым элементом в содействии пониманию прочитанного. Вообразить эти сказки — значит мыслить абстрактно и превращать слова в личное, внутреннее значение.
В конце концов, как однажды сказал Ганс Христиан Андерсен: «Сама жизнь — прекраснейшая сказка».
О важности сказок
Сказки с нами давно.Некоторые из самых ранних были написаны на неаполитанском диалекте Джамбаттистой Базиле в Италии в начале 17 века: Lo cunto de li cunti overo lo trattenemiento de peccerille (неаполитанский для «Сказки сказок или развлечения для маленьких»).
Эти оригинальные версии таких историй, как Рапунцель, Красная Шапочка и Золушка, более жестокие и откровенно сексуальные, чем более поздние версии. Их снова взяли на вооружение, сделали их более респектабельными и дополнили братьями Гримм в Германии, а также Шарлем Перро во Франции в его рассказах о матушке-гуся.
Некоторые из этих историй, например, «Золушка», действительно универсальны, существуют во всем мире на всех языках от зулусского до шведского, с небольшими вариациями: стеклянная туфелька может стать, например, травяной, но в них мы, конечно, находим доказательство нашей общей человечности.
Тем не менее, является ли это веской причиной, почему мы должны, как вы спросите, продолжать читать эти старые и, в конце концов, часто пугающие сказки (дети, заблудившиеся в лесу и найденные ведьмой, которая откармливает их, чтобы съесть, в Гензеле и Гретель. , или волков, рубленных охотниками, чтобы бабушка могла сбежать в Красной Шапочке) нашим малышам?
И все же мне кажется очень важным, возможно, даже более важным сегодня, чтобы эти древние истории повторялись снова и снова.Насилие внутри них всегда содержится в удовлетворительной структуре с переворотом и необходимым счастливым концом. Здесь добро и зло так удобно и полностью разделены. В сказке нет серых зон. Появление злодея позволяет ребенку свободно проецировать свои жестокие чувства на этих отдельных и удовлетворительно злых существ. Неспособный выразить гнев или ненависть непосредственно к тем взрослым, от которых зависит ребенок, он / она может вытеснить эту естественную агрессию и дать ей полную власть в лице злодея: мачехи, злого волка или ведьмы.
В то же время, разделив добро и зло настолько полно и удовлетворительно, ребенок может идентифицировать себя с хорошим героем или героиней. Он / она может отважно пробиться через густой лес, чтобы спасти спящую красавицу, или волшебным образом заполучить карету, парадное платье и стеклянные туфли, чтобы очаровать принца. Ребенок может идентифицировать себя с маленьким, слабым или забитым (например, с маленькой Золушкой, подметающей очаг), который, отрадно изменившись, способен преодолеть трудности и одержать победу, женившись на принце.Таким образом, эти сказки позволяют одновременно выразить естественное насилие и в то же время сохранить ту важную часть жизни, без которой ребенок не может процветать: надежду.
Этот поворот, который так часто лежит в основе любой хорошей истории (подумайте о Джейн Эйр, которая в конце концов выходит замуж за мистера Рочестера, вдобавок поврежденного мистера Рочестера, в шедевре Шарлотты Бронте) особенно удовлетворяет маленького, беспомощного и полностью зависимого человека. ребенок. Здесь, в этих древних сказках, маленький мальчик или девочка могут через героя / героиню одержать победу над большими и часто кажущимися опасными взрослыми вокруг него или нее.
Возможно, что еще более важно, тот факт, что эти сказки читают или рассказывают сами взрослые, которых ребенок одновременно любит и боится, позволяет этой сделке снова и снова происходить так утешительно в безопасных периметрах дома. Есть что-то важное в повторении одних и тех же слов, которое успокаивает ребенка, питает воображение и успокаивает его страхи.
Итак, давайте рассмотрим эти древние истории и возьмем наших детей и внуков к себе на колени, чтобы услышать их еще раз.
Я автор многих книг, в том числе недавней книги Dreaming for Freud.
Преимущества чтения сказок детям
Сказки — важные истории для детства. Эти истории больше, чем просто счастливые времена, они изображают настоящие уроки морали через персонажей и добродетели, показанные в рассказах. Они не только захватывают воображение молодых умов, но и повышают их творческие способности и умение рассуждать.Ребенок многому учится, просто слушая эти удивительные истории. Это также создает особую связь между родителями и детьми, когда родители читают рассказы своим детям.
Сказки могут привести детей в страну фантазий, но по мере их роста моральные истины этих историй остаются в их сердцах и умах.
Не все родители верят в важность детских сказок. Но исследования показывают, что сказки приносят значительные положительные результаты в развитии юного ума.
Сказки — это тоже развлечение, и они могут принести много пользы вашим детям; вот несколько из них:
1.Раннее развитие грамотности
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хочешь, чтобы они были умнее, читай им больше сказок ». — Альберт Эйнштейн
Рассказывание историй играет важную роль в развитии ранней грамотности. Он играет важную роль в развитии грамотности. Детское воображение еще больше расширяется, слушая сказки. Вы можете побудить детей обсудить, чем фантастическая страна или удивительные миры из этих историй могут отличаться или совпадать с нашим реальным миром.Такое взаимодействие с детьми поможет им легко выразить свои идеи.
Исследования также показывают, что регулярные рассказы историй могут помочь расширить словарный запас ребенка.
2. Навыки позитивного решения проблем
Дети учатся у персонажей рассказов, и это помогает им связать ситуацию с их собственной жизнью. Рассказы показывают детям, как иметь позитивный взгляд на вещи в условиях тревог, битв и проблем в жизни. Это также учит их навыкам критического мышления.
3. Повышение устойчивости детей
Сегодняшний мир может казаться устрашающим местом. Многие семьи, особенно дети, могут испытывать ужасный стресс. В такой ситуации детям нужно осознавать, что со всеми случаются плохие вещи. Сказки могут помочь им развить эмоциональную устойчивость, помогая им связать истории с проблемами реальной жизни, где большую часть времени герой побеждает. Эти истории показывают им, что все мы сталкиваемся с жизненными трудностями, и что они всегда должны быть готовы и верить в то, что они могут добиться успеха в жизни.
4. Культурная грамотность
Чтение сказок детям или рассказывание историй — это не только основа для развития грамотности, но и акцент на различных межкультурных ценностях и поведении.
5. Сказки учит основам истории
Сказки — отличный инструмент для обучения детей развитию историй, разрешению конфликтов, развитию персонажей, героев и злодеев и просто расширению их воображения. Кроме того, это помогает им отличать художественную литературу от научно-популярной.
Сказки, о которых часто забывают, следует рассматривать как вечные. Как родители и учителя, будет хорошей идеей изучить способы познакомить детей с этим жанром и позволить им насладиться историями, которые вы, ваши родители, бабушки и дедушки и так далее поддерживали, как часть традиции рассказывания историй в наших культурах.
Спасибо Nepean Tutoring
7 причин, почему сказки — лучшие книги для детей
Это может быть самая старая форма детской литературы, но сегодня родители часто не обращают внимания на сказки.Согласно некоторым опросам, по крайней мере 25 процентов родителей выбирают , а не , чтобы читать сказки со своими детьми, выбирая менее пугающие, более современные истории.
Но есть несколько причин, по которым эти классические рассказы являются лучшими книгами для детей. Сказки учат детей нравственности и пониманию прочитанного. Более того, это рассказы, которые нужно перечитывать снова и снова, помогая детям научиться читать.
Вот семь причин, по которым каждый родитель должен читать сказки со своими детьми:
1) Сказки учат правильному и неправильному: Сильный моральный урок — часть ДНК каждой сказки.Например, слушая «Золушку», разве ребенок не может сразу распознать эгоистичное и жестокое поведение злой мачехи? Сказки, пропитанные резко контрастирующими моделями хорошего и плохого поведения, передают эти уроки своим слушателям, развивая чувство сострадания.
2) Сказки учат критическому мышлению: Каждая сказка, достойная своего названия, подвергает своих героев и героинь опасности — будь то огнедышащий дракон, голодная ведьма или жадный и ревнивый соперник .Вместо того, чтобы замалчивать потенциальные риски, с которыми сталкиваются персонажи, сказки учат детей тому, что случаются плохие вещи. Но они также подчеркивают, что если вы будете держать себя в руках и делать разумный выбор, все будет хорошо.
3) Сказки учат детей быть осторожными в отношении того, кому доверять : Хотя герой или героиня нашей сказки не всегда может вовремя заметить злого злодея, чтобы избежать опасности, мы, как читатели, всегда делаем это. Тонкая идея для детей — будьте осторожны.Внешне незнакомцы могут показаться хорошими, но им нельзя всегда доверять.
4) Сказки учат самостоятельности : Нужен ли Красному Робин Гуду кто-то, кто сопровождал бы ее по дороге в дом бабушки? И хотя Гензель оказался в смертельной опасности, неужели Гретель не придумала способ спасти брата? Эти молодые персонажи, оказавшиеся в сложной ситуации, составляют основу хорошей сказки. Когда юные читатели могут относиться к этим персонажам как к сверстникам, они начинают думать о себе как о способных на героические подвиги.
5) Сказки учат детей важности исследования и открытости для нового опыта: Дети сталкиваются со многими новинками. Первый день в школе. Впервые в лагере. Первый сольный концерт. Первый раз есть что-то с таким количеством неизвестных ингредиентов. Это понятно, когда ребенок не всегда играет, чтобы попробовать что-то новое. Но когда они читают о детях из сказок, отправляющихся в приключения, они начинают представлять себя исследователями.
6) Сказки учат детей тому, что упорный труд и практика закладывают основу успеха : Мне нравится тонкая грань, которую ведут сказки в этом отношении.В отличие от современной литературы, которая часто слишком тонка, или басен, которые могут быть слишком очевидными, указывая на мораль рассказа, сказки позволяют детям прийти к такому выводу интуитивно. Кто хочет быть ленивым и позволить Большому Злому Волку сносить их дом из соломы и сожрать их?
7) Сказки учат детей тому, что никакая ситуация не бывает безнадежной. : Подумайте о Трех Козлах Билли Груфф, чьи шансы на победу над людоедом казались невысокими. Или бременские музыканты — животные, которых выгнали из домов, и им некуда было деваться.В начале этих историй ситуация далека от обнадеживающей, но герои отказались сдаваться. Вместо этого они объединились и использовали свой коллективный ум и навыки для достижения того, что они намеревались сделать.
Вы один из тех родителей, которые избегают этих классических книг для детей? В следующий раз, когда вы будете выбирать сказку на ночь для своих детей, почему бы не попробовать сказки? Они популярнее, чем вы думаете.