Зачем детям нужны сказки: Зачем детям сказки

Содержание

Для чего нужны сказки? Зачем нужны сказки взрослым

Просмотров 2.6к. Обновлено

Для чего нужны сказки? Нужно ли читать их ребёнку? Почему взрослым людям полезно и нужно читать сказки?

Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Для чего нужны нам сказки, что в них ищет человек?

Для чего нужны сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
(Автор Полина Николаева)

Сказка или как ее называли на Руси, сказ – одно из древнейших проявлений богатой культуры русского народа, его фольклора, верований и традиций. Сказочники на Руси всегда были в почете. Рассказать сказку было настоящим искусством, и остается им и поныне.

Бережно, из поколения в поколение, от дедов внукам передавались волшебные сказки. В этих сказках народ выразил свои задушевные идеалы, тайные мысли и образы. Все в них полно смысла.

В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом. Юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его. Простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой. Кощей, Баба-яга и прочая нечисть населяют волшебные сказки, а Яга не всегда являет нам силу зла. Именно она часто указывает герою путь к спасению и направляет его.

Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье. Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав, ум и незлобивость.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает. Недаром же они часто кончаются лукавой присказкой:

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных, у которых обычно простая мораль. Это «Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок». Они чаще всего отражают отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни. «Кашица из топора», «Жена-спорщица». Наконец, самые интересные — волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами — «Марья Моревна», «Сивка-бурка».

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают — так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк — всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

Чем отличаются русские сказки от зарубежных?

Говоря о том, что же отличает русские сказки от сказок иных народов мира? В первую очередь — это их поучительность и воспитание в непринужденной форме. Вспомните знаменитую фразу о том, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ведь труд в сказаниях — это не тяжелая, повинность, когда нужно гнуть спину и работать до седьмого пота, а почетное дело, причем каждому человеку, по его силам и способностям и таланту

Так в каждой сказке Руси на пьедестал почета народ всегда ставит моральные ценности. Доброту и честность человека, его готовность помочь в любую минуту и альтруизм, смекалку и находчивость. Именно сказки — самый почетный жанр народного фольклора. И все это достигнуто за счет увлекательного и неповторимого сюжета. Он открывает каждому читателю, взрослому и малышу удивительный и неповторимый, многогранный мир чувств, отношений меж людьми, веру в чудо и добрый конец. Такие вот они — сказки Руси – неиссякаемый источник древней мудрости наших предков. Мудрости способной научить, подсказать и направить каждого читателя сегодня и всегда.

Для чего нужны сказки детям

Как и колыбельные песни, сказки используются в развлекательных, поучительных и терапевтических целях.

Для чего нужны сказки — своим целевым назначением они, в первую очередь, нужны для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье. Правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

  • Сказки как источник информации

Сказка хороша тем, что она всегда информативна. Язык сказки, ее стиль понятны ребенку. Информация, содержащаяся в сказках, поступает в сознание, а главным образом — в подсознание, непринужденно, легко, мягко, без родительских поучений и наставлений. Такая своеобразная подача сведений об окружающем мире, о людях, их чувствах и переживаниях позволяет незаметно, но прочно внедрить в душу маленького человека общепризнанные ценности морали и нравственности.

  • Образность языка — метафора 

Главное достоинство сказкотерапии — в ценности метафоры, которая, как правило, присутствует в любой сказке. Многозначность метафоры, ее скрытый смысл помогают понять непонятное. Метафора стимулирует мышление и устанавливает непосредственные связи между левым и правым полушариями головного мозга.

В начале процесса восприятия сказки, в результате анализа и обобщения отдельных признаков по абстрактному значению, становится понятен смысл сказки (левое полушарие).

Создание ярких, конкретных, целостных образов, ведущих в мир фантазии, неотделимо от фабулы сказки (правое полушарие).

Свободные ассоциации, возникающие при прослушивании сказки, оказывают огромное влияние на психику, общение, обучение и творческие способности ребенка. Неопределенность места действия, иносказательный смысл метафоры завораживаю. «Давным-давно, когда взрослые были детьми, а сказки — правдой, жили-были…», мгновенно приводят малыша в сказочный мир. Дети любят и умеют не только слушать, но и писать сказки.

  •  Идентификация

Любой ребенок, слушая сказку, сразу же начинает отождествлять себя с положительным героем. Главное действующее лицо сказки — собирательный образ, воплощающий самые лучшие черты человека, — является для детей образцом для подражания. Благодаря сказкам ненавязчиво с детства формируется духовный и нравственный потенциал личности. Они помогают малышам определять, «что такое хорошо и что такое плохо», чувствовать, где добро, а где зло. Таким образом, эмоционально объединяя себя с героем сказки, дети впитывают правильные нормы поведения.

  •  Трансформация и индивидуализация

Отличительным свойством сказки является механизм трансформации. Маленький, физически и духовно слабый ребенок в конце сказки превращается в сильного мужественного человека, которому любое дело по плечу. Такое преобразование детского сознания К. Юнг назвал индивидуализацией, что в общих чертах представляется как обновление и расширение сознания. Индивидуализация — бальзам для духовного роста.

В младшем подростковом возрасте особенно интенсивно происходит развитие физических, психических, духовных компонентов личности. В основе некоторых сказок лежит так называемый обряд инициации — механизм передачи всех сил взрослого подрастающему поколению. Инициация связана с «умиранием детства» одновременно с обновлением и наполнением жизненным духом взрослых.

  •  Активизация потенциала личности

В сказках главный герой раскрывает свои внутренние возможности. Показывает свои ресурсы и предлагает различные варианты успешного поведения. Ведь в сказках возможно все, а конец ее обязательно будет хорошим.

С какого возраста нужно читать ребёнку сказки?

Детская сказка — это способ познакомить ребёнка с основными понятиями человеческой морали. Считается, что малыш начинает проявлять интерес к сказке с двух лет. Колыбельные, которые слышит младенец, — это первые волшебные образы. Детская сказка, которую читает или рассказывает мама, считается необходимым этапом для развития нравственности ребенка.

Сказки подобраны по нарастающей трудности их восприятия. Простые, по содержанию и построению, сказочки о животных предназначены для детей самого раннего возраста. Со второго года жизни у детей бурно развивается способность к фантазированию, и сказка становится необходимой «питательной смесью». Читайте ребенку от 2-х до 3-х лет детские русские сказки «Колобок», «Курочку – Рябу» и «Теремок», пойте русские народные потешки. Избегайте страшных историй в этом возрасте.

После трёх лет наступает время детских народных сказок про животных. Например, «Заяц – хвастун», «Лиса и кувшин».

Детям предшкольного возраста адресованы более композиционно сложные волшебные сказки. «Царевна-лягушка», «Василиса Премудрая и Морской царь», «Царевна Несмеяна» и «Финист ясный Сокол». «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что», сказки А.С. Пушкина и другие русские народные сказки.

Сказки «Горе», «Две доли», «Как судился лещ с ершом» будут полезны ребятам, которым интересно не только содержание, но и сатирическая сторона сказок.

И вот, юному волшебнику исполнилось 7 лет. В этом возрасте, если раньше Вы занимались с ребенком, приучали его к красоте родной речи, ребенок уже любит слушать и читать книги с более сложными историями. Это книги, которые читают дети в возрасте 7-11 лет и, совсем нередко, с удовольствием знакомятся и перечитывают взрослые. Наступает время чудесных новых русских сказок Павла Бажова о Хозяйке Медной Горы. Сказки написанные по мифам Древней Руси наполнят воображение юного читателя новым миром, который существовал когда-то в старые сказочные времена. Предоставят его воображению и приключения, и нравственный выбор, и точку опоры в виде простых, понятных и мудрых заповедей далеких и таких близких славянских предков.

В некоторых русских сказках слишком много ленивых героев и легких способов разбогатеть. Осторожнее выбирайте сказки для этого возраста. То, что могло быть пропущено сознанием ребенка до семи лет, в этом возрасте может сложиться в искаженные представления о правильном поведении.

Признак настоящей детской сказки — хороший конец.

Такая книга создает у ребенка психологическую защищенность, ведь вера в то, что все закончится хорошо — основа нашего жизненного успеха!

Для чего нужны сказки взрослым людям

Сказка может дать отдых душе и сердцу, поможет излечиться от жизненной суеты. Она помогает найти подтверждения собственным жизненным наблюдениям. Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети.

  1. Первое, для чего нужны сказки, — это научиться различать добро и зло – в современном мире это все труднее сделать. Мы знаем, что такое добро и как достойно себя вести. Но в реальной жизни забываем о ценностях, о порядочности.  А сказки, как отражение нашей совести, фокусируют нас на  мудрости и моральных нормах!
    Пробуждая забытые чувства и переживания детства, они делают жизнь ярче! Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни. Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом — нам этого так не хватает в жизни!
  2. Второе — создание сказочной реальности и умение выходить из нее. Ведь мир Яви, реальный мир, в котором мы живем, требует выхода в другие миры (Нави и Прави) для того, чтобы взять оттуда знания — и вернуться обратно домой из волшебной страны и сказочных приключений.
  3. А третье — добрая детская сказка представляет собой древние шифры, в которых заложены знания о жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье. Об возможных отношениях, о ловушках, которые могут подстерегать человека. В наше жёсткое время, когда мы неумолимо черствеем — сказка просто необходима.
  4. Сказка – это возможность поговорить с ребёнком, который живёт в каждом из нас. Этот ребёнок хочет, чтоб его любили. Чтоб понять мир ребёнка, нужно вспомнить себя ребёнком – сказка помогает это сделать.
    Чтение сказок – хороший способ помочь самому себе, поговорить с собой, помочь простить многие вещи. Сказки – это, как напоминание самому себе о важных вещах, о чём мечтали, а потом забыли. Зачем? Чтобы двигаться дальше, за своей путеводной звездой. Чтобы не сдаваться, когда тяжело.

Перечитывая сказку, заряжаешься энергией и можешь совершать новые подвиги! И тогда непременно можно оказаться там, где всегда хотел быть!

А можно просто читать сказки о волшебстве, как занятные истории, с мечтой о чуде.

У сказки можно поучиться,
Она ведь мудрости полна,
Ее герои учат жизни,
Их украшает доброта.

Приходит Золушка на помощь,
Русалка речи говорит,
Кот в сапогах читает повесть,
Кощей бессмертный, дома спит.

А в жизни сказки не бывает?
Герои тут, герои там, —
Волшебник добрый загорает,
И даже едет в Амстердам.

Всем волшебство на Свете нужно,
Все люди верят в чудеса,
А Белоснежка темной ночью,
В сети рисует города.

И хочется так сильно верить,
Что в сказке вновь, волшебной мы,
Пусть, в жизни бури и метели,
Мы все желаем доброты.

Многие думают, что назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями. Но дело не только в этом. Сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение. Это таинственный мир, наполненный богатым смыслом, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть поэтому сказка остается с нами на всю жизнь…

Зачем детям нужны сказки

Мы знаем, что сказка – это
кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем
почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш
внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых
трудностей есть в тебе самом; она даёт почувствовать, что вокруг всё
живое и о нём нужно бережно заботиться; сказка реагировать на то, что
встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои
силы, к тебе непременно придёт помощь как награда за внимание и заботу.

Как обо всём этом поведать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк
необходимые для жизни сказочные уроки?

В этом нам поможет сказкотерапия! Мало прочитать сказку, важно её
прожить! Как это?

На одном из занятий мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная
королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и
Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки.
Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства,
эмоции, страхи и найти модель работы с ними.

Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им
управлять, посадив на верёвочку. И тогда страх перестаёт быть чем-то
бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.

Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и
безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает
слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд,
растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и
действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать,
кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это
оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности,
не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и
спасают Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из детей.

В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с
нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их
расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?

Обязательно надо протянуть мостик от сказки к реальной жизни, чтобы
всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт
ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если
их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо!

Мы привели в пример одно путешествие, но форм, через которые ребёнок
проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно
обсуждать, сказки можно рисовать, сказки можно сочинять. И тогда сказки
помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют
воображение, помогут найти точки опоры в жизни и многое другое…. Самое
главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве
не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!


Читайте сказки, дорогие друзья.

5 причин читать детям сказки

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу

Наш эксперт — Евгения Сачкова, педагог-психолог, мама 4-летнего Данилы