Принципы физического воспитания специфические: Страница не найдена

Содержание

8 . Характеристика специфических принципов физического воспитания.

Сущность принципа
непрерывности в физическом
воспитании раскрывается в следующих
основных положениях.

1. Первое
положение принципа
 непрерывности
предполагает, что процесс физического
воспитания является целостной системой,
в которой предусматривается
последовательность в проведении занятий
физическими упражнениями. Последовательность
является важнейшим условием процесса
обучения движениям и процесса воспитания
физических качеств.

2. Второе
положение принципа
 непрерывности
обязывает специалистов по физической
культуре и спорту при построении системы
занятий обеспечить постоянную
преемственность эффекта занятий,
устранить большие перерывы между ними
с целью исключения разрушающего
воздействия того, что было приобретено
ранее в процессе занятий физическими
упражнениями.

При
обучении двигательным действиям и
воспитании физических качеств эффект
от проведенного занятия должен
наслаиваться на эффект предыдущих
занятий с тем, чтобы в конечном итоге
произошла кумуляция этих эффектов.
Степень кумуляции эффекта занятий будет
зависеть от продолжительности интервалов
времени, разделяющих каждое отдельное
занятие. Следовательно, перерыв между
занятиями должен быть оптимальным. В
практике хорошо известны малая
эффективность обучения движениям и
воспитание физических качеств при
длительных интервалах между занятиями.
Сформированные двигательно-координационные
связи очень нестойки и быстро угасают
при их неподкреплении.

Принцип
системного чередования нагрузок и
отдыха

Системное
чередование нагрузок и отдыха в процессе
физического воспитания является важным
положением, от которого в конечном итоге
зависит суммарный эффект занятий.
Оперируя различными вариантами отдыха
между занятиями (ординарный, жесткий и
суперкомпенсаторный), а также величиной
и направленностью нагрузок можно
добиться максимального эффекта при
достаточно частом проведении занятий
с относительно большой напряженностью.
Мало того, учитывая гетерохронность
(разновременность) восстановления
различных сторон оперативной
работоспособности, можно так построить
систему занятий недельного цикла или
одного дня, чтобы не было никаких
отрицательных последствий, и достигался
положительный эффект.

Специфическим
для реализации принципа системного
чередования нагрузки и отдыха в физическом
воспитании является построение четкой
системы и последовательности воздействий
с учетом «следовых» явлений. Этим
определяются такие методические пути
реализации принципа, как:

— рациональная
повторность заданий;

— рациональное
чередование нагрузок и отдыха;

— повторность
и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип
постепенного наращивания
развивающе-тренирующих воздействий

Данный
принцип обусловливает необходимость
систематического повышения требований
к проявлению у занимающихся двигательных
и связанных с ними психических функций
за счет повышения сложности заданий и
увеличения нагрузок.

Для
совершенствования двигательных действий
в процессе обучения характерно не только
систематическое совершенствование
деталей технического приема, но и
постепенное изменение техники движений
в связи с ростом физических возможностей
занимающихся (силы, быстроты, гибкости
и т.д.).

Принцип
постепенного наращивания
развивающе-тренирующих воздействий
предусматривает планомерное увеличение
и обновление заданий в сторону их
усложнения, увеличения объема и
интенсивности нагрузки по мере роста
функциональных возможностей организма.

Принцип
адаптированного сбалансирования
динамики нагрузок

Из
этого принципа вытекает три основных
положения, в соответствии с которыми
определены типичные формы динамики
суммарной нагрузки в рамках этапов
физического воспитания.

1.
Суммарная нагрузка, используемая в
процессе физического воспитания, должна
быть такой, чтобы ее применение не
вызывало негативных отклонений в
здоровье. Данное положение предусматривает
систематический контроль за кумулятивным
эффектом нагрузок.

2.
По мере адаптации к применяемой нагрузке,
т.е. перехода приспособительных изменений
в стадию устойчивого состояния, необходимо
очередное увеличение параметров
суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый
уровень подготовленности, тем значительнее
увеличение параметров нагрузки.

3.
Использование суммарных нагрузок в
физическом воспитании предполагает на
отдельных этапах в системе занятий ее
или временное снижение, или стабилизацию,
или временное увеличение.

Принцип
циклического построения занятий

Процесс
физического воспитания — это замкнутый
круговорот определенных занятий и
этапов, образующих циклы. В соответствии
с этим различают три вида циклов:
микроциклы (недельные), характеризующиеся
повторностью применения упражнений
одновременно с их разнонаправленностью,
чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы
(месячные), включающие в себя от двух до
шести микроциклов, в которых меняются
содержание, порядок чередования и
соотношение средств; макроциклы
(годичные), в которых разворачивается
процесс физического воспитания на
протяжении долговременных стадий.

Данный
принцип нацеливает специалистов по
физическому воспитанию и спорту
осуществлять построение системы занятий
с учетом и в рамках завершенных циклов,
а также с учетом прогрессирования
кумуляции эффекта занятий, общего хода
физического воспитания и поступательного
развития общей и специальной
подготовленности занимающихся.

Принцип
возрастной адекватности направлений
физического воспитания

Этот
принцип обязывает последовательно
изменять направленность физического
воспитания в соответствии с возрастными
этапами и стадиями человека, т.е.
применительно к сменяющимся периодам
онтогенеза и особенно периодам возрастного
физического развития организма
(дошкольный, младший, средний, старший
возраст).

Вплоть
до возрастного созревания направленность
физического воспитания должна
предусматривать общие широкие физические
воздействия на организм занимающегося.
Это выражается в формировании широкого
круга двигательных умений и навыков и
разностороннем физическом развитии. В
школьный период этот принцип обязывает
также учитывать при воспитании физических
качеств чувствительные зоны, в которых
создаются наиболее благоприятные
возможности для развития тех или иных
физических качеств человека.

В
целом можно сказать, что принцип
возрастной адекватности направлений
физического воспитания является
основополагающим при использовании
физического воспитания в процессе
многолетних занятий физическими
упражнениями.

Рассмотренные
принципы отражают различные закономерности
и стороны целостного процесса физического
воспитания. Они составляют не сумму, а
единство принципиальных методических
положений, взаимно обусловленных и
дополняющих друг друга. Отступление от
одного из принципов может разладить
весь сложный процесс физического
воспитания и сделать почти бесплодным
большой труд преподавателя и его
учеников.

Специфические принципы физического воспитания и их краткая характеристика

Учебный, воспитательный, тренировочный процесс — это некая совокупность программ, которые представляют собой взаимосвязанную непрерывно функционирующую систему. Работая слаженно и дополняя друг друга, они способны благотворно влиять на формирование у ребенка правильных физиологических и психологических особенностей. В воспитании, в частности, физическом, должны присутствовать специальные правила и критерии, которых необходимо строго придерживаться для достижения положительного результата. Примером таких правил могут служить специфические принципы физического воспитания. Давайте рассмотрим, что они собой представляют.

Что такое принципы физического воспитания?

Под определением «принципы» можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Особенно непреложные правила важны в такой области детского и юношеского образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.

Существуют общеметодические и специфические принципы физического воспитания. Каждое из этих положений строго контролирует различные тренировочные процессы с учетом всех особенностей организма, и каждое из них имеет, бесспорно, важное значение для педагога и учеников.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы — это совокупность базовых правил, на которых строится формирование дальнейших методик воспитания в области культуры спорта. В отличие от специфических, общеметодические принципы физического воспитания немногочисленны и отражают только суть тренировочного процесса.

Они включает в себя три очень важных составляющих:

  • Сознательность. Этот принцип заключается в адекватном восприятии последовательности и закономерности различного рода физических упражнений. Также он характеризует понимание влияния тренировок на собственное физическое развитие, что выражается в правильном и грамотном выполнении упражнений, учете рекомендаций тренера и соблюдении дисциплины.
  • Активность. Принцип характеризует степень включения в тренировочную деятельность. В зависимости от уровня активности человека строится его программа тренировок, их интенсивность, определяется степень нагрузки. Активность во многом отражает как общие показатели физических особенностей и состояние здоровья, так и качество составленной программы занятий.
  • Наглядность. Принцип характеризует степень включения различных органов чувств в процессе восприятия и освоения тренировочной деятельности. Любые физические упражнения должны базироваться на этом правиле.

Специфические принципы физического воспитания и их общая характеристика

Эти правила, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих или профессиональных занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок.

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, кратко рассматриваемых в представленной статье.

Непрерывность процесса

Главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный.

Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы.

Системность

Этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.

Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.

Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально.

Постепенное наращивание

Этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса.

Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса.

Адаптивная сбалансированная динамика

Этот принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок.

  1. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения.
  2. По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.
  3. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение.

Цикличность

Этот принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий.

Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений.

Возрастная адекватность

Возрастная адекватность — это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.

Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В школьный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно.

Дополнительные принципы в циклических видах спорта

Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки имеют свои существенные различия.

Итак, при циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания, их характеристика представлена ниже.

  • Всесторонность развития. Это правило имеет важное место в формировании человека, входящего в большой спорт. Оно заключается в том, что личность спортсмена формируется посредством многолетних разнообразных тренировок. В процессе такой длительной подготовки закладываются не только совокупность безупречных физических навыков, но и определенная спортивная культура, крепкие эмоционально-волевые качества, интеллектуальные особенности. Также физическая подготовка должна быть непосредственно связана не только с тем видом спорта, в котором развивается человек, но и включать разнообразные общие упражнения.
  • Волнообразность нагрузок. В циклических видах спорта очень важно учитывать такую особенность, как волнообразность нагрузок. Дело в том, что спортсмен должен уметь работать на различных дистанциях, с различной степенью интенсивности. В длительном периоде работы, таком как годичный, должны наблюдаться некие варьирования физических нагрузок, в определенной прогрессии, составленной тренерским составом.
  • Специализация. Очень важный пункт для формирования спортсмена. Он учитывает особенность вида спорта, период начала занятий, а также основные программы. Специализация имеет свое распространение не только на определенную физическую подготовку учащихся, но и на развитие эмоциональных качеств, тактических и технических особенностей. Так, например, если взять лыжный спорт, то существуют определенные предрасположенности того или иного человека к тому, чтобы превзойти любительский рубеж и стать достойным спортсменом. Также эта специализация учитывает то, что профессиональная подготовка начнется только после пятнадцатилетнего возраста, и то, что молодые спортсмены будут выступать на коротких дистанциях, в последующих соревнованиях переходя на более длинные. Это все трактуется определенными правилами и закономерностями развития человека в онтогенезе.

Заключение

В статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих двух важнейших сводов тщательно разработанных правил и критериев невозможно построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.

Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы. Также специфические принципы физического воспитания сформировались на убеждении о том, что при многолетнем профессиональном освоении определенного вида спорта должна соблюдаться строго соответствующая последовательность занятий, цикличность и поступательность. В противном случае положительного результата достичь не удастся.

Специфические принципы физического воспитания заключают в себе правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления тренировочных программ различной сложности.

Специфические принципы физического воспитания » Спорт в Краснодаре

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

Принцип непрерывности в физическом воспитании основывается на следу­ющих основных положениях:

1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания оп­ределяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении об­разовательных задач физического воспитания.

Воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости (координа­ционных способностей), гибкости требует строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физичес­кого качества происходит в результате адаптационных функциональ­ных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются более высокие, чем те, к кото­рым организм привык.

2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специ­алистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения раз­рушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

Перерыв между занятиями должен быть минимальным, так как должен наслаиваться эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопление) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов отдыха, разделяющего занятия.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными ва­риантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых обес­печивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия. Суперкомпенсаторный отдых обеспечивает по­вышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определённых условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более зна­чительную, чем на предыдущем, нагрузку.

Необходимо учитывать гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему заня­тий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрица­тельных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различ­ных систем организма нужны повторные нагрузки через строго опре­делённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха меж­ду нагрузками произойдёт реадаптация — возможность организма вер­нуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться.

Системати­ческое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ре­сурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем приведет к перетренированности и более глубоким патологичес­ким явлениям.

Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежу­ток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании фи­зических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться толь­ко оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоя­тельств в определённые моменты бывают полезными и ординарные, и укороченные «жёсткие» интервалы.

Таким образом, специфическим для реализации принципа систем­ного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании явля­ется построение чёткой системы и последовательности воздействий с учётом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:

  • рациональная повторность заданий;
  • рациональное чередование нагрузок и отдыха;
  • повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающетренирующих воздействий

Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат при­способительные (адаптационные) функциональные перестройки в орга­низме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величи­не (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспо­собился.

Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособи­тельные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превы­шению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятель­ности организма человека. Например, у начинающих спортсменов при­рост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и околопредельных отягощениях.

В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и пре­дельные нагрузки во избежание перенапряжения систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опор­но-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная на­грузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы ор­ганов.

Одни из них справляются с новыми, повышенными требования­ми сравнительно легко и быстро, другие — наоборот. При этом функци­ональные перестройки протекают быстрее, морфологические — медлен­нее. Динамика повышения нагрузки должна согласовываться со степе­нью и с характером указанной гетерохронности приспособительных пе­рестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обуче­ния характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приёма, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быс­троты, гибкости и т.д.).

В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навы­ков. Следовательно, должно быть систематическое изменение и услож­нение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных на­выков указанным путём невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе- тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Из этого принципа вытекает два основных положения, в соответс­твии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:

  • Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни.
  • Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, актив­ного отношения к процессу физического совершенствования.

Принцип наглядности

Наглядность означает привлечение органов чувств человека в про­цессе познания. Наглядность включает 3 формы: зрительную, звуковую и двигательную.

Зрительная наглядность (показ движений в целом и по час­тям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофиль­мов и др.) содействует уточнению пространственных и пространствен­но-временных характеристик движений. Роль зрительной нагляднос­ти исключительно важна на начальных этапах овладения новыми дви­гательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совер­шенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность ( в виде различных звуковых сигналов) имеет важное значение для уточнения временных и ритмических ха­рактеристик двигательных актов. Человек запоминает 15% информа­ции, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной. Если обе формы используются одновременно, он может воспринять 65% от со­держания этой информации.

Двигательная наглядность. Ее значение исключительно вели­ко, особенно при обучении новым сложным двигательным действиям. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она на­ряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

При реализации принципа доступности спортивному педагогу необ­ходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ­ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле­ние в освоении двигательных действий.

Общеметодические и специфические принципы физического воспитания

Принципы – это наиболее общие закономерности проявляющиеся в решении задач ФВ.

Общеметодические принципы:

1. сознательности и активности. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям ФК. Нужна сознательная активность. Активность – это величина проявляемой человеком деятельности.

2. наглядности – означает привлечение органов чувств в процессе познания. Осуществляется в таких формах:

ü зрительная (демонстрация движений)

ü звуковая (в виде различных сигналов)

ü двигательная – уточнение движений во времени и пространстве

3. доступности и индивидуализации. Доступные нагрузки, обеспечение оптимальных условий для формирования двигательных умений.

Специфические принципы:

1. непрерывности процесса ФВ – процесс должен осуществляться последовательно, эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий

2. системного чередования нагрузок и отдыха. Методические пути реализации:

ü рациональная повторяемость заданий

ü рациональное чередование нагрузок и отдыха

ü повторность и вариантность нагрузок

3. постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий – необходимость систематического повышения требований, увеличение нагрузок.

4. адаптированной сбалансированной динамики нагрузок. Суммарная нагрузка должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье

5. цикличного построения занятий. 3 вида циклов: микроциклы (недельные), мезоциклы (месячные) включающие от 2 до 6 микроциклов, макроциклы (годичные). Занятия строятся с учетом и в рамках завершенных циклов

6. возрастной адекватности направлений ФВ. В соответствии с возрастом изменяется направленность ФВ (дошкольный, младший, средний, старший возрасты)

ПСИХОЛОГИЯ

Профессионально важные качества учителя физической культуры.

Идейно-политические; — нравственные ; -коммуникативные; -волевые; -интеллектуальные; -психомоторные.

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

Значение закаливания и занятий физическими упражнениями в повышении адаптивных возможностей организма. Способы оценивания эффективности

Закаливание проводится в системе гигиенических мероприятий направленных на повышение устойчивости организма к не благоприятным воздействиям и метеорологических факторов. Значение- общеукрепляющее оздоровительное действие на организм, способствует повышению умственной и физической работоспособности укрепляется иммунитет, Средства закаливания: солнечные ванны лучше при ходьбе, играх, воздушные ванны, водные процедуры

ТМФВ

25. ПЗ: Представить примеры реализации принципа физического воспитания в связи с обучением технике двигательного действия и воспитания физических качеств школьников.

Одним из специфических принципов ФВ является принцип непрерывности. Он предполагает, что процесс ФВ является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к не освоенному.

Воспитание физических качеств требует строгой последовательности воздействий физических упражнений.

Например, воспитание силы – используются упражнения с отягощениями. Например в 5-7 классе для мальчиков гантели 1-3кг, а в старшем возрасте гантели до 8кг + гири 16-24кг.

Двигательное действие – кувырок вперед из упора присев. Последовательность обучения следующая:

ü группировка из разных и.п.

ü перекаты из разных и.п.

ü кувырок вперед с помощью

ü кувырок вперед самостоятельно

Двигательное действие – кувырок также усложняется: это кувырок из упора присев, кувырок вперед из стойки ноги врозь без опоры рук.

Под принципом понимается «основное правило», «руководящее положение», «установка».

Общеметодические принципы:

ü сознательности и активности

ü наглядности – зрительная, слуховая, двигательная. В младших классах учитель рассказывает сюжет, а дети сопровождают его рассказ движениями

ü доступности и индивидуализации (юноши-девушки)

Специфические принципы:

ü непрерывности

ü системного чередования нагрузок и отдыха

ü постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий. Лыжная дистанция в среднем возрасте 1,2,3км, в старшем юноши – 5км, девушки – 3км

ü адаптированной сбалансированной динамики нагрузок – нагрузка должна быть такой, чтобы ее применение не повредило здоровью

ü цикличного построения занятия: микроциклы – недельные, мезоциклы – месячные, макроциклы – годичные

ü возрастной адекватности – в соответствии с возрастом изменяется направленность ФВ

ПСИХОЛОГИЯ

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4 — КиберПедия

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического

воспитания………………………………………………………………………….. 4

1.1. Сущность и причины возникновения физического

воспитания в обществе …………………………………………………. 4

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия ………………………………… 5

Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации ….. 10

2.1. Система физического воспитания, ее основы ………………….. 10

2.2. Цель и задачи физического воспитания……………………………. 12

2.3. Общие социально-педагогические принципы системы

физического воспитания………………………………………………….18

Глава 3. Направленное формирование личности в процессе

физического воспитания .…………………………………………………..19

3.1. Связь различных видов воспитания в процессе

физического воспитания……………………………………………….. 20

3.2. Технология воспитательной деятельности педагога

по физической культуре и спорту…………………………………….22

Глава 4. Средства и методы физического воспитания………………………….32

4.1. Средства физического воспитания ………………………………… 32

4.1.1. Физические упражнения …………………..………………….32

4.1.2. Оздоровительные силы природы ………………………………39

4.1.3. Гигиенические факторы …………………………………………40

4.2. Методы физического воспитания ……………………………………..40

4.2.1. Методы строго регламентированногоупражнения ……42

4.2.2. Игровой метод …………………………………………………………46

4.2.3. Соревновательный метод………………………………………. 46

4.2.4. Обще педагогические методы,используемые

в физическом воспитании ………………………………………..47

Глава 5. Общеметодические и специфические принципы

физического воспитания…………………………………………………….52

5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 52

5.2. Общеметодические принципы ………………………………………….54

5.2.1. Принцип сознательности и активности……………………. 54

5.2.2. Принцип наглядности…………………………………………….. 56

5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации…………….. 57

5.3. Специфические принципы физического воспитания ………..58

5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания………………………………………………………………58

5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха……..………..….59

5.3.3. Принцип постепенного наращиванияразвивающе-тренирующих воздействий ……………………60

5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок…………………………………………………62

5.3.5. Принцип циклического построения занятий………….63

5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания………………………………………….63

Глава 6. Основы теории и методики обучения двигательным

действиям………………………………………………………………………… 64

6.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения

в физическом воспитании ……………………………………………….64

6.2. Основы формирования двигательного навыка………………….. 67

6.3. Структура процесса обучения и особенности

его этапов ……………………………………………………………………….71

Глава 7. Теоретико-практические основы развития

физических качеств…………………………………………………………… 74

7.1. Понятие о физических качествах.,…………………………………. 74

7.2. Сила и основы методики ее воспитания…………………………… 76

7.2.1. Средства воспитания силы ……………………………………. 81

7.2.2. Методы воспитания силы………………………………………. 83

7.2.3. Методики воспитания силовых способностей …………..88

7.2.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения

уровня развития силовых способностей …………………..90

7.3. Скоростные способности и основы методики

их воспитания……..„,…„………………………………………………92

7.3.1. Средства воспитания скоростных способностей……….. 96

7.3.2. Методы воспитания скоростных способностей …………97

7.3.3. Методики воспитания скоростных способностей……… 98

7.3.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения

уровня развития скоростных способностей ……………. 102

7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания …………… 103

7.4.1. Средства воспитания выносливости ………………………. 106

7.4.2. Методы воспитания выносливости ………………………… 109

7.4.3. Методика воспитания общей выносливости…………… 112

7.4.4. Воспитание выносливости путем воздействия

на анаэробные возможности человека ………………… 115

7.4.5. Особенности воспитания специфических типов

выносливости …………………………………………………… 116

7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения

уровня развития выносливости ……………………………… 118

7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания …………………. 121

7.5.1. Средства и методы воспитания гибкости ……………….. 123

7.5.2. Методика развития гибкости ………………………………. 124

7.5.3. Контрольные упражнения (тесты) для определения

уровня развития гибкости……………………………………… 127

7.6. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания …….130

7.6.1. Средства воспитания координационных способностей………133

7.6.2. Методические подходы и методы воспитания ……………….135

 

7.6.3. Методика совершенствования пространственной,

временной и силовой точности движений……………… 137

7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения

уровня развития координационных способностей….. 142

Глава 8. Формы построения занятий в физическом воспитании………… 143

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании…………… 143

8.2. Характеристика форм занятий физическими

упражнениями……………………………………………………………… 145

8.2.1. Урочные формы занятий ……………………………………… 145

8.2.2. Неурочные формы занятий…………………………………… 146

Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании…………… 148

9.1. Планирование в физическом воспитании………………………. 148

9.2. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании ………..154

Курсовая — Специфические принципы физического воспитания — БГУФК

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ    5
1.1. Характеристика системы физического воспитания    5
1.2. Понятие и значение принципов физического воспитания    9
1.3. Иерархия принципов в системе физического воспитания    13
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ   ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ    17
2.1. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха    17
2.2. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий    18
2.3. Принцип непрерывности процесса физического воспитания    22
2.4. Принципы адаптированного сбалансирования динамики нагрузок    25
2.5 Принцип  циклического построения занятий    25
2.6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания    27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    31
ПРИЛОЖЕНИЯ    33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Андриевский, А.А. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере: Дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 : – Красноярск, 2005 – 169 c.
2.    Артемьев, В.П. Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособие. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.
3.    Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: ФИС. – 1983. – 128 с.
4.    Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Народная асвета, 1978. – 88 с.
5.    Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
6.    Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний : Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с.
7.    Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
8.    Матвеев, Л.П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам //Очерки по теории физической культуры / Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон. – М.:ФиС, 1984, с. 224-240.
9.    Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
10.    Словарь русского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, 1987. – Т.3
11.    Советская система физического воспитания. Под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975.
12.    Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров,  И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры – 1998, – № 5, – С. 11-15.
13.    Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: просвещение, 1990. – 360 с.
14.    Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 1. – К.: Издательство «Олимпийская литература», – 424 с.
15.    Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
16.    Физиология человека: Учеб. для техн. физ. культ./ Под ред. В.В. Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 319 с.
17.    Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007.– 229 с.
18.    Холодов, Ж.К. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, – М., 1997 – 416 с.
19.    Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов,  В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
20.    Якимович, В.С. Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования / В.С.  Якимович. // Физическая культура – 2002, – № 1. – С. 58-61.

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА

С.Ю. Ковалева

МАОУ «СОШ №9», г. Мегион

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Общепедагогические принципы физкультурного образования и спорта……..4

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы……………………………………………11

Введение

В настоящее время физическое воспитание подрастающего поколения организуется в рамках уроков по физической культуре в общеобразовательных школах, а также в структурах дополнительного образования — это ДЮСШ, спортивные клубы, секции.

Основной формой организации физического воспитания в них является учебно-тренировочный процесс, где одновременно решаются и общие, и специфические задачи физического воспитания.

Задачи учебного (теоретического, образовательного) направления, хотя и считаются очень важными, решаются в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, то есть большая часть времени затрачивается на физическую подготовленность. Качество учебного процесса по физическому воспитанию определяется по спортивным результатам.

Процесс физического воспитания обеспечивает один специалист — учитель по физической культуре, тренер по виду спорта. Однако, анализируя опыт других учебных предметов: русского языка, математики, биологии и т.п., — следует отметить, что в учебном плане профессиональной подготовки кадров по этим специальностям предусмотрены две учебные дисциплины — овладение содержанием предмета и методика преподавания предмета. В то же время при подготовке физкультурных кадров методика преподавания как предмет есть только по спортивным дисциплинам — гимнастике, баскетболу, волейболу и т.д. и по предмету «теория и методика физического воспитания». По остальным предметам, в частности таким, как дисциплины медико-биологического блока, спортивной метрологии, биомеханики спорта и т.д., такой учебной дисциплины государственный стандарт не предусматривает.

Общепедагогические принципы физкультурного образования и спорта

В теории физического воспитания, спортивной тренировки и физической рек­реации анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из ве­дущих мест, поскольку он тесно связан с оптимизацией педагогического процесса при занятиях физическими упражнениями. Под «принципами» в теории физической культуры понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерно­сти обучения, воспитания и всестороннего развития личности. Их реализация в орга­низации учебно-воспитательного процесса значительно повышает эффективность всех структурных компонентов физической культуры. Содержание принципов определяет основные тре­бования к построению, содержанию, методам и организации процесса формиро­вания физической культуры личности, регламентируя меру совместной деятельно­сти педагога (субъекта педагогического воздействия) и занимающегося (объекта воздействия). Исторически они определились в сложноорганизованную систему принципов путем накопления научных знаний о взаимодействии социального и при­родного в развитии ценностей физической культуры, научно-педагогических и ме­дико-биологических основ формирования физической культуры общества и лично­сти. Эмпирически в теории физической культуры сложились три концептуальных подхода в определении этой системы принципов.

ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – есть определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства. Различают социальные, общепедагогические и специфические принципы

Общепедагогический подход предполагает в качестве методологической осно­вы использовать классические закономерности обучения, сформулированные Я. А. Коменским в XVII веке. Поскольку их реализация нацелена, главным образом, на воспитание и обучение личности, в педагогике эти принципы обозначают как ди­дактические. Это принципы сознательности, активности, наглядности, доступнос­ти, систематичности и прочности. Они отражают общее состояние современной пе­дагогической технологии и могут быть использованы в любом педагогическом про­цессе.

Принцип сознательности и активности. Назначение этого принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности.

Одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся. Перед коллективом и конкретной

В качестве перспективных целей могут быть: выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборной команды, а текущими: овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способностей и др. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объеме?».

Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося.

АКТИВНОСТЬ — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность может проявляться в различных видах: двигательной активности, приобретении знаний, в выполнении самостоятельных занятий, дисциплинированности.

Согласно теории деятельности (С.Л. Рубштейн, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует мотивы, потребности, интересы и цели.

Современные исследования показывают, что в процессе формирования потребностей индивида в двигательной активности существенную роль играют три фактора. В первом факторе отражено влияние спортивных традиций в семье (личный пример родителей, авторитет преподавателей). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы, гармоничное телосложение, повышение мышечного компонента). Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе сознательности и активности.

Сознательность и активность – это два взаимосвязанных фактора. Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.

Принцип наглядности – обозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Наглядность в физической культуре существует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность – (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видео-фильмов) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Применяют зрительную наглядность на всех этапах овладения двигательными действиями.

Звуковая наглядность – (различные звуковые сигналы голосом, аппаратурой) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик движений. Звуковая наглядность играет ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Двигательная наглядность – предусматривает формирование у человека представления о физическом упражнении за счет мышечных ощущений, которые возникают у него при попытках выполнить двигательное действие. Прочувствовать особенности двигательного действия – значит понять сущность двигательного действия.

Комплексное использование всех форм наглядности в учебно-тренировочном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала. При

использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или словесно-логичесого восприятия). Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола. Подготовленности и типологических особенностей нервной системы занимающегося. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно- воспитательного процесса.

Принцип доступности и индивидуализации – означает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающегося. При реализации принципа должна быть учтена как готовность занимающегося к обучению, так и объективность трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающегося характеризует оптимальную меру доступности.

В практике реализации принципа доступности необходимо соблюдать правила: от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному.

Индивидуализация учебно-тренировочного занятия выражается в дифференциации учебных занятий, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально доступный порог мощности и энергоемкости выполняемых заданий.

Принцип систематичности предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от развития одних двигательных способностей к другим; строгого согласования и распределения учебного материала с предыдущим; целесообразного порядка применяемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет

учет возрастного развития физических способностей, а также переноса двигательных навыков.

Фундаментальной основой принципа систематичности является: выполнение нагрузок в дидактически оптимальной последовательности, выполнение заданий на уровне доступной трудности, использование интервала отдыха, обеспечивающего процесс суперкомпенсации функций.

Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает определенную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.

Второй подход, получивший название «редукционный» предусматривает обоб­щение фактов, получаемых в смежных областях научного знания при формирова­нии системы унифицированных принципов в сфере физической культуры. Изуче­ние закономерностей психофизической адаптации к физическим нагрузкам позво­ляет существенно расширить компоненты этой системы, которые бы отвечали спе­цифике деятельности индивида, особенностям его биологического развития при выполнении физических нагрузок. Активные процессы трансформации содержа­ния принципов через парадигму современных естественнонаучных знаний осуще­ствляется путем анализа предикативных (от лат. praedicatum — предмет суждения о субъекте) признаков. Однако, проблемность использования редукционного подхо­да обусловлена тем, что ограничение данного анализа рамками медико-биологи­ческих и биохимических областей научного знания не позволяют в полной мере учитывать личностные детерминанты объекта в процессе формирования его личной физической культуры. Поэтому наиболее продуктивным в процессе определения унифицированной системы принципов является интегративный подход, предусмат­ривающий реализацию взаимосвязанных и оказывающих существенное влияние на эффективность управления в сфере физической культуры оптимального числа прин­ципов. Он позволяет структурировать этот комплекс принципов, выделенных из ряда смежных педагогических дисциплин и определить совокупность доминирующих при­знаков, указывающих на связь каждого принципа с основным предикатом педаго­гического воздействия. Как правило, с учетом наиболее характерных предикатов педагогического воздействия в систему интегрируется ряд принципов как из об­щих, так и частных педагогических дисциплин.

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она определяет генераль­ное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков ин­тегрирует в систему принципы оздоровительной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравствен­ным и эстетическим развитием индивида), принципы целевой подготовки к высо­копроизводительному труду и оборонной деятельности.

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспита­ния, отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельно­сти в процессе занятий физическими упражнениями.

Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принци­пов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к спе­цифике педагогического процесса в сфере физической культуры. Они детермини­руют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процес­сов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой груп­пы принципов определяет совокупность неразрывно связанных принципов созна­тельности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, система­тичности.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусмат­ривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу вхо­дят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цик­личности и возрастной адекватности воздействия. Реализация требований этой группы принципов в практике предусматривает учет закономерностей биологичес­кого развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития фи­зических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к саморегуляции и самоуправлению. Таким образом, унифицированная система принципов физической культуры интегрирует все три отмеченные группы принци­пов в целостном процессе формирования физической культуры общества и личности.

В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистичес­кий смысл — образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удов­летворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном раз­витии.

Главная цель физкультурного образования — формирование физической культу­ры личности. Физическая культура личности — это определенный уровень физичес­кого развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценно­стных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности.

Определить уровень физической культуры личности можно по следующим пока­зателям:

— устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствова­нию;

— состояние здоровья;

— объем физкультурных знаний;

— объем усвоенных двигательных умений;

— гигиенические навыки и привычки;

— соблюдение режима физической активности;

— уровень развития основных физических качеств.

В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят сле­дующие компоненты: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и фи­зическую реабилитацию. Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.

Основные задачи в области физического воспитания можно классифицировать следующим образом:

Первую группу задач принято называть специфическими. К ним относятся:

— укрепление здоровья;

— совершенствование телосложения;

— обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.

Вторую группу задач можно назвать общепедагогическими. Это задачи нрав­ственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологическо­го (ценностного) характера.

Третью группу составляют специальные задачи в области физкультурного обра­зования, в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.

В современной социологии физкультурное образование определяется как со­вместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные каче­ства и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для обще­ния в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.

В своем общекультурном значении физкультурное образование выполняет сле­дующие задачи:

1. Познавательную задачу — обеспечивая передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому.

2. Социальную, выполняющую роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности.

3. Культурообразующую, обеспечивая развитие самой физической культуры.

4. Гуманистическую, культивирующую и развивающую способности человека, раскрывающие его творческий потенциал.

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в опре­деленный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и час­тью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделиро­вать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.

Заключение

В современной литературе проблемы физкультурного образования рассматриваются с разных позиций. Однако в меньшей степени разрабатываются проблемы физкультурного образования с точки зрения социологии и социальной педагогики.

Актуальность данного подхода, на наш взгляд, состоит в том, что социология образования предполагает анализ образовательных проблем в социальном контексте, то есть неотрывно от всех инноваций, происходящих в обществе, тех перемен, которые и обусловливают необходимость дальнейшей разработки содержания физкультурного образования. Социология образования исследует социальную детерминацию образования, эффективность реализации общественной потребности в нем, влияние образования на другие сферы общественной жизни, проблемы содержания образования и его совершенствования.

Изменение характера общества в последнее десятилетие привело к формированию новой социальной структуры, а также к изменению ориентации социальных групп в сфере физической культуры и спорта, их двигательной активности и идеологии здорового образа жизни.

Деятельность специалиста по физической культуре и спорту протекает среди представителей самых разных социальных групп и слоев, что обусловливает необходимость формирования у специалиста социологической культуры.

В свою очередь «диагноз времени» не может быть точным без исторического понимания происходящего. Только после исследования исторических особенностей развития системы образования, выявления социально-педагогического смысла й проблем можно приступать к разработке практических рекомендаций в области образования. Этот подход предполагает необходимость социально-педагогического аспекта.

Список использованной литературы

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2003. 160 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2011.

Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2011.

Физическое воспитание. Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. М., Высшая школа. 2013.

Гигиена физического воспитания. Я.С. Вайнбаум. М., Просвещение. 2009.

Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.Я. Виленский. М. 2012.

Физическая культура в жизни студента. В.М. Рейзин, А.С. Ищенко, Минск, Высшая школа. 2010.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. Киев. 2008.

Физическая культура студента. Под ред. Ильиничина В.И. М. 2011г.

Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М. Мир. 2014.

Тестирование в спортивной медицине. В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. М. ФиС. 2008.

Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя. М.Я. Виленский, В.А. Беляева. М. 2005.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/408492-obschepedagogicheskie-principy-fizkulturnogo-

1.8 Принципы тренировок — Руководство по физической активности

Соблюдение определенных принципов тренировок может помочь в разработке целенаправленного и успешного режима физической активности. Регулярная физическая активность и упражнения на еженедельной основе могут положительно повлиять на общее состояние здоровья человека и улучшить различные компоненты физической подготовки. Однако конкретные цели человека в области физической подготовки могут быть не достигнуты, если его программа физической активности не разработана с учетом основных принципов тренировок.Соблюдение определенных принципов тренировок может помочь в разработке целенаправленного и успешного режима физической активности. Основные принципы обучения, которые будут рассмотрены ниже, включают:

  • Специфичность
  • Перегрузка
  • Прогресс
  • Обратимость
  • FITT
  • Индивидуальные различия

Принцип специфичности : Тренироваться будут только части тела, мышцы или системы, задействованные в тренировке (Американский колледж спортивной медицины, 2013).Например, тренировка с отягощением верхней части тела будет способствовать улучшению только задействованных групп мышц (т. Е. Плеч, рук, мышц спины). Следовательно, человек должен оценить конкретный тип тренировки, который обеспечит наибольшую вероятность достижения физической активности и фитнес-целей.

Проверка понимания:

Улучшат ли отжимания мышцы живота и кора? Улучшат ли круги по плаванию время езды на велосипеде 10 миль? Пожалуйста, объясните свой ответ.

Принцип перегрузки : Перегрузка (т. Е. «Превышающая нормальную рабочую нагрузку или напряжение») требуется для улучшения компонентов физической подготовки: кардиореспираторной (аэробной) выносливости, мышечной силы, мышечной выносливости и гибкости. Согласно принципу перегрузки, человек должен работать («нагружать») тело, используя пошаговое увеличение продолжительности, времени и / или интенсивности физической активности, чтобы способствовать оптимальному улучшению физической формы (Американский колледж спортивной медицины , 2013).Это пошаговое увеличение часто называют прогрессией .

Проверка понимания:

Как человек может использовать принцип перегрузки для повышения кардиореспираторной (аэробной) выносливости во время подготовки к марафону? Подсказка: использование «большей, чем обычно, нагрузки» за счет постепенного увеличения общего недельного пробега во время тренировочного режима.

Принцип тренировки с перегрузкой означает, что человек добавляет нагрузку к своему текущему режиму упражнений, чтобы улучшить физическую форму.Примером принципа перегрузки является увеличение веса оборудования, поднятого в плане тренировки с отягощениями. Фото Даниэль Церулло на Unsplash

Принцип обратимости : Люди могут потерять положительный эффект тренировок, когда участие в программе упражнений прекращается (т. Е. Прирост физической формы обращен вспять; в разговорной речи это называется «используй или потеряй»). И наоборот, по мере того, как уровень физической подготовки человека улучшается, ему / ей необходимо будет скорректировать программу упражнений, чтобы обеспечить дальнейшие улучшения (т.е., предыдущая работа, направленная на достижение перегрузки, может оказаться недостаточной) (Американский колледж спортивной медицины, 2013a).

Проверка понимания:

Как вы можете изменить или скорректировать программу тренировок, чтобы учесть возможность обратимости?

Принцип FITT : Принцип тренировок с упражнениями, который описывает, как человек может разрабатывать и контролировать свою индивидуальную программу упражнений (Американский колледж спортивной медицины, 2013).

  1. Частота : Как часто человек выполняет целевое упражнение или физическую активность.
  2. Интенсивность : Сколько работы или усилий прилагается в течение периода физической активности (может быть измерено различными способами, такими как частота сердечных сокращений, RPE, значение MET и т. Д.).
  3. Время : Продолжительность физической активности или тренировки.
  4. Тип : особый режим физической активности или упражнения, которыми человек выбирает заниматься (т.е. аэробные упражнения, тренировки с отягощениями, спортивные нагрузки и т. д.).

Принцип индивидуальных различий : Все люди уникальны в своих потребностях в программировании упражнений. При планировании режима физической подготовки следует учитывать и оценивать личные, экологические и поведенческие факторы (Американский колледж спортивной медицины, 2013).

Проверка понимания:

Какие личные, экологические и поведенческие факторы вам следует учитывать при планировании собственной программы тренировок?

Принцип тренировки индивидуальных различий описывает, как каждый человек имеет уникальные потребности и предпочтения в отношении своей физической активности и фитнес-планов.Например, люди могут выбирать конкретные режимы физической активности в зависимости от текущего состояния здоровья и способностей, экологического доступа к выбранной деятельности или своего личного желания заниматься конкретным упражнением. Фото Эвана Кирби на Unsplash

Американский колледж спортивной медицины. (2013). Рекомендации ACSM по тестированию с физической нагрузкой и назначению. Липпинкотт Уильямс и Уилкинс.

Ошибка разрыва связи

    Щиток приборов

    BRENNAN SANDBOX

    Перейти к содержанию

    Щиток приборов

    • Авторизоваться

    • Приборная панель

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать