Периоды детского возраста: 1.2.2. Периоды детского возраста

Содержание

Периоды детского возраста

В различные периоды детского возраста развитие ребенка имеет количественные и качественные анатомо-физиологические особенности, отличающие его от взрослого человека.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого идет становление основных функций органов и систем.

Условно в педиатрии принято различать шесть периодов детского возраста:

1. Новорожденность (с рождения до 28 дней).

2. Грудной (с 28 дней до 1 года).

3. Младенческий, ранний детский, ясельный, преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

5. Младший школьный (от 7 до 11 лет).

6. Старший школьный (от 12 до 17-18 лет).

В свою очередь, период новорожденное подразделяют на два этапа. Первый этап начинается с перевязки пуповины и длится 168 часов (7 дней), второй этап — с 8-го по 28-й день. На первом этапе (раннем неонатальном) происходит приспособление ребенка к изменившимся условиям среды, затрагивающее все системы и органы. Для обеспечения его жизнедеятельности в этот период прежде всего необходимо становление дыхательной функции. Внутриутробное питание и дыхание плода осуществляются за счет плаценты. После рождения происходит закрытие главных коммуникаций и начинают функционировать малый круг кровообращения, налаживается энтеральное питание молоком матери. С молоком в организм ребенка поступает адекватное количество белков, жиров, углеводов и других веществ, необходимых для роста и развития ребенка. Интенсивно начинает функционировать система пищеварения. Терморегуляция у новорожденного несовершенна и созревает постепенно, что требует в первые дни жизни создания для ребенка особого температурного режима. Физиологические функции организма новорожденного находятся в состоянии неустойчивого равновесия.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд явлений, называемых кризами новорожденного, которые существенно влияют на состояние и даже выживаемость ребенка. Это, в первую очередь, гормональный криз из-за нарушений взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка после родового стресса. Он проявляется катаром кожи, желтухой, мочекислым инфарктом, потерей массы тела и др.

На 3-4-й день после рождения отпадает остаток пуповины, а к 6-7-му дню происходит стабилизация всех параметров жизнедеятельности, и ребенка выписывают из роддома домой. Длительность становления функции приспособления к домашним условиям занимает 1 месяц. Учитывая важность этого периода, медицинскому работнику необходимо контролировать (один раз в неделю) состояние новорожденного, оценивая его физическое, нервно-психическое развитие, характер питания и функцию жизненно важных органов. В период грудного возраста у ребенка интенсивно развиваются органы и системы, в связи с этим растет потребность в строительном и энергетическом материале. Количество грудного молока, потребляемое ребенком, постепенно увеличивается. Достаточность потребления молока контролируется ежемесячной прибавкой массы тела ребенка. Система пищеварения грудного ребенка максимально приспособлена к усвоению материнского молока. В настоящее время сложилась четкая концепция естественного, смешанного и искусственного вскармливания.

По мере роста ребенка происходит совершенствование центральной нервной системы, критерием оценки которой является становление статических и моторных функций, а также развитие второй сигнальной системы.

Прорезывание зубов обычно происходит после 6 месяцев, а к году жевательный аппарат ребенка готов к смене характера питании (введение в рацион каш, овощей, мяса).

После первого года жизни наступает период, который в педиатрии имеет несколько названий: младенческий, ранний детский, дошкольный, ясельный возраст. Продолжается этот возраст до трех лет. В этот период ребенок отвыкает от грудного молока, его рацион все больше пополняется разнообразными продуктами питания.

К году ребенок обычно знает около 10 слов и хорошо владеет сенсорной речью, статомоторными функциями. К трем годам большинство детей значительно пополняют свой словарный запас, овладевают фразовой речью, в которой появляются личные местоимения. Совершенствуется координация моторной деятельности, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

После трех лет ребенок вступает в дошкольный период, начинает осознавать себя личностью. Это определяет особенности поведения. В этот период должно быть начато воспитание ребенка как личности, с учетом половой принадлежности. На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование координации движений, что очень важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

Все анатомо-физиологические параметры органов и систем ребенка приближаются в своем формировании к взрослому человеку в следующем возрастном периоде — младшем школьном. Ребенок начинает осваивать школьную программу, учиться взаимоотношению со сверстниками и взрослыми людьми. К концу этого периода (к 11 годам) завершается смена молочных зубов на постоянные.

Старший школьный, или подростковый (от 11-12 до 18 лет), возраст характеризуется прежде всего половым созреванием. Происходит окончательное формирование основных систем, в том числе ЦНС и эндокринной.

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка во многом определяется окружением (родителями, родственниками, друзьями, школьным коллективом, педагогами).

Для каждого ребенка характерны индивидуальные темпы биологического развития. Биологический возраст часто не совпадает с календарным возрастом ребенка, (Поэтому при его определении оценивают признаки, характеризующие биологическую зрелость тех или иных процессов, органов и систем ребенка. Например, о биологическом возрасте новорожденного судят по степени развития рефлексов, в более старшем возрасте биологический возраст определяют по двигательным навыкам, а у детей старшего школьного возраста — по развитию вторичных половых признаков.

от 1 года до 3 лет

Движение — это и работа скелетных мышц, и навыки ориентироваться во внешнем пространстве, тесная связь между зрительным восприятием и движением, правильное положение тела и его частей и переключение с одной позы на другую. К трем годам ребенок осваивает главные двигательные навыки.

«Горячо, холодно»

Что нужно ребенку, чтобы развиваться? Ему нужно двигаться, получать первый чувственный опыт, трогать, пробовать, узнавать, что такое теплое и холодное, мягкое и твердое, знакомое и незнакомое. Ребенок познает, каков мир на ощупь и на вкус. В этот период он уже не хочет сидеть у мамы на руках, он рвется самостоятельно двигаться. Ему нужны впечатления, и чем они богаче, тем скорее формируется психика.

Чтобы стать ловким, ребенок должен падать, ушибаться, вставать и идти дальше. Это не только развивает тело, учит движению, но и дает знание, что все происходящее с ребенком — следствие его действий. Как часто мы требуем от подростков ответственности за свои поступки, хотя до 14 оберегали их от любых опасностей… Откуда возьмется ответственность, если раньше ей не учили? Все надо осваивать постепенно.

Обучение начинается в возрасте полутора-двух лет, когда ребенок делает первые попытки исследовать мир. Когда он соприкасается с тем, что вокруг, когда у него появляется собственное отношение к тому, что его окружает. Задача родителей — по возможности обезопасить ребенка: убрать кипящие кастрюли, оголенные провода, острые и бьющиеся предметы.

Ребенку трудно усидеть на месте. И когда мы пытаемся добиться от него тишины, приказываем сидеть и молчать, подсовывая ему планшет с мультиками или играми, мы тормозим развитие его мозга. Да, мы добиваемся желаемого: ребенок нас не отвлекает. Но тем самым вредим ему. Как нейропсихолог я знаю, что это порой ведет к неловкости в движениях, дефициту внимания. Ребенку сложнее учиться считать, читать, писать, осваивать новый материал и развивать интеллект.

«Я сам!»

В этом возрасте эмоции ребенка просты: радость, страх, гнев, удивление. Речь еще не развита, поэтому рано говорить о сложных внутренних переживаниях. Однако родителей часто беспокоят плаксивость и агрессивность детей. Почему они капризничают, если сыты, одеты, если их любят и заботятся о них? Возможно, дело в том, что родители недостаточно общаются с ребенком. Не просто сидят рядом с ноутбуком, а играют, слушают его, рисуют, читают. Ведь до трех лет родитель для ребенка важнее, чем няня или бабушка.

Мама лучше знает, что нужно ребенку, который пока еще не умеет понимать свои желания, формулировать мысли. Своим принятием и эмоциональным теплом она дает ему основу, на которой потом выстроится его отношение к собственным эмоциям, к себе.

Бывает, хоть и реже, что ребенок капризничает, потому что устал от опеки взрослых. С года он уже нуждается в свободе. Ребенку нужна свобода, пусть ограниченная, ему нужно время в одиночестве, пусть и непродолжительное. Ему надо «переварить» впечатления, «поговорить» с собой. Если мы все время пристаем к нему с разного рода развлечениями и развивающими мероприятиями, то ребенок просто не успевает осваивать новый опыт.

Примерно в 3 года начинается кризис, который в психологической литературе называется «Я сам». Это один из важнейших кризисов детского возраста, который можно сравнить по значимости лишь с подростковым. Первый шаг к автономии. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельное существо, а не часть мамы. Появляется местоимение «Я» (до этого он говорил о себе в третьем лице). Ребенок заявляет о своих желаниях, стремится получить то, чего хочет.

Бегать по лужам — можно

Как правильно относиться к новым реакциям ребенка? Для меня ответ очевиден — дать ему возможность быть самостоятельным. Там, где ему можно доверить эту самостоятельность: выбирать себе игру, есть самому, ходить по лужам или рисовать. Да, на обоях останутся отпечатки детских ладошек, каша окажется на полу, одежда испачкается. Но ребенок сможет творить, почувствует, что на многое способен сам. И в будущем скорее станет проявлять инициативу, любопытство и энтузиазм.

Все начинается в 3 года, а не позже, «когда подрастет», и примерно в этот период и заканчивается, если взрослый занимает жесткую позицию и не дает ребенку проявить свою волю. Задушенная в самом начале, она не будет развиваться так, как хотелось бы родителям.

Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Первая статья «Периоды детского развития: младенчество» уже на сайте.

Введение в педиатрию. Периоды детского возраста — презентация на Slide-Share.ru 🎓


1


Первый слайд презентации: Введение в педиатрию. Периоды детского возраста

ЗАЙЦЕВА ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА
Заведующая кафедрой педиатрии МГМСУ
Введение в педиатрию. Периоды детского возраста

Изображение слайда


2


Слайд 2

ООН объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.

Изображение слайда


3


Слайд 3

Состояние здоровья населения  России в настоящее время характеризуется
низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения),
высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения)
Ежегодно население России уменьшается на 700 тысяч человек
2006 г.

Изображение слайда


4


Слайд 4: Группы здоровья детей (Северо-Западный регион России)

1 группа здоровья – 11% (здоровые)
2 группа здоровья – 58% (группа риска)
3 — 5 группа здоровья – 31 % (с хроническими заболеваниями)

Изображение слайда


5


Слайд 5: История педиатрии 1 этап — накопление общемедицинских знаний

Гиппократ
(род 460г. до н.э.)
Гален
( II век н.э.)
Авиценна
(род.960 г. н.э.)

Изображение слайда


6


Слайд 6: История педиатрии

«О размножении и сохранении российского народа»
(основные мероприятия по борьбе с детской смертностью)
Михаил Васильевич
Ломоносов
(1711-1765)

Изображение слайда


7


Слайд 7: Первые детские больницы

1802 г. – Париж
1830 г. – Берлин, Вена
1834 – Петербург
1842 – Москва
1852 – Англия
1855 — США

Изображение слайда


8


Слайд 8

Первое руководство по детским болезням «Педиятрика» (1847)
«…ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого.»
Степан Фомич
Хотовицкий
(1796-1885)

Изображение слайда


9


Слайд 9

Георгий Нестерович
Сперанский
(1873-1969)
Нил Федорович
Филатов
(1847-1902)
Николай Петрович
Гундобин
(1860-1908)

Изображение слайда


10


Слайд 10: Из истории кафедры педиатрии

Кафедра основана в 1960 г.
Заведующие кафедрой :
Засухина Валентина Николаевна
(с 1960 по 1972 г.)
Зернов Николай Гаврилович
( с 1972 по 1985 г.)
Теблоева Лидия Тимофеевна
( с 1985 по 2004 г.)
Зайцева Ольга Витальевна
(с 2005 г. по настоящее время)

Изображение слайда


11


Слайд 11

Изображение слайда


12


Слайд 12

Изображение слайда


13


Слайд 13: На кафедре проходят обучение

Студенты лечебного факультета (дневное и вечернее отделения)
Студенты стоматологического факультета (дневное и вечернее отделения )
Врачи-интерны
Врачи-ординаторы
Аспиранты
Курсанты факультета усовершенствования врачей

Изображение слайда


14


Слайд 14: Лечебная работа сотрудников кафедры

Изображение слайда


15


Слайд 15

Изображение слайда


16


Слайд 16

Изображение слайда


17


Слайд 17

Больница Святого Владимира приняла первых пациентов летом 1876 года. Сейчас она является одним из крупнейших детских лечебных учреждений Москвы. В настоящее время больницей госпитализируется до 20000 больных в год, кроме того проводится консультационная и амбулаторная помощь 19000 пациентам.

Изображение слайда


18


Слайд 18

Павел Григорьевич фон-Дервиз
Проектировали больницу профессор архитектуры Р.А.Гедике и директор детской больницы Принца Ольденбургского К.А.Раухфус.
«сохранять за больницей название  Больницы Святого Владимира, построить и содержать её в соответствии с образцовой больницей Принца Ольденбургского в Петербурге и оставить навсегда в больнице 100 кроватей бесплатными для сирот и детей беднейших родителей.»

Изображение слайда


19


Слайд 19: ДКБ №38 ФУ МЕДБИОЭКСТРЕМ

Изображение слайда


20


Слайд 20: Основные направления научных исследований кафедры педиатрии

Нефрология
Гастроэнтерология
Неонатология
Аллергология

Изображение слайда


21


Слайд 21

Педиатрия (от греч. Paidos – ребенок и iatreia – лечение) «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей» (С.Ф.Хотовицкий 1847г.).
«Педиатрия как медицинская дисциплина радикально отличается от медицины взрослых, так как представляет собой сочетание
медицины болезней и медицины развития.
Именно в педиатрии развития лежат ключи к предупреждению хронических заболеваний взрослого периода жизни, к формированию высоких свойств интеллекта, разносторонних способностей и потенциального долголетия» (И.М.Воронцов ).

Изображение слайда


22


Слайд 22: Периоды детского возраста

I Внутриутробный (280 дней, 40 недель)
Периоды
Зародышевый – 1 неделя
Эмбриональный – 7-8 недель
Фетальный- 32 недели
Фазы
Эмбриональная – 2-3 месяца гестации
Плацентарная – с 3 месяца до рождения

Изображение слайда


23


Слайд 23: Периоды детского возраста

II Внеутробный (собственно детство)
Период новорожденности — 4 недели
— ранний неонатальный – 7 суток
— поздний неонатальный – 3 недели
Период грудного возраста с 29 дня до 1 года
Преддошкольный 1-3 года
Дошкольный – 3-7 лет
Младший школьный – 7-11 лет
Старший школьный – 12-18 лет
Периоды детского возраста

Изображение слайда


24


Слайд 24

Периоды детского возраста Период новорожденности — 4 недели

Изображение слайда


25


Слайд 25: Период новорожденности

Физиологическая гиперемия кожи
Отпадение остатка пуповины
Потеря веса
Желтуха новорожденных
Высокая чувствительность к гнойно-септическим заболеваниям

Изображение слайда


26


Слайд 26

Изображение слайда


27


Слайд 27

Периоды детского возраста Период грудного возраста – 1мес-1год

Изображение слайда


28


Слайд 28: Периоды детского возраста Период грудного возраста – 1мес-1год

Изображение слайда


29


Слайд 29

Изображение слайда


30


Слайд 30

Изображение слайда


31


Слайд 31

Изображение слайда


32


Слайд 32: Периоды детского возраста Период грудного возраста – 1мес-1год

Изображение слайда


33


Слайд 33: Период грудного возраста

Предрасположенность:
к расстройствам пищеварения (при неправильном вскармливании, кишечных инфекциях)
к болезням роста: рахиту, ЖДА
К судорогам, менингизму
К гноеродным, кишечным и воздушно-капельным инфекциям (пассивный иммунитет ослабевает, приобретенный еще отсутствует)

Изображение слайда


34


Слайд 34

Периоды детского возраста Преддошкольный – 1 – 3 года

Изображение слайда


35


Слайд 35

Дошкольный – 3-7 лет
Периоды детского возраста

Изображение слайда


36


Слайд 36: Преддошкольный и дошкольный

Склонность к отеку и гиперсекреции при воспалении
Гипертрофия и воспалительные изменения ЛОР-органов
Часто возникают синдром крупа и бронхообструктивный синдром на фоне ОРВИ
Сидром ацетонемичекой рвоты

Изображение слайда


37


Слайд 37

Периоды детского возраста Младший школьный – 7-11 лет

Изображение слайда


38


Слайд 38

Периоды детского возраста Старший школьный – 12-18 лет

Изображение слайда


39


Слайд 39: Школьный

Заболевания приобретают характер и течение болезней взрослых
Детские инфекции сохраняются
Увеличивается частота ревматических заболеваний
Склонность к эндокринным дифункциям и заболеваниям
Психо-эмоциональные особенности

Изображение слайда


40


Слайд 40

Каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная ребенку, иная старцу.
Сенека (1 век до н.э.)
Типы конституции (аномалии конституции, диатезы)

Изображение слайда


41


Слайд 41

Под типом конституции понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, сформированных под воздействием генетических и длительно действующих факторов внешней среды, определяющих адаптационные способности организма.
Типы конституции (аномалии конституции, диатезы)

Изображение слайда


42


Слайд 42: Типы конституции (аномалии конституции, диатезы)

Лимфатико-гипопластический
Нервно-артритический
Экссудативно-катаральный

Изображение слайда


43


Слайд 43: Лимфатико-гипопластический

Встречается
у 16 – 18% детей

Изображение слайда


44


Слайд 44: Лимфатико-гипопластический

В основе лежит
— гипофункция гиперплазированной лимфоидной ткани,
— дисфункция эндокринной системы,
— гипофункция симпатико-адреналовой системы.

Изображение слайда


45


Слайд 45: Характеристика детей

Чаще это дети с массой тела при рождении более 4000 г.
В первом полугодии характерна неравномерная прибавка массы тела (500-1200 г/мес.).
С первых месяцев жизни отмечается паратофия, пастозность, бледность кожи, снижение тургора тканей,
Задержка развития статических функций.

Изображение слайда


46


Слайд 46: лимфоидная ткань

Полилимфоаденопатия с увеличением небных (аденоиды) и глоточных миндалин
умеренное увеличение паренхиматозных органов.
абсолютный и относительный лимфоцитоз

Изображение слайда


47


Слайд 47: Тимомегалия

является не абсолютным, но часто встречающимся признаком ЛГД

Изображение слайда


48


Слайд 48: Эндокринная система

Дисфункция щитовидной железы, с прогрессирующей гипофункцией
Гипофункция коры надпочечников

Изображение слайда


49


Слайд 49: Симпатико-адреналовая система

снижена физическая активность
дети болеют долго с вторичными осложнениями, вызванными условно патогенной флорой.
Рекомендуется с первых дней заболеваний включать в комплексную терапию местные антибиотики.
Тяжело переносят стресс (оперативные вмешательства требуют подготовки)

Изображение слайда


50


Слайд 50

Изображение слайда


51


Слайд 51

Изображение слайда


52


Слайд 52

Встречается у
1,5 – 3,0% детей
Нервно-артритический тип конституции

Изображение слайда


53


Слайд 53

В основе лежит
— интенсивный обмен пуриновых оснований
— высокий уровень мочевой кислоты в сыворотке крови
— гиперфункция симпатико-адреналовой системы
Нервно-артритический тип конституции

Изображение слайда


54


Слайд 54: Характеристика детей

ускоренное психо-моторное развитие,
раннее формирование статических функций,
быстрота образования условных рефлексов, повышенный интерес к окружающему.
функциональные нарушения со стороны нервной системы: ночные страхи, тикоидные гиперкинезы, логоневрозы.
Рано возникает анорексия,
У грудных детей также отмечается лабильность массы тела и температуры

Изображение слайда


55


Слайд 55

у родственников имеют место такие заболевания как подагра, мигрень, невралгии, мочекаменная болезнь
высокий уровень мочевой кислоты в сыворотке крови
Нервно-артритический тип конституции

Изображение слайда


56


Слайд 56: Патологические состояния

Ацетонемические рвоты
Мочекаменная болезнь
Артралгии и миалгии пубертатного периода
Подагрические артриты (после 35 лет)

Изображение слайда


57


Слайд 57: Экссудативно-катаральный тип конституции

встречается у 24-40% детей

Изображение слайда


58


Слайд 58: Экссудативно-катаральный тип

характеризуется повышенной раздражительностью кожи и слизистых, изменением адаптации, пониженной сопротивляемостью к инфекции.
В основе лежат:
склонность к псевдоаллергическим реакциям
особенности структуры соединительной ткани
особенности вегетативной нервной системы

Изображение слайда


59


Слайд 59: Характеристика детей

отмечаются изменения со стороны кожи : гнейс, себорейные чешуйки на голове, бровях, молочный струп на лице, иногда — зуд.
склонность к опрелости кожи за ушами, в области суставов, на коленных сгибах, на шее и в естественных складках кожи.
изменения со стороны слизистых оболочек: рыхлость и гиперемия, склонность к катаральным состояниям, частые ОРВИ. У детей старше годовалого возраста можно наблюдать «географический язык».
эмоционально лабильны, склонны к потливости.

Изображение слайда


60


Слайд 60: географический» язык

Изображение слайда


61


Слайд 61: Псевдоаллергические реакции

На либераторы:
клубника,
морепродукты
цитрусовые,
шоколад,
белок куриного яйца и т.д.

Изображение слайда


62


Слайд 62: Вегетативная нервная системы

Ваготония
Вегетососудистая дистония по парасимпатическому типу

Изображение слайда


63


Слайд 63: Соединительная ткань

Слабость связочного аппарата
Большая подвижность в суставах
Нарушения осанки
Гипотония моче- и желчевыводящих путей
Пролапс митрального клапана

Изображение слайда


64


Последний слайд презентации: Введение в педиатрию. Периоды детского возраста: Типы конституции (диатезы)

Не заболевание, а предрасположенность к определенному кругу заболеваний.
Профилактические мероприятия существенно уменьшают вероятность развития болезни

Изображение слайда

Страница статьи : Российский медицинский журнал

DOI:

Аннотация

Статья оформлена в виде лекции для студентов медицинских вузов, а также для практикующих врачей. В ней представлены периоды детского возраста с характерными для каждого этапа развития особенностями растущего организма.

Об авторах

Ваганов Павел Дмитриевич

ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России 117997, г. Москва доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии лечебного факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, 119997, г. Москва [email protected]

Яновская Э.Ю.

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» 117997, Москва, Россия кафедра педиатрии лечебного факультета

Манджиева Э.Т.

ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России 117997, Москва, Россия Кафедра клинической лабораторной диагностики факультета усовершенствования врачей

Список литературы

Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. СПб.: Фолиант, 2009.

Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М.: Медицина, 1997.

Воронцов И.М. Здоровье детей, пути его обретения и утраты. Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2005; (3): 60-5.

Дополнительные файлы

Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)

Периоды детского возраста План 1 Этапы развития



Периоды детского возраста



План 1. Этапы развития ребенка 2. Этап внутриутробного развития 3. Этап внеутробного развития 4. Период новорожденности 5. Адаптация в период новорожденности 6. Период грудного возраста 7. Период молочных зубов 8. Преддошкольный период 9. Период дошкольного возраста 10. Период младшего школьного возраста 11. Период старшего школьного возраста 12. Контрольные вопросы



Этапы развития ребёнка Характерными особенностями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие этапы его жизни: 1) этап внутриутробного развития; 2) этап внеутробного развития.



Этап внутриутробного развития Продолжается от момента имплантации оплодотворенного яйца до рождения ребенка. Для нормального развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия ее жизни. Опасны для плода воздействие радиации, инфекционные заболевания матери, токсическое действие наркотиков, алкоголя, табака, лекарств и других факторов. Особенность этого этапа развития заключается в быстром росте плода и питании его за счет материнского организма.



Этап внутриутробного развития можно разделить на 2 фазы: 1) фаза эмбрионального развития (эмбрион) 2) фаза плацентарного развития (плод)



Этап внутриутробного развития 1) фаза эмбрионального развития (эмбрион) Длится первые 11— 12 недель беременности. Происходит формирование органов и тканей плода. При воздействии неблагоприятных факторов на формирующийся плод могут возникнуть пороки его развития.



Этап внутриутробного развития 2) фаза плацентарного развития (плод) Происходит дальнейшее развитие и рост органов и систем. Воздействие неблагоприятных факторов приводит к развитию каких-либо болезней у ребенка.



Этап внеутробного развития 1. Период новорождённости (с момента перевязки пуповины и первого вдоха до 28 дня жизни). 2. Грудной период (с 29 дня до 1 года). 3. Преддошкольный период (с 1 года до 3 лет). 4. Дошкольный период (от 4 года до 6 -7 лет). 5. Период младшего школьного возраста (с 7 до 11 -12 лет). 6. Период старшего школьного возраста (полового созревания).



Период новорождённости ØРанний неонатальный период (первые 7 дней). ØПоздний неонатальный период (с 8 по 28 день жизни).



Период новорождённости Ранний неонатальный период Ø Продолжается с момента перевязки пуповины и первого вдоха до 7 дня жизни. Ø Происходит адаптация к существованию вне материнского организма. Ø Органы и системы начинают функционировать по- новому. Ø Развиваются пограничные состояния. Ø Могут развиться заболевания, связанные с патологией, возникающей внутриутробно или при родах (антигенная несовместимость матери и плода, проявления родовой травмы и др. ).



Период новорождённости Поздний неонатальный период Ø Продолжается с 8 по 28 день. Ø Продолжается адаптация к окружающей среде. Ø Происходит развитие анализаторов. Ø Характеризуется высокой чувствительностью к стафилококковой и стрептококковой инфекции, сальмонеллам и др. микроорганизмам.



Адаптация в период новорожденности Во время схваток происходит отслоение плаценты, нарушается связь между ребенком и мамой Механизм первого вдоха В организме ребенка накапливается СО 2 и развивается недостаточность О 2 Раздражение дыхательного центра. Импульсы идут к дыхательной мускулатуре Сокращение дыхательной мускулатуры Ребенок в утробе матери ( t=37°С) Ребенок попадает в окружающую среду ( t=27°С ) Сокращение дыхательной мускулатуры Первый вдох ребенка сопровождается криком



Адаптация в период новорожденности Изменения в сердечнососудистой системе Газообмен у плода осуществляется за счет маточноплацентарного кровообращения. Малый круг кровообращения у плода не функционирует. После рождения начинает функционировать малый круг кровообращения. После рождения облитерируются пупочные сосуды, закрывается Баталов проток, овальное отверстие между предсердиями.



Адаптация в период новорожденности Изменения в пищеварительной системе Все питательные вещества во время внутриутробного развития ребенок получал через кровь. После рождения устанавливается энтеральный путь питания. Начинают функционировать его органы пищеварения.



Адаптация в период новорожденности Особенности иммунной системы Иммунитет у ребенка зависит от уровня иммунитета матери. При уходе за ребенком нужно соблюдать правила асептики и антисептики. Дети болеют тяжело, заболевания часто принимают генерализованное течение. Заболевания часто связаны с дефектами ухода: заболевания кожи, пупочной ранки и т. д. Важное значение имеет грудное вскармливание. Оно обеспечивает легкое переваривание, поступление иммунных тел от матери.



Период грудного возраста Ø Характеризуется интенсивным обменом веществ, высокими темпами психического и физического развития: к 5 месяцам вес удваивается, к 1 году – утраивается. Ø Появляются первые молочные зубы. Ø Происходит развитие двигательных навыков и умений. Ø Заболевания связаны с неправильным питанием и дефектами ухода (анемия, рахит, острые и хронические расстройства питания и пищеварения). Необходимы чёткая организация режима дня и рациональное вскармливание.



Период молочных зубов от 1 года до 6 -7 лет Преддошкольный Возраст Дошкольный Возраст от 1 года до 3 лет от 4 до 7 лет



Преддошкольный период Ø Происходит закрепление навыков и умений. Ø Интенсивно развивается нервная система. Ø Формируется речь. Ø В связи с утратой врождённого иммунитета увеличивается заболеваемость детскими капельными инфекциями.



Период дошкольного возраста Ø Совершенствуются функции различных органов и систем, продолжает развиваться скелет. Ø Происходит дальнейшее развитие речи. Ø Происходит интенсивное развитие, возраст «почемучек» . Ø Начинается смена молочных зубов на постоянные. Ø Дети часто болеют ОРВИ, детскими инфекциями. Возрастает опасность несчастных случаев.



Период младшего школьного возраста Ø Усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета. Ø Молочные зубы заменяются постоянными. Ø Нередко возникают хронические заболевания, нарушается осанка, развивается близорукость. Ø Высокий уровень травматизма, в том числе физкультурного.



Период старшего школьного возраста (полового созревания) Ø Начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. Ø Половое созревание наступает у девочек в 12 -16 лет, у мальчиков в 13 -18 лет. Ø Завершается психическое и физическое развитие. Ø Перестраивается работа эндокринной системы. Ø Усиливается деятельность половых желез. Ø Большая напряжённость нервной, эндокринной систем и обмена веществ создают условия для развития гипертиреоза, ожирения, появления угрей, развития туберкулеза и других заболеваний.



Контрольные вопросы 1. В каком гестационном возрасте могут формироваться врожденные пороки развития и какова их причина? 2. Как долго продолжается период новорожденности и и что Вы можете рассказать об адаптации новорожденного к новым условиям существования после рождения? 3. Какие заболевания характерны для детей грудного возраста и с чем связано их появление? 4. Назовите сроки периода старшего школьного возраста и особенности его течения.

Вопросы № 1-111 к экзамену по дисциплине «Педиатрия» (Периоды детского возраста. Структура и особенности патологии в разные возрастные периоды детства. Синдром раздраженного кишечника у детей. Критерии диагноза. Методы выявления патологии. Терапия и дальнейшая реабилитация)

Перечень
экзаменационных вопросов

для подготовки к экзамену по педиатрии
для студентов 5-го курса
медицинского факультета
Новосибирского государственного университета

1. 
Периоды детского возраста.
Структура и особенности патологии в разные возрастные периоды детства. Значение
генетических и наследственных факторов в патологии детства.

2. 
Физическое развитие детей.
Современные принципы индивидуальной оценки физического развития. Понятие о
гармоничном развитии ребенка. Акселерация. Задержка физического развития.

3. 
Последовательность развития
психических и статических функций у детей первого года жизни и их
совершенствование. Роль среды, воспитания и режима для правильного формирования
детей. Методы диагностики нарушений. Принципы профилактики задержки
психо-соматического развития.

4. 
Особенности иммунной системы у
детей в возрастном аспекте. Формирование иммунитета в онтогенезе. Понятие о
гуморальном и клеточном звеньях иммунитета. Возрастные особенности содержания
иммуноглобулинов.

5. 
Режим и диета кормящей матери.
Мотивация длительного сохранения грудного вскармливания. Стимуляция лактации и
профилактика гипогалактии.

6. 
Естественное вскармливание, его
преимущества. Современные положения и принципы естественного вскармливания.

7. 
Смешанное и искусственное
вскармливание. Причины перевода ребенка на «негрудное» вскармливание. Роль
нарушений вскармливания в формировании соматических заболеваний у детей.
Современные смеси для искусственного вскармливания.

8. 
Классификация прикормов, сроки и
правила введения прикормов у здоровых и больных детей. Контроль адекватности
введения прикормов. Возможные осложнения при введении прикормов.

9. 
Режим и характер питания детей
после 1 года. Роль рационального питания в профилактике патологических
состояний у детей.

10. 
Особенности организации
вскармливания и питания детей с аллергическими (атопическими) заболеваниями.
Понятие о элиминационной диете, правила организации, длительность назначения.

11. 
Младенческая смертность, причины,
пути ее снижения на современном этапе. Проблема планирования семьи в условиях
современной России.

12. 
Недоношенный ребенок,
этиологические и патогенетические моменты. Диагностика недоношенности и
незрелости. Особенности выхаживания недоношенных детей. Отдаленный прогноз.

13. 
Пневмопатии и пневмонии у
новорожденных детей. Предрасполагающие факторы. Этиология. Клиника. Методы
диагностики. Принципы лечения и профилактики острых пневмоний у новорожденных
детей.

14. 
Анатомо-физиологические
особенности новорожденного ребенка. Понятие об управляемых и неуправляемых
факторах, определяющих заболеваемость у новорожденных. Социальный аспект
патологии новорожденных.

15. 
Анатомо-физиологические
особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. Кожа и пупочное кольцо
как входные ворота инфекции у новорожденных. Локальные гнойные состояния у
новорожденных. Этиология. Диагностика .Принципы лечения. Профилактика.

16. 
Неонатальный сепсис.
Предрасполагающие факторы, этиология, патогенетические механизмы.
Диагностические критерии. Принципы терапии и профилактики. Реабилитация детей
после выздоровления.

17. 
Гемолитическая болезнь
новорожденных. Причины формирования. Клиническая картина. Осложнения.
Диагностика. Лечение и профилактика. Роль ГБН в формировании других заболеваний
в старшем возрасте.

18. 
Постгипоксические состояния у
новорожденных детей. Причины формирования, роль родовой травмы,
патофизиологические отклонения в организме. Клиника, диагностика, принципы
выхаживания.

19. 
Хронические расстройства питания
(дистрофии) у детей грудного возраста: классификация, причины формирования,
патогенетические механизмы. Понятие о паратрофии, гипотрофии, гипостатуре.

20. 
Гипотрофия у детей раннего
возраста. Клиника гипотрофии в зависимости от ее тяжести. Диагностика. Принципы
диетотерапии, лечение. Реабилитация детей в последующий период.

21. 
Профилактика дистрофий у детей
грудного возраста. Влияние хронических расстройств питания на последующее
развитие и формирование патологии старшего возраста и взрослых.

22. 
Острые расстройства пищеварения
(диспепсии) у детей раннего возраста. Простая диспепсия, профилактика кишечного
токсикоза. Диетотерапия, профилактика.

23. 
Рост и формирование скелета у
детей в возрастном аспекте. Сроки закрытия родничков, прорезывания молочных и
постоянных зубов. Гомеостаз кальция и фосфора в организме ребенка, роль
эндокринной регуляции, витамина Д и почек в его поддержании.

24. 
Глютеновая болезнь (целиакия).
Теории развития. Патологические отклонения в организме ребенка. Критерии
диагноза, дифференциальная диагностика. Принципы диетотерапии. Прогноз.

25. 
Дисахаридазная недостаточность.
Лактазная недостаточность. Причины развития. Классификация. Критерии диагноза.
Диетотерапия.

26. 
Муковисцидоз у детей.
Распространенность. Этиопатогенез заболевания и основных клинических проявлений
болезни. Критерии диагностики и принципы терапии заболевания.

27. 
Витамин-Д-зависимый рахит у детей.
Гомеостаз кальция и фосфора в организме ребенка. Патогенез рахита. Роль рахита
в формировании соматических заболеваний в разные возрастные периоды.

28. 
Витамин-Д-зависимый рахит у детей,
клиника, критерии диагноза. Остаточные явления перенесенного рахита и их роль
для формирования соматической патологии.

29. 
Клинические, биохимические и
рентгенологические изменения, свойственные рахиту. Терапия, профилактика рахита
в анте- и постнатальный период.

30. 
Понятие о «рахитоподобных
заболеваниях». Критерии диагностики этой группы болезней. Принципы терапии.
Прогноз.

31. 
Гипервитаминоз Д и спазмофилия.
Клиника, диагностика, профилактика. Отдаленный прогноз.

32. 
Железодефицитные анемии у детей
раннего возраста. Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Современные
подходы к терапии заболевания. Современные ферро-препараты. Профилактика
анемии.

33. 
Анатомо-физиологические
особенности органов дыхания у детей в возрастном аспекте. Методы обследования,
применяемые для оценки состояния дыхательной системы.

34. 
Бронхиты и бронхиолит у детей
раннего возраста. Причины развития, клиника, диагностика, принципы лечения.
Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности.

35. 
Синдром крупа (вирусного) у детей.
Этиология. Механизмы нарушений деятельности дыхательной системы. Критерии
диагностики и тактика ведения ребенка на догоспитальном этапе.

36. 
Острые пневмонии у детей раннего
возраста. Внутри- и внелегочные осложнения пневмонии. Классификация, клиника,
диагностика и лечение пневмоний. Профилактика.

37. 
Острая дыхательная недостаточность
у детей. Причины развития, критерии диагноза. Принципы терапии в зависимости от
нозологии. Неотложная помощь при остановке дыхания.

38. 
Неотложные состояния у детей
раннего возраста, больных острой пневмонией. Принципы терапии ургентных
ситуаций при пневмонии на госпитальном этапе.

39. 
Бронхиальная астма у детей.
Определение. Возрастная эволюция бронхиальной астмы у детей. Факторы,
предрасполагающие к заболеванию. Условия возникновения бронхиальной астмы.
Клиника, современные методы диагностики, оценка степени тяжести.

40. 
Бронхиальная астма у детей.
Критерии диагноза. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы. Методы доставки
медикаментозных средств. Виды немедикаментозного лечения. Профилактика обострений.
Прогноз.

41. 
Неотложные состояния при
бронхиальной астме у детей. Причины формирования осложненного течения бронхиальной
астмы. Неотложная помощь, дальнейшая тактика педиатра.

42. 
Гипертермический синдром у детей.
Причины гипертермического синдрома. Оказание неотложной помощи на
догоспитальном и госпитальном этапах.

43. 
Анатомо-физиологические
особенности системы кровообращения у детей в возрастом аспекте. Методы
обследования, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы.

44. 
Врожденные пороки сердца без
цианоза (незаращение межпредсердной и межжелудочковой перегородок, незаращение
артериального протока). Клиника. Диагностика. Показания к оперативному лечению.

45. 
Врожденные пороки сердца с
цианозом (тетрада Фалло, транспозиция магистральных сосудов). Клиника.
Диагностика. Показания к оперативному лечению.

46. 
Неревматические кардиты у детей.
Этиология, патогенез, клинические проявления, критерии диагноза, терапия.
Прогноз.

47. 
Острая сердечно-сосудистая
недостаточность у детей. Формы. Неотложная помощь на догоспитальном этапе и в
условиях стационара.

48. 
Хроническая недостаточность
кровообращения у детей. Основные причины. Критерии диагностики. Основные
принципы терапии.

49. 
Инфекционный эндокардит у детей.
Причины. Диагностика. Лечение и профилактика. Реабилитация.

50. 
Ревматизм у детей. Современные
концепции этиологии и патогенеза болезни. Диагностика ревматизма. Терапия.
Система профилактических мероприятий.

51. 
Системная красная волчанка у
детей. Концепции патогенеза. Клиника. Критерии диагностики. Принципы терапии.
Прогноз.

52. 
Ювенильный ревматоидный артрит у
детей. Диагностика, клиника, современные подходы к терапии.

53. 
Нарушения сердечного ритма у
детей. Возможные причины. Неотложная помощь при приступе пароксизмальной тахикардии.
Прогноз.

54. 
Анатомо-физиологические
особенности почек и мочевыделительной системы у детей в возрастном аспекте.
Методы обследования, применяемые для оценки состояния мочевыводящей системы.

55. 
Острый постинфекционный
гломерулонефрит у детей: этиология, патогенез

Страница не найдена |

Страница не найдена |



404. Страница не найдена

Архив за месяц

ПнВтСрЧтПтСбВс

       

       

     12

       

     12

       

      1

3031     

     12

       

15161718192021

       

25262728293031

       

    123

45678910

       

     12

17181920212223

31      

2728293031  

       

      1

       

   1234

567891011

       

     12

       

891011121314

       

11121314151617

       

28293031   

       

   1234

       

     12

       

  12345

6789101112

       

567891011

12131415161718

19202122232425

       

3456789

17181920212223

24252627282930

       

  12345

13141516171819

20212223242526

2728293031  

       

15161718192021

22232425262728

2930     

       

Архивы

Метки

Настройки
для слабовидящих

периодов развития | Развитие ребенка

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы бы считали периодами развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослая жизнь и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, юность и зрелость. Разработчики делят продолжительность жизни на девять этапов следующим образом:

  • Пренатальное развитие
  • Младенчество и младенчество
  • Раннее детство
  • Среднее детство
  • Подростковый возраст
  • Раннее взросление
  • Средний возраст
  • Поздняя зрелость
  • Смерть и умирание

Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослости, которые будут исследованы в этой книге.Таким образом, хотя и 8-месячные, и 8-летние считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое можно сказать о 18-летнем и 80-летнем, которые считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие

Происходит зачатие и начинается развитие.Формируются все основные структуры тела, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также родов и родоразрешения являются первоочередными задачами.

Младенчество

Фото новорожденного любезно предоставлено Fenja2

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с острым слухом, но очень плохим зрением превращается в ходящего, говорящего малыша за относительно короткий период времени.Воспитатели также превращаются из человека, который управляет режимом кормления и сна, в постоянно перемещающегося гида и инспектора по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.

Раннее детство

Фото любезно предоставлено Вальтером де Мария

Раннее детство также относится к дошкольным годам, состоящим из лет, следующих за дошкольным возрастом и предшествующих формальному школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большую независимость и начинает изучать работу физического мира.Однако это знание приходит не быстро, и дошкольники могут изначально иметь интересные представления о размерах, времени, пространстве и расстоянии, например, опасаясь, что они могут пойти в канализацию, если они будут сидеть перед ванной, или демонстрируя, как долго что-то возьмут, выставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Неистовая решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему чувству вины за то, что делает что-то, вызывающее неодобрение окружающих.

Среднее детство

Фото любезно предоставлено Pink Sip

Возраст от шести до одиннадцати составляет среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в начальных классах школы. Теперь мир превращается в мир изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя с другими. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания.Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои моторные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.

Подростковый возраст

Фото любезно предоставлено Overstreet

Подростковый возраст — это период драматических физических изменений, отмеченный общим скачком физического роста и половым созреванием, известным как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные концепции, такие как любовь, страх и свобода.Как ни странно, у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, которые могут иметь пожизненные последствия.

Раннее взросление

Фото любезно предоставлено Джошем Греем

Двадцатые и тридцатые годы часто называют ранней взрослой жизнью. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молоды!). Это время, когда мы находимся на нашем физиологическом пике, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами.Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет одному заслужить статус взрослого человека в глазах других. Любовь и работа — первоочередные задачи на этом этапе жизни.

Средний возраст

Конец тридцатых — середина шестидесятых годов называется средней зрелостью. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе.Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время более реалистичного взгляда на ранее рассмотренные возможности в жизни; осознания разницы между возможным и вероятным. Это также возрастная группа, которая больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).

Поздний возраст

Фото любезно предоставлено Overstreet

Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах.Поздняя зрелость иногда подразделяется на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «старые старые». Мы будем следовать предыдущей классификации и проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых людей среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и по-прежнему заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным.«Старые старики» остаются продуктивными и активными, и большинство из них продолжает жить самостоятельно, но риск заболеваний пожилого возраста, таких как артериосклероз, рак и сосудистые заболевания головного мозга, значительно возрастает для этой возрастной группы. Вопросы жилья, здравоохранения и увеличения продолжительности активной жизни — лишь некоторые из тем, которые волнуют эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — выйти за рамки хронологического возраста и проверить, переживает ли человек оптимальное старение (например, джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий образ жизни. жизни), нормальное старение (при котором изменения аналогичны изменениям большинства людей того же возраста) или нарушенное старение (относится к человеку, у которого больше физических проблем и болезней, чем у других людей того же возраста).

Смерть и умирать

Фото предоставлено Робертом Полом Янгом

Этой теме редко уделяется должное внимание. Конечно, есть определенный дискомфорт в размышлениях о смерти, но есть также определенная уверенность и принятие, которые могут исходить от изучения смерти и умирания. Мы будем изучать физические, психологические и социальные аспекты смерти, изучать горе или утрату близких и рассматривать способы, которыми помогают профессионалам работать в ситуации смерти и умирания.И мы обсудим культурные различия в трауре, погребении и горе.

(PDF) Критические периоды в обучении в детстве

Критические периоды в обучении в детстве

17 Дуглас Дж. Дом и

Школа.

Лондон: MacGibbon and Kee, 1964

18 Osborn AF, Millbank JE. Влияние раннего образования: отчет организации «Здоровье детей».

Современные проблемы

в начале

лет.

Образовательная серия Пола Чепмена, 1992

19 Би Х.Развивающийся

Ребенок.

Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 1995

20 Колдуэлл Б. Детский сад, работающий целый день: предположения, меры предосторожности и общие положения. Early

Child Res Q 1970; 4: 261-6

21 Bradley RH, Caldwell BM, Rock

SL

et

al.

Домашняя среда и когнитивное развитие в

первые 3 года жизни совместное исследование с участием шести мест и трех этнических групп в Северной

Америке.Dev Psychol 1989; 25: 217-35

22 Барнард К.Е., Хаммонд Массачусетс, Бут CL, Би Х.Л., Митчелл С.К., Шпикер С.Дж. Измерение и

значение родительско-дочернего взаимодействия. В: Моррисон Дж. Дж., Лорд К., Китинг Д. П. (ред.). Прикладная

Развитие

Психология.

Сан-Диего — Академик Пресс, 1989; т. 3; 40-81

23 Брэдли Р.Х., Колдуэлл Б.М. 174 ребенка: исследование взаимосвязи между домашней средой

и когнитивной структурой в течение первых пяти лет.В: Gottfried AW (Ed) Home

Environment

and

Early Cognitive

Development:

Longitudinal

Research.

Нью-Йорк: Academic

Press,

1984; 5-56

24 Льюис, Мэриленд. Ранние социо-монональные предикторы когнитивной компетентности в 4 года. Дев

Психол

1993;

29. 1036-45

25 Олсон С.Л., Бейтс Дж. Э., Каски

B

Взаимодействие воспитателя и младенца, предшествующие школьному возрасту

когнитивные способности.Memll

Palmer

Q 1992; 38: 309-30

26 Entwistle DR, Александр KL. Компетенция по математике в начальной школе: меньшинство и большинство

сравнений. Child Dev 1990;

61:

454-71

27 McKey RH, Condelli L, Granson H, Barrett B, McConkey C, Plantz M. Воздействие

Head

Начало на

детей,

семей

и

сообщества

(окончательный отчет

, оценка головного старта

, синтез

и проект утилизации).Вашингтон, округ Колумбия: CSR 1985

28 Ли В., Брукс-Ганн Дж., Шнур Э. Работает ли Head Start? Годовое последующее сравнение

детей из неблагополучных семей, посещающих программы Head Start, не дошкольные учреждения и другие дошкольные программы.

Дев

Psychol

1988; 24: 210-22

29 Zigler EF. Формальное школьное образование для четырехлетних детей? Am

Psychol

1987; 42: 254-60

30 Лазар И., Дарлингтон Р. Длительные эффекты раннего образования: отчет консорциума о

лонгитюдных исследованиях / Soc Res Child Dev 1982, 47: 195

31 Schweinhart LJ, Weikart DP.Краткое изложение

значительных преимуществ

:

The High / Scope Perry Pre-

School Study до 27 лет. High Scope, 1993

32 Кларк-Стюарт А. Социальная экология раннего детства. В: Eisenberg N (Ed) Contemporary

Topics in Developmental

Psychology.

Нью-Йорк: Вили, 1988; 292-318

33 Каган Дж., Кирсли Р., Зелазо П. Младенчество:

Место

в человеческом развитии. Кембридж, Массачусетс:

Harvard University Press, 1978

34 NICHD Уход за младенцами и безопасность привязанности: результаты исследования NICHD по уходу за детьми раннего возраста

Документ, представленный на Международной конференции по изучению младенцев, Провиденс, Род-Айленд, апрель 1996 г.

35 Андерссон

Б.

Влияние дневного ухода на когнитивную и социально-монональную компетентность 13-летних

шведских детей Чайлд Дев 1992; 60: 857-86

36 Howe C Может ли возраст поступления в детский сад и качество ухода предсказать корректировку в детском саду

? Дев

Психол

1990; 26: 292-303

37 Маккартни К. Влияние качества дневного ухода за детьми на языковое развитие.

Дев

Psychol

1984; 20: 244-60

38 Маккартни К., Скарр С., Филлипс Д., Граек С.Дневной уход как вмешательство: сравнение различных программ качества

. / Appl Dev Psychol 1985; 6- 247-60

39 Филипс Д., Маккартни К., Скарр С. Качество ухода за детьми и социальное развитие детей. Dev

Psychol

1987, 23: 537-43

40 Schhecker E, White DR, Jacobs E. Роль качества дневного ухода в предсказании детского словарного запаса

. Can] Behav

Sci

1991; 23-12-24

Британский

Медицинский

Buffahn 199743 (№ 1) 197

Руководство для родителей по нормальному развитию ребенка: Шефер, Чарльз Э., ДиГеронимо, Тереза ​​Фой: 9780471370871: Amazon.com: Книги

«… преуспевает в своей цели предоставления доступной информации и практических советов …» (Jnl of Clinical Child Psychology and Psychiatry, Vol 7 (4))

Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет

Написанное в увлекательном и практичном стиле, Ages and Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития ребенка, включая полезные советы и технические решения. — методы, способствующие взрослению вашего ребенка.Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития. Они включают множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу же использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

Структура книги (разделенная на четыре стадии развития ребенка — от рождения до 18 месяцев, от 18 до 36 месяцев, от 36 месяцев до шести лет и от шести до десяти лет) позволяет вам следить за успеваемостью вашего ребенка, определять причины эмоционального и эмоционального развития. психологические различия между братьями и сестрами и даже определить, как ваши стратегии воспитания должны меняться по мере роста вашего ребенка.

  • Охватывает все пять областей психологического здоровья: эмоциональное, когнитивное, дружбу / отношения, личностный рост и нравственность. развитие ребенка
  • Помогает оценить, может ли и когда вашему ребенку понадобится профессиональное вмешательство

С задней обложки

Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет

Написанное в увлекательном и практичном стиле, Ages and Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития ребенка, включая полезные советы и технические решения. — методы, способствующие взрослению вашего ребенка.Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития. Они включают множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу же использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

Структура книги (разделенная на четыре стадии развития ребенка — от рождения до 18 месяцев, от 18 до 36 месяцев, от 36 месяцев до шести лет и от шести до десяти лет) позволяет вам следить за успеваемостью вашего ребенка, выявлять причины эмоциональных и эмоциональных переживаний. психологические различия между братьями и сестрами и даже определить, как ваши стратегии воспитания должны меняться по мере роста вашего ребенка.

  • Охватывает все пять областей психологического здоровья: эмоциональное, когнитивное, дружбу / отношения, личностный рост и нравственность. развитие ребенка
  • Помогает оценить, может ли и когда вашему ребенку понадобится профессиональное вмешательство

Об авторе

ЧАРЛЬЗ Э. ШЕФЕР, доктор философии, является основателем Ассоциации игровой терапии и ведущим экспертом по детскому здоровью и эмоциональному благополучию.Консультант Family.com, веб-сайта Disney, доктор Шефер также является автором нескольких успешных книг по воспитанию детей.

THERESA FOY DIGERONIMO опубликовала несколько популярных руководств по воспитанию детей, в том числе «Приучение к туалету без слез», в соавторстве с доктором Шефер.

Инкубационные периоды детских болезней

В терминах инфекционных заболеваний инкубационный период — это промежуток времени между воздействием заразного заболевания и развитием симптомов.

Танасис Зовойилис / Getty Images

Инкубационный период

В зависимости от заболевания инкубационный период может составлять всего несколько часов или длиться несколько месяцев.Знание инкубационного периода болезни может помочь вам понять, находится ли ваш ребенок в опасности заболеть или он не в опасности — подвержен ли он человеку, страдающему стрептококковой ангиной, корью или гриппом.

Это также может помочь вам выяснить, где и когда ваш ребенок заболел. Например, если у вашего ребенка развивается ветряная оспа, болезнь, которую можно предотвратить с помощью вакцин, вы не можете винить в этом свою кузину, которая не вакцинирует своих детей и которая навещала его всего три дня назад. Инкубационный период ветряной оспы составляет не менее 10-21 дня.Таким образом, ваш ребенок, который слишком мал для вакцинации, скорее всего, заразился ветряной оспой от человека, которому он заразился несколько недель назад.

Как мы видели при вспышках лихорадки Эбола и кори, инкубационный период болезни также может помочь вам выяснить, как долго человек, подвергшийся воздействию, должен оставаться в карантине. В конце концов, если они не заболеют по окончании инкубационного периода, они, скорее всего, не заболеют и их выпустят из карантина.

Инкубационный период общих болезней

Инкубационный период при некоторых распространенных заболеваниях включает:

  • Аденовирус — от 2 до 14 дней, вызывающий боль в горле, лихорадку и розовый глаз
  • Рвота после контакта с Bacillus cereus , тип пищевого отравления — от 30 минут до 6 часов (очень короткий инкубационный период)
  • Clostridium tetani (столбняк) — от 3 до 21 дня
  • Ветряная оспа — от 10 до 21 дня
  • Инфекции, вызванные вирусом Коксаки, такие как HFMD — от 3 до 6 дней
  • Инфекции, вызванные вирусом Эпштейна-Барра (инфекционный мононуклеоз) — от 30 до 50 дней (длительный инкубационный период)
  • E.coli — от 10 часов до 6 дней (короткий инкубационный период)
  • E. coli O157: H7 — от 1 до 8 дней
  • Пятая болезнь — от 4 до 21 дня, с классической сыпью «пощечину»
  • Стрептококковая инфекция группы A (стрептококковая ангина) — от 2 до 5 дней
  • Стрептококковая (ГАЗ) инфекция (импетиго) — от 7 до 10 дней
  • Головные вши (время вылупления яиц) — от 7 до 12 дней
  • Герпес (герпес) — от 2 до 14 дней
  • Грипп (грипп) — от 1 до 4 дней
  • Listeria monocytogenes (Листериоз) — от 1 дня до 3 недель, но может длиться до 2 месяцев (длительный инкубационный период)
  • Корь — от 7 до 18 дней
  • Контагиозный моллюск — от 2 недель до 6 месяцев (длительный инкубационный период)
  • Mycobacterium tuberculosis (TB) — от 2 до 10 недель (длительный инкубационный период)
  • Mycoplasma penumoniae (ходячая пневмония) — от 1 до 4 недель
  • Норовирус (вирус диареи круизных судов) — от 12 до 48 часов (очень короткий инкубационный период)
  • Острицы — 1-2 месяца
  • Бешенство — от 4 до 6 недель, но может длиться годами (очень долгий инкубационный период)
  • Респираторно-синцитиальный вирус (RSV) — от 2 до 8 дней
  • Риновирус (простуда) — от 2 до 3 дней, но может длиться до 7 дней
  • Розеола — от 9 до 10 дней, что приводит к лихорадке в течение нескольких дней, а затем к классической сыпи после ее исчезновения
  • Ротавирус — от 1 до 3 дней
  • Желудочно-кишечные симптомы (диарея и рвота) после контакта с Salmonella — от 6 до 72 часов
  • Чесотка — от 4 до 6 недель
  • Staphylococcus aureus — варьируется
  • Streptococcus pneumoniae (может вызывать пневмонию, менингит, инфекции уха и носовые пазухи, setc.) — от 1 до 3 дней
  • Коклюш (коклюш) — от 5 до 21 дня

Однако знание инкубационного периода болезни не всегда так полезно, как кажется, поскольку дети часто подвергаются многократному воздействию, когда дети вокруг них болеют, особенно если они находятся в школе или детском саду.

Условия с длительным инкубационным периодом также могут ввести вас в заблуждение, поскольку вы можете подозревать недавнее заражение, но на самом деле это был тот, кем был ваш ребенок несколько месяцев назад.

Предварительные данные для чувствительных периодов воздействия сексуального насилия в детстве на региональное развитие мозга

Жестокое обращение с детьми в детском возрасте является основным фактором риска в развитии психопатологии 1–4, а также связано с множеством нейропсихологических и нейрокогнитивных последствий.5 Недавние исследования показывают, что клинические последствия могут быть, по крайней мере частично, вызваны длительным неблагоприятным воздействием на развитие мозга. 6 Характер и серьезность последствий, вероятно, будут зависеть от генетической предрасположенности, 7, 8 частоты, серьезности и множественности факторов стресса, 1, 8 — 10 пола, 9, 11 и времени наступления оскорбления. 9

Как правило, раннее начало и более длительная продолжительность злоупотребления были связаны с более значительными морфологическими изменениями, 9 но это может быть чрезмерным упрощением.Альтернативная гипотеза состоит в том, что у подверженных стрессу областей мозга есть свои уникальные периоды чувствительности (или окна уязвимости) к воздействию раннего стресса. 12 На практике эти две гипотезы могут не казаться такими разными, поскольку более длительные периоды жестокого обращения могут с большей вероятностью пересекать чувствительный период, а многие области мозга, вероятно, имеют относительно раннее (препубертатное) окно уязвимости. Тем не менее, это важное различие, которое могло бы существенно улучшить наше понимание нейропсихиатрических эффектов жестокого обращения и пролить новый свет на лежащие в основе временные аспекты взаимодействия генов с окружающей средой, которые лежат в основе большинства психиатрических уязвимостей.

Идея о том, что области мозга проходят стадии, когда они максимально чувствительны к опыту, появилась в эпохальных исследованиях Хьюбела и Визеля. 13 Они обнаружили, что бинокулярная депривация влияет на развитие зрительной коры головного мозга у кошек, если она возникает в раннем послеродовом периоде жизни, но не влияет на период полового созревания. Существует мало свидетельств чувствительных периодов в развитии человеческого мозга. Выделены постнатальные чувствительные периоды для развития речи, языка, 14–16 лет и бинокулярного зрения.17 Однако огромное количество стимулов и переживаний, вероятно, будет влиять на развитие мозга в течение множества чувствительных периодов, которые ждут открытия.

Стресс был определен как ключевой фактор опыта, который программирует и изменяет развитие мозга. 12, 18 Воздействие физического или сексуального насилия, приводящего к психопатологии, было связано с замедленным созреванием левого полушария, 19, 20 уменьшением размера мозолистого тела, 9, 11, 20, 21 уменьшением объема гиппокампа у взрослых 22-25 (но не у детей 9, 21, 26, 27), а также изменения объема серого вещества, симметрии и целостности нейронов лобной коры.21, 26, 28

Целью этого исследования было проверить гипотезу о том, что чувствительные к стрессу участки мозга имеют свои собственные временные окна развития, когда они максимально уязвимы для воздействия раннего стресса. Эту гипотезу относительно легко проверить в доклинических исследованиях, в которых стресс может применяться на определенных стадиях развития. Гораздо труднее проверить эту гипотезу на людях, поскольку существует значительная неоднородность начала и продолжительности жестокого обращения и частое одновременное возникновение других форм стресса.Вторичной целью этого исследования было предложить аналитическую стратегию для облегчения исследования эффектов чувствительного периода для сложных явлений, таких как сексуальное насилие в детстве.

Чтобы проверить эту гипотезу, измерения размера гиппокампа, мозолистого тела, лобной коры и миндалевидного тела были получены с помощью МРТ-сканирований студенток колледжа с самоотчетными историями сексуального насилия в детстве, которое имело место в разном возрасте и в здоровом обществе. -демографически сопоставимые контрольные субъекты.Исследование было основано на гипотезе о том, что гиппокамп будет иметь ранний период уязвимости, основанном на наблюдении, что на синаптогенез гиппокампа сильно влияют различия в материнской заботе и доступности. 29, 30 Медленно созревающая лобная кора 31 будет иметь поздний период уязвимости и может быть устойчивой к эффектам раннего стресса, учитывая наши наблюдения, что воздействие стресса ранней изоляции у крыс влияет на синаптическую плотность в гиппокампе, но не оказывает длительного воздействия на синаптические плотность в префронтальной коре.30 У женщин мозолистое тело, вероятно, будет иметь промежуточный период уязвимости, основываясь на наших наблюдениях, что сексуальное насилие было связано с уменьшением площади мозолистого тела у женщин, в то время как пренебрежение (как правило, более ранняя проблема) было связано с уменьшением площади мозолистого тела у мужчин. 11 Наконец, мы предсказали, что миндалевидное тело не будет иметь значительного периода уязвимости, основываясь на сообщениях о нормальных объемах миндалины у пострадавших субъектов. 9, 22, 25, 26

В этой статье мы приводим доказательства дискретных региональных периодов, чувствительных к последствиям сексуального насилия в детстве, причем гиппокамп имеет самый ранний период уязвимости, а лобная кора головного мозга — самый последний.

МЕТОД

Субъекты

Физически здоровые, не леченные, правши в возрасте 18–22 лет были набраны с помощью рекламных объявлений, ищущих людей, заинтересованных в участии в «психиатрических исследованиях». 5 Основным критерием включения было наличие в анамнезе трех или более эпизодов сексуального насилия в детском возрасте, которые прекратились как минимум за 2 года до зачисления. Сексуальное насилие в детстве определяется как принудительный недобровольный контакт с сексуальной частью тела жертвы или преступника.Контакт должен сопровождаться угрозой причинения вреда себе или другим, либо чувствами страха или ужаса. История сексуального насилия в детстве была подтверждена письменным ответом и последовательными результатами длинного структурированного интервью, проведенного сертифицированным врачом с использованием анкеты травматических антецедентов. 32

Строгие критерии исключения были применены к отобранным субъектам, у которых различия в морфологии мозга могли быть наиболее явно связаны с сексуальным насилием в детстве. Они включали неврологические расстройства, медицинские расстройства, влияющие на рост или развитие, лечение кортикостероидами, беременность, злоупотребление алкоголем / психоактивными веществами в прошлом или настоящем, преждевременные роды или осложнения во время беременности или родов матери, внутриутробное воздействие алкоголя или наркотиков или физическое насилие в анамнезе. .Критерии исключения также включали подверженность любым другим формам предшествующей или последующей травмы (например, дорожно-транспортные происшествия, стихийные бедствия, пожары, близкие к утоплению, свидетельство жестокого обращения, нападения животных, бандитское насилие, грабеж). Эти критерии исключили 95% из 732 первоначальных респондентов, ответивших на нашу рекламу. Двадцать восемь процентов субъектов, заполнивших все инструменты предварительного обследования (N = 564), имели в анамнезе собственные сообщения о сексуальном насилии в детстве, но только 9,5% предварительно отобранной выборки имели историю сексуального насилия в детстве без контакта с другими людьми. формы злоупотреблений.

Используя эти критерии, в исследование были включены 26 женщин, подвергшихся жестокому обращению (средний возраст = 20,0 лет, диапазон = 18–22) и 17 здоровых женщин для сравнения (средний возраст = 19,4 года, диапазон = 18–22). Субъекты для сравнения, выбранные из того же пула респондентов, не страдали ни в настоящем, ни в прошлом расстройством оси I DSM-IV по результатам структурированных клинических интервью 33 и не имели в анамнезе жестокого обращения или воздействия других травмирующих событий. Субъекты преимущественно принадлежали к среднему классу или выше (96%), и обе группы были схожи по показателям социально-экономического статуса (индекс Холлингсхеда 34: 2.3 ± 0,9 против 2,0 ± 0,6; F = 1,95, df = 1, 41, p = 0,17). Субъектам была выплачена оплата за участие и предоставлено письменное информированное согласие. Исследование было одобрено и контролировалось Наблюдательным советом больницы Маклин. Конкретная информация по каждому предмету представлена ​​в таблице 1. Ни у одного из набранных субъектов не было более минимального опыта употребления наркотиков или алкоголя, и ни один из участников не соответствовал критериям пограничного расстройства личности. Ни один из участников исследования не обращался за лечением.

ТАБЛИЦА 1. История злоупотреблений и психиатрических диагнозов субъектов