Как поставить звук р правильно: Постановка звука «Р»: с чего начать

Содержание

Постановка звука «Р» при дизартрии. Логопедические упражнения на развитие речи :: SYL.ru

Нарушение речи у детей – распространенное явление. В одних ситуациях причины проблемы являются психологическими. В таком случае прогнозы положительные: при совместной работе педагогов и психологов возможно полное восстановление функций речи ребенка. Но не редкостью являются и физиологические патологии, которые сказываются на способности человека правильно произносить звуки. Проблемы в формировании речи возникают не только у тех детей, у которых повреждены органы, непосредственно участвующие в артикуляции (например, короткая уздечка). Существует ряд других заболеваний, которые задерживают и нарушают речевое развитие.

В данной статье речь пойдет о том, как правильно с точки зрения логопедии происходит поставка звука «Р» при таком патологическом состоянии, как дизартрия.

Что такое дизартрия? Причины возникновения

Диагноз «дизартрия» подтверждает невропатолог, учитывая заключение логопеда. Чем характеризуется такое состояние? Признаками заболевания является ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, которые возникают в результате неврологических патологий: детского церебрального паралича, родовых травмах черепа, нарушении мозгового кровообращения, травмах и опухолях головного мозга и других нарушениях.

У детей отмечаются нарушения восприятия на слух речи, произношения слов. И, как следствие, неспособность к обучению чтению и письму, общая недоразвитость речи.

В первую очередь необходимо провести медицинское обследование и выявить первопричину патологического состояния. Только затем можно приступать к постановке звуков логопедическими методами. Постановка звука «Р» при дизартрии требует регулярных длительных занятий на фоне применения методов ЛФК, приема лекарств и других показаний невропатолога.

Виды дизартрии

В зависимости от того, какой вид дизартрии подтвердит невропатолог, зависит дальнейшая работа логопеда, в частности, постановка звука «Р». В работе педагога крайне важно учитывать физиологические отклонения ученика и планировать занятия с учетом этих факторов и возможностей ребенка. Нарушения при дизартрии различают следующие:

  • сложность в произношении связных слов наблюдается при параличе артикуляционных мышц;
  • при повреждении мозжечка головного мозга речь растянутая;
  • невнятная «носовая» речь бывает при поражениях подкорковой области мозга;
  • неправильное произношение слога характерно для нарушений коры головного мозга;
  • монотонная речь встречается при ДЦП;
  • в отдельных случаях происходит нарушение работы мышц лица;
  • шипящие и свистящие звуки неправильно произносятся, когда развилась стертая дизартрия.

Постановка звука «Р» предполагает целенаправленную взаимосвязанную работу над индивидуальной проблемой.

Цель работы логопеда при постановке звука «Р» при дизартрии

При таком состоянии, как дизартрия, спрогнозировать результат достаточно сложно. Так как основное заболевание часто приводит к необратимым нарушениям нервной системы ребенка.

Цель логопеда в работе с ребенком, у которого поставлен такой диагноз, – развить внятную, понятную окружающим речь малыша. При своевременном начале работы можно достичь хороших результатов.

Правильная артикуляция звука «Р»

Отметим, что работа логопеда над звуком «Р» с малышом, страдающим дизартрией, начинается только после овладения другими звуками, так как данный звук трудно поддается правильному произношению, а многие методики разработки произношения опираются на другие схожие по артикуляции звуковые единицы.

В русском речи постановка языка при звуке «Р» следующая: широкий кончик языка находится на верхних альвеолах, губы приоткрыты, сильная струя воздуха проходит посередине и вызывает частую мелкую вибрацию.

При произношении звука «РЬ» язык выгибается, кончик оказывается ниже середины спинки.

Подготовительный этап постановки

Происходит в несколько этапов постановка звука «Р». Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания. Кроме того, работать над постановкой такого сложного в произношении звука можно начинать только тогда, когда ребенок овладел практическими всеми остальными звуковыми единицами.

На подготовительном этапе проводят артикуляционные, мимические и дыхательные упражнения, при необходимости прибегают к массажу и лечебной гимнастике, например, при параличе мышц.

Логопедический массаж

Эффективным методом подготовки к постановке звука «Р» при дизартрии является логопедический массаж. Выполнять такую процедуру может только квалифицированный логопед, так как массаж имеет разные виды. Те движения, которые в одних случаях принесут пользу, в других – противопоказаны. Виды массажных движений зависят от существующей проблемы с речевым аппаратом. При тонусе мышц с помощью массажных упражнений целью ставится расслабление мускулатуры, а при слабой деятельности, наоборот, необходимо активизировать работу артикуляционных мышц.

Проводится ручной и инструментальный массаж шеи, лба, области щек, губ. Для массажа языка эффективно применяют специальный логопедический зонд в виде шарика. Подробно о логопедическом массаже при различных видах дизартрии описано в книге Елены Архиповой.

Артикуляционная гимнастика

Требует определенных артикуляционных навыков постановка звука «Р». Подготовительный этап работы над этой звуковой единицей включает различные упражнения для развития правильного произношения. При постановке звука «Р» предлагаем такие упражнения:

  1. «Лошадка». Всем известное «поцокивание» языком по верхним альвеолам с открытым ртом и неподвижной челюстью.
  2. «Почистим зубки». Кончиком языка необходимо проводить по внутренней стороне десен. Схожее по технике выполнения упражнение «Маляр», только тут язык выполняет движения вперед-назад по верхнему небу.
  3. «Играем на баяне». Для выполнения этого упражнения нужно кончик языка поместить на верхнее небо, открыть рот в улыбке. Не изменяя положения языка и губ, необходимо медленно открывать и закрывать рот. Паузы в каждой конечной точке должны составлять 5 секунд.
  4. «Щенок». В этом упражнении предложите малышу облизывать кончиком языка наружную поверхность губ.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р» существует в самых различных вариантах – можно воспользоваться авторскими методиками или классическими приемами.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – неотъемлемая часть логопедического занятия с пациентом, страдающим дизартрией. Разработка мышц лица помогает справиться с их тонусом или, наоборот, вялостью, что способствует правильному освоению и произношению изучаемых звуков, в том числе звука «Р». Обязательно следует уделять внимание наиболее поврежденным и ослабленным мышцам в каждом конкретном случае. Проводить такую гимнастику эффективно в игровой форме. Например, можно использовать кубики, на гранях которых изображены различные эмоции – какая сторона выпадет, такое выражение лица и следует воспроизвести. Например:

  • удивляться – поднять брови;
  • сердиться – нахмуриться;
  • испугаться – широко открыть глаза;
  • улыбаться с закрытым и открытым ртом и тому подобное.

Для самых маленьких подойдет гимнастика – имитация движений животных, например, можно надуть щеки и перекатывать воздух с одной стороны на другую как хомячок, высунуть язык как щенок, шевелить носом, нюхая, как пес. Постановка звука «Р» не предполагает каких-то особенных мимических упражнений.

Дыхательная гимнастика

Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. Предлагаем несколько простых, но эффективных упражнений:

  • зажгите свечу, а ребенку предложите ее задуть;
  • малыш лежит на животе, в области диафрагмы положите небольшую мягкую игрушку; ребенку необходимо «покатать» игрушку делая глубокий вдох и медленный плавный выдох;
  • с помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»;
  • для выработки правильной для произношения звука «Р» струи воздуха попросите малыша выдувать воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ;
  • можно проводить эстафету «Кто дальше?», используя вату – «снежинки», листочки, скомканные в шарики кусочки бумаги, игрушечные вертушки, кораблики на воде.

Для безопасного проведения таких упражнений применять их нужно не на полный желудок, в свободной одежде и не дольше 5 минут.

Основной этап постановки звука «Р»

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

  1. Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р».
  2. Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду».
  3. Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.
  4. Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук.
  5. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

Постановка звука «РЬ»

Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р».

Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах.

Механическая постановка звука

Механическая постановка звука «Р» предполагает использование специального логопедического зонда. Чтобы поставить звук «Р» применяют шариковый зонд (№6). За неимением специального приспособления в домашних условиях используют медицинский шпатель или зубную щетку.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента.

Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Автоматизация звука

Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов. План занятий можно составить следующим образом:

  1. На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.
  2. Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.
  3. Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее.
  4. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги.
  5. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.
  6. После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные.
  7. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое.

Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».

Развитие речи

Применять логопедические упражнения для развития речи можно начинать с самого маленького возраста – такие занятия принесут только пользу, развивая артикуляционный аппарат и мелкую моторику ребенка. Пособий и материалов по развитию речи существует большое количество. Прелагаем доступные и занимательные упражнения:

  1. Пальчиковый массаж и рифмованная гимнастика – эффективный способ развивать мелкую моторику с самого рождения.
  2. Звукоподражание используют с 6 месяцев, когда малыш может произносить некоторые звуки. Не стоит отказываться от такого упражнения из-за того, что ребенок еще не может повторить звуки за мамой, зато он отлично их слышит и запоминает – пройдет несколько месяцев, и кроха скажет свое первое «мууу» и «гав».
  3. Стихи с движениями предлагают детям от года.
  4. Артикуляционная, дыхательная и мимическая гимнастика – неотъемлемая часть развития связной речи. Не стоит ругать малыша за то, что он кривляется – это очень даже полезно.
  5. Чистоговорки, рифмовки и скороговорки, составление рассказов по картинке можно предложить ребятами с 3 лет.
  6. А еще чаще надувайте шарики и пускайте мыльные пузыри – весело и очень полезно!

Применяя такие несложные приемы на практике, значительно уменьшается вероятность применения агрессивных и не всегда безопасных методов коррекции речи, например, таких, как постановка звука «Р» с механической помощью, применение физиотерапевтических процедур или прием лекарственных препаратов.

Многие нарушения речи можно откорректировать. Но чем быстрее обнаружена патология, тем меньше времени и усилий понадобится для решения задачи. Внимательно относитесь к развитию ребенка, следите за соответствием умений малыша согласно возрасту, проходите регулярные плановые осмотры, в том числе посещайте невропатолога и логопеда. Вовремя выявленная проблема – это половина пути на ее преодолении.

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда?

Loading…

Неправильное произношение звуков не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Ошибки на этапе формирования речи в дальнейшем могут привести к проблемам с  чтением и письмом. Нарушенная речь нередко влияет и на социализацию ребёнка. Сонорные звуки [р] и [л] чаще всего устанавливаются в детской речи последними и считаются одними из самых сложных. Далеко не все языковые культуры способны их различать.

Когда начинать бить тревогу, если сложные звуки никак «не ставятся»?

Процесс усвоения звуков у каждого ребёнка индивидуален. По статистике, звуки [л] и [л’] закрепляются в речи к 4,5−5 годам, звуки [р] и [р’] — к 5−6 годам. До этого момента звук [р] проходит сложную эволюцию от [й] к [л’]-[л]-[р’] и уже потом превращается в полноценный [р].

Причины неправильного произношения звуков:

Самая распространённая причина — ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата, иногда связанная с укороченной уздечкой, большим языком или высоким нёбом. Это не является патологией, но усложняет задачу малышу.

[Р] и [л] — звуки, для которых необходимо верхнее положение языка, а точнее кончика языка за верхними зубами, и ротовой выдох. В образовании этих звуков обязательно участвует голос. Воздух может проходить между боковыми краями щёк и языка. Тогда получаются сонорные звуки [л], [л’]. Если кончик языка поднимается за верхние зубы к альвеолам и «дрожит» под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’].

Возможны органические причины, такие как травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья  речевого аппарата и отделы нервной системы, имеющие отношение к речевой функции. На произношение звуков [р] и [л] также могут повлиять слабый выдох и нарушение переключения (дифференциации) носового и ротового вдоха и выдоха.

Звук [р] — вибрант. Чтобы правильно артикулировать этот звук, помимо верхнего положения, необходим сильный направленный выдох (воздушная струя, которая проходит через «середину рта»). Для звука [л] необходим острый кончик языка и плавный, направленный выдох через рот. Для его произнесения не требуется сильный выдох.

Когда обращаться за помощью?

Скорректировать звуки можно в любом возрасте. Но в 5 лет это займёт несколько месяцев, а в 7−8 лет — год и дольше. Каждое неправильное произнесение звука как насечка на коре головного мозга: ребёнок запоминает и привыкает говорить так. Если он уже 8 лет говорит звук [р] используя корень языка и мягкое нёбо, перевести звук на кончик языка гораздо сложнее, чем когда он только начал так говорить.

Если ребёнок произносит горловой звук [р], на французский манер, скорее всего, без помощи логопеда звук уже не встанет и не будет произноситься правильно. В таком случае лучше обратиться к специалисту как можно раньше, потому что горловое произношение очень быстро «застревает в речи».

Со звуком [л] история схожая, но в случае пропуска или отсутствия данный звук достаточно прост в постановке. Иногда маме достаточно пару раз посмотреть, как работает логопед и дальше повторять упражнения дома.

Что делать родителям?

Много читать!

Заведите привычку обязательно, хотя бы раз в день по 10−20 минут,  читать с ребенком стихи или сказки. Это поможет значительно расширить словарный запас и познакомить ребёнка с красотой и благозвучием русского языка. Он будет слушать, как произносятся слова, и стремиться их воспроизводить.

Чаще разговаривать с ребёнком!

Стимулируйте и поощряйте собственную речевую активность ребёнка. Обсуждайте интересные события и явления, вечером вспоминайте прошедший день и просите ребёнка рассказать о том, что запомнилось и понравилось больше всего. Дети не сразу начинают говорить правильно, но частые тренировки с языком быстрее дадут положительный результат.

Развивать мелкую моторику!

Банальный, но очень действенный совет! Мелкие движения пальцев запускают работу коры головного мозга. Прямое влияние мелкой моторики на развитие речи доказал в своих работах В. М. Бехтерев.

Делать артикуляционную гимнастику!

Для звука [р] необходим направленный ротовой выдох, поэтому необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения:

  • «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха. Пусть малыш постарается задуть воображаемое или реальное пламя свечи (вдох через рот). При этом необходимо следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. Можно сдувать шарики для пин-понга, салфетки, дуть в свистки и дудки.
  • «Забей гол в ворота». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик и поиграйте с ребёнком в футбол. Он должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и посоревноваться, кто быстрее.
  • Для постановки звука [л] малышу понадобится тянуть острый язык вверх (за верхние зубы), дышать ртом, зажимая кончик языка между зубами (чтобы не было вместо [л] — [н]): попросите ребёнка зажать кончик языка между зубами, улыбаться и дышать через рот.
  • «Пароход гудит». Цель — вырабатывать подъём языка вверх. Ребёнок должен приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы-ы-ы» (как гудит пароход). При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался в верхние резцы или был зажат между зубами. Это наиболее близкое к произнесению звука [л] положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы постановки звука Р

Как поставить, вызвать звук [Р]?

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение  дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».

Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.


Поэтапная постановка звука [Р].

  • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.

(Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

Полученный таким способом звук следует сразу вводить  в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

  • Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

РА, РЭ, РЫ.

Первый способ постановки звука Р

Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].

В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

 

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы  в подходе к исправлению дефекта.

Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.


 Loading …

9. Проторный (одноударный) звук [р]

Понятное
дело, родителям очень хочется добиться
какого-то положительного результата!
Предлагаем компромиссное решение:
поставить одноударный звук [Р] (ПРИ
УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ
ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется
другими звуками и не искажается). От
обычного, проторный звук отличается
лишь отсутствием вибрации. Одноударный
[Р] в исполнении ребёнка немного напоминает
звук [Д]? Ничего страшного! Со временем
это пройдёт.

Для
начала выполните с ребёнком вышеперечисленные
артикуляционные упражнения («Кисточка»,
«Барабанщик», «Болтун-болботун»,
«Грибок», «Гармошка», «Лошадка»
 и
т.д.). Как только ребёнок научится делать
их непринуждённо, приступайте к постановке
одноударного [Р].

Начните
с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя
перед зеркалом, покажите, как кончик
языка отталкивается от твёрдого нёба
за верхними резцами. Он буквально
отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок
должен проделать то же самое, проговаривая,
вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз
повторюсь: ничего страшного, если звук
[Р] в исполнении ребёнка будет напоминать
[Д]. Главное, что кончик языка приподнялся
и занял исходную (правильную!) позицию.
Освоив её, ребёнок в скором времени
справится и с вибрацией! А пока, закрепите
одноударный звук [Р] в словах.

На
первых порах, — в начале слов:

РА:
рано, радио, рак, рама, работа, растёт,
растение, ракита, рана;

РО:
роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;

РУ:
руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка,
ручка;

РЫ:
рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.

Затем,
— в середине: король,
ворота, ворона, корыто
 и
проч.

И,
наконец, в конце слов: ветер,
свитер, спор, бор, шнур
 и
т. д. и т.п.

 

Затем
переходите на чистоговорки:

Ра-ра-ра:
осенняя пора; иголочка остра; льёт, как
из ведра.

Ро-ро-ро:
красное ведро; едем мы в метро; это всё
старо!

Ру-ру-ру:
карандаш беру; рыба на пару; догоню
сестру.

Ры-ры-ры:
игра для детворы; у Риточки шары.

Ар-ар-ар:
новый самовар; над водою пар.

Ор-ор-ор:
Роман бежит во двор; покрасили забор.

Ур-ур-ур:
Рита кормит кур; мяучит Мурзик:
«Мур-р-р…».

Ыр-ыр-ыр:
мышка любит сыр; в сыре много дыр.

Ир-ир-ир:
Папа командир; идём мы с папой в тир. И
т.д.

Сочиняйте
подобные чистоговорки совместно с
ребёнком. Поработав с ними, берите
словосочетания, затем – предложения,
и, наконец, тексты. Тексты простеньких
стишков со звуком [Р] можно найти в любых
детских книжках.

Работа
над одноударным [Р] проводится поэтапно.
Для каждой позиции звука отводится
несколько занятий. Новый речевой материал
берётся лишь тогда, когда ребёнок
справился с предыдущим.

Не
исключено, что у ребёнка сначала будет
хорошо получаться только мягкий вариант
одноударного звука [Р’]: РИ, РЯ, РЁ, РЕ,
РЮ.

Что
ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига,
рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт,
рёва, рюши, рюмка и т.д.

Соответственно,
чистоговорки будут типа:

Ри-ри-ри:
на ветки снегири.

Ре-ре-ре:
лето на дворе.

Рю-рю-рю:
маме говорю.

 

10. Заключительный совет

В
заключении, хочется дать ещё один совет.
Весь процесс работы над трудными звуками
[Р], [Р’] надо всё же координировать с
логопедом. А уж переделать дефектное
звучание этих звуков (горловое, боковое,
щёчное) и устранять параротацизмы может
только профессионал!

Автор
статьи: Карельская Елена Германовна,
учитель-логопед высшей категории.

Звуковое произношение букв и важность вырезания звуков

Помощь новым читателям в правильном произношении звуков букв

Что вы имеете в виду под «правильным» и «неправильным» способом произношения букв?

Новые читатели (и начинающие читатели или читающие с трудностями) иногда добавляют гласный звук в конец согласного звука. (т.е. они говорят / puh /, а не / p /.)

Что означает отсечение звуков?

Обрезка звуков означает просто произнесение звука буквы p как / p / вместо добавления звука schwa / u / в конце, как в / puh /.Гласный звук / u / был вырезан из звука / p /.

Следующее видео демонстрирует артикуляцию всех букв с использованием букв / ключевых слов / звуковых карт. Согласные звуки обрезаются.

Почему это важно, если учащиеся «скрепят» звуки?

Может показаться неважным, говорит ли студент / p / или / puh /. В конце концов, ученик НАКОНЕЦ понял, что у букв есть звуки. Это же победа, правда?

Да, когда ученики, наконец, связывают звуки с буквами, это большой шаг.Но если им разрешат и дальше добавлять звук шва в конце согласных, это может привести к путанице при чтении и правописании. Если ученик прочитает слово «кошка» как / cuh /… / a /… / tuh /, он может не распознать «cuh-a-tuh» как слово «кошка». То же самое и с орфографией. Мы видели, как студенты пишут слова, добавляя шва после согласных. Когда студенты возвращаются, чтобы читать свои записи, у них возникают проблемы, потому что слово, которое они написали, неузнаваемо.

Как я узнаю, каким ученикам требуется прямое обучение по клиппированию звуков?

Это БЕСПЛАТНОЕ оценивание буквенного имени включает руководство по анализу.Щелкните ссылку (СЛЕВА)

Лучший способ определить учащихся, которые добавляют шва к своим согласным звукам, — это провести экзамен «Название буквы, звук буквы». Когда вы слышите, как ученик добавляет шва, отметьте это в протоколе. После того, как каждый студент сдал экзамен, просмотрите данные и составьте план для всей группы, небольшой группы или индивидуального обучения, используя названия букв и звуки.

Как я могу помочь студентам с правильным произношением?

После оценки «Название буквы, звук буквы» поработайте с небольшой группой студентов или один на один со студентом.Важно выполнять эту прямую инструкцию в небольшой группе, а не в классе, чтобы вы могли смоделировать звук и при необходимости внести немедленную коррекцию.

Используйте карточки с буквами ( Ознакомьтесь с нашим ресурсом по карточкам ЗДЕСЬ! ) и смоделируйте правильное произношение, используя метод «моя очередь, ваша очередь». Вы говорите звук, который ученик повторяет. Если вы заметили, что ученик добавил звук шва, произнесите звук еще раз и попросите ученика повторить звук без звука / u /.

Следующий видео демонстрирует этот процесс:

Связанные

Снижение акцента / p / и / b / — Улучшение речи Санкина

Советы по уменьшению акцента: как вы произносите звуки / p / и / b /?

/ p / и / b / — родственные слова или пары, которые обычно преподаются вместе. Оба звука представляют собой двухгубные взрывные согласные звуки, что означает, что вы используете обе губы, когда произносите эти звуки, и завершаете звук потоком воздуха.Однако разница между / p / и / b / заключается в том, что один из них глух, что означает, что голосовые связки не вибрируют во время воспроизведения, а другой является голосовым, производимым с помощью вибрации голосовых связок. Если вы не научитесь правильно воспроизводить эти звуки, это может ввести слушателя в замешательство.

The / p / Sound

Звук / p / — это безголосый звук, который создается при плавном сведении губ и затем их выпуске с помощью вдоха. Фактически, если вы поднесете один лист бумаги ко рту, произнося звук / p / или слово, которое начинается с / p /, вы заметите, что бумага слегка шевелится.Это хорошая обратная связь, чтобы вы знали, что вы правильно артикулируете этот звук. Звук / p / чаще всего обозначается буквой / p /, например, в словах «карандаш» и «круг». Бывают случаи, когда буква / p / молчит. Например, если у вас есть слова, содержащие два / p / s, такие как счастливый, ужин и капающий, произносится только один / p /. Кроме того, звук / p / молчит или не произносится, если за ним следуют следующие буквы: / n /, / s / или / t /. Примеры этого — пневмония, психология и птомейн.Буква / p / также может быть найдена в сочетании согласных с / ph /, например, в словах телефон или фотография. В этих случаях / ph / произносится как звук / f /.

The / b / Sound

Звук / b / — это звонкий звук, который также производится при сведении губ и постоянном давлении на них. Это помогает создать тон, возникающий в результате вибрации голосовых связок. Чтобы завершить / b /, губы должны раскрыться и выпустить струю воздуха. Однако создаваемый поток воздуха не такой сильный для звука / b /, как при воспроизведении / p /.Буква / b / — очень надежный звук, это означает, что обычно, когда вы видите букву / b / в слове, она произносится как звук a / b /. Буква / b / встречается в таких словах, как летучая мышь, мальчик и младенец. Как и в случае со звуком / p /, когда звук / b / удваивается, например, в лобби или хобби, / b / произносится только один раз. Буква / b / также молчит, когда она следует за буквой / m /, например, в словах «лазить», «ягненок» или «бомба». / B / также молчит, когда он предшествует букве / t /, например, в словах сомнение и долг.

Практика произнесения звуков / p / и / b /

Теперь, когда вы знаете, как произносить буквы / p / и / b /, потренируйтесь воспроизводить этот звук в следующих контрастных парах. Убедитесь, что слова звучат по-другому. Вы можете записать себя во время тренировки, а затем послушать запись, чтобы проверить ее точность.

купить пирог

горох пчелиный

залив плати

Шайба бак

рюкзак

летучая мышь пат

пляжный персик

После того, как вы успешно произнесете эти две согласные в начале или начальном положении слов, попробуйте произнести следующие слова, заканчивая звуками, которые вы выучили.

крышка кабины

моп швабра

СОП

вкладка

лабораторный этап

наб. Дн.

паб щенок

Всегда полезно использовать зеркало, чтобы убедиться, что вы производите эти звуки правильно. Визуальная обратная связь усиливает правильное размещение. Продолжайте практиковать / p / и / b / ежедневно, чтобы у вас сформировалась мышечная память, необходимая для автоматического произнесения этих звуков.Удачи вам в практике!

Типы фонологических процессов

Фонологические процессы: шаблоны звуковых ошибок, которые обычно используют развивающиеся дети для упрощения речи, когда они учатся говорить. Они делают это, потому что им не хватает способности правильно координировать свои губы, язык, зубы, нёбо и челюсть для ясной речи. К пяти годам большинство детей естественным образом перестают использовать шаблоны фонологических ошибок.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть версию этой инфографики для печати

Поделитесь этим изображением на своем сайте

Укажите авторство WPSpublish.com с этим изображением.

Соответствующие ссылки и материалы:

Аризона-4 (Оценка)

CASL-2

Сов-2

Масштаб PPA

Опус

Сказано п. 5

Ctopp-2

Горт 5

Метчики 4

КРЫШКИ

Оценка речи-языка-слуха (категория оценки)

Логопеды (профессия)

Домашняя страница WPS

Система онлайн-оценки WPS

Обзор оценки Arizona-4

Процессы замены: замена одного класса звуков на другой класс звуков

1.Скольжение — замена жидкого звука (обычно буква «л» или «р») звуком скольжения (буквы «ш», «у» или «д»)

§Примеры

i. «Рельс» может произноситься как «вопль»

ii. «Игра» может произноситься как «пуэй»

iii. «Желтый» может произноситься как «йеё»

§Обычно вырастает к пяти годам

2. Задняя часть — замена звука, издаваемого в передней части рта (например, «т» или «н»), звуком, издаваемым в задней части рта (например, «к» или «г»).

§Примеры

и.«Утка» может произноситься как «кук»

ii. «Собака» может произноситься как «гог»

iii. «Кошка» может произноситься как «сак»

§ Обычно встречается только у детей с более серьезной фонологической задержкой

3. Гласность — замена гласного звука на звуки «л» или «эр»

§Примеры

i. «Яблоко» может произноситься как «аппох»

ii. «Река» может произноситься как «ривух»

iii. «Забота» может произноситься как «каю»

§ Возраст устранения этого процесса варьируется от ребенка к ребенку

4.Остановка — замена звукового сигнала остановки («б», «п», «т», «д», «к», «г») на фрикативный звук («ф», «в», «с,» «Z», «h», «th», «sh» и «ch»)

§Примеры

i. «Желание» можно произносить как «остроумие»

ii. «Пазл» можно произносить как «лужа»

iii. «Платье» может произноситься как «дрет»

§В зависимости от фрикативного звука этот процесс прекращается в возрасте от трех до шести лет

5.Фронтинг — термин, используемый, когда звуки, которые должны издаваться в задней части рта (велярный), заменяются звуком, издаваемым в передней части рта (альвеолярным).

§Примеры

и.«Cookie» можно произносить как «слишком»

ii. «Машина» может произноситься как «деготь»

iii. «Ворота» можно произносить как «дата»

§Обычно исключаются в возрасте от 3 до 4 лет

Процессы структуры слогов: слоги сокращаются, пропускаются или повторяются

1. Сокращение кластера — сокращение кластера согласных (два согласных рядом друг с другом) до одного согласного

§Примеры

i. «Дерево» может произноситься как «тройник»

ii. «Остаться» можно произносить как «скажи»

iii.«Бесплатно» может произноситься как «плата»

§Обычно перерастает в 4 года, за исключением слов, начинающихся с «s»

2.Final Consonant Deletion — удаление последнего согласного в слове

§Примеры

i. «Дорога» может произноситься как «ро»

ii. «Кошка» может произноситься как «ок»

§Обычно исключается к 3 годам

3. Удаление начального согласного — удаление начального согласного слова

§Примеры

и.«Живот» можно произносить как «элли»

ii. «Накидка» может произноситься как «обезьяна»

§ Обычно испытывают дети с более серьезной фонологической задержкой

4. сокращение слога — удаление слога из слова, содержащего два или более слога

§Примеры

i. «Компьютер» может произноситься как «компьютер»

ii. «Ваниль» может произноситься как «нилла»

iii. «Удаленный» может произноситься как «пылинка»

§ Обычно дети исключают безударный слог

.

Процессы ассимиляции: когда звуки / слоги начинают звучать как окружающие звуки

1.Ассимиляция — когда согласный звук в слове начинает звучать так же, как другой согласный в слове

§Примеры

i. «Чашка» может произноситься как «куг»

ii. «Имя» может произноситься как «маме»

§ Обычно перерастает к трем годам, но может сохраняться до девяти лет в более тяжелых случаях фонологической задержки

2. Редупликация — повторение полного или неполного слога в подстанции для слова

§Примеры

i. «Бутылка» может произноситься как «баба»

ii.«Папа» можно произносить как «дада»

iii. «Вода» может произноситься как «wawa»

§ Обычно перерастает к трем годам

3. Деназализация — замена носового согласного («n» или «m») неназальным согласным («b» или «d»)

§Примеры

i. «Нос» можно произносить как «доза»

ii. «Возможно» можно произносить как «ребенок»

§ Обычно исключается к 2,5 годам

Источники:

http: // mommyspeechtherapy.com /? p = 2158

http://littlebeespeech.com/resources/pdf/phonological_processes.pdf

http://www.playingwithwords365.com/wp-content/uploads/2011/10/Common-Phonological-Processes-Chart.pdf

Расстройства речевого звука — Логопедия NW

Расстройства артикуляции

Расстройство артикуляции возникает, когда ребенок испытывает трудности с воспроизведением отдельных звуков, составляющих слова. Звуки классифицируются по месту их образования (межзубное, небное пространство и т. Д.) И по способу их воспроизведения (остановка воздушного потока и т. Д.).Усвоение речевых звуков обычно происходит в соответствии с порядком развития, и нарушение артикуляции выявляется, когда ребенок использует эти звуки по ошибке после достижения ожидаемого возраста овладения.

Большинство ошибок артикуляции попадает в 1 из 4 категорий:
  • Замены: (наиболее часто) Здесь ребенок может заменить звук другим звуком. Например, «wabbit» вместо «кролик», где «w» заменяется на «r».
  • Пропуски: Это происходит, когда ребенок пропускает (пропускает) звук из слова.Например, «at» для «шляпы» или «bu» для «ошибки».
  • Искажения: Эта ошибка возникает, когда ребенок искажает звук, как правило, из-за недостаточной моторики рта. Например, «thoup» вместо «суп».
  • Дополнения: (наименее распространенная) Эта атипичная речевая ошибка заключается в том, что ребенок добавляет звук, которого не должно быть. Например, «doga» для «собаки»
Возраст, для которого ожидается освоение звуков:
  • / p, b, m, h, w, vowels / ожидается, что будет освоено 2.От 5 до 3 лет.
  • / d, t, k, g, f, n, ng, y / предполагается освоить к 4 годам.
  • / s, z, l, v, sh / предполагается освоить к 6 годам.
  • / j, ch, th / предполагается освоить к 7 годам.
  • / р, ж / предполагается освоить к 8 годам.
Важные факты:
  • В английском языке 24 согласных и 20 гласных
  • Чаще всего неправильно произносятся «s, l, r».
  • Мальчики чаще, чем девочки, испытывают трудности с произношением звуков.
  • Обычно ребенок к 7 годам правильно использует все звуки.
Когда искать речевую оценку:
  • каждый раз, когда ваш ребенок расстраивается из-за того, что его не понимают.
  • 2-летний ребенок, использующий в основном гласные и очень ограниченное количество согласных.
  • трехлетний ребенок, которого трудно понять
  • ребенок любого возраста, у которого возникают проблемы с движением челюсти или языка
  • ребенок школьного возраста, у которого много звуковых ошибок
Как я могу помочь своему ребенку произносить звуки правильно дома?
  • Воздержитесь от чрезмерных исправлений или использования отрицательной обратной связи, например «вы сказали, что это НЕПРАВИЛЬНО».
  • Моделируйте положительно, подчеркивая ошибочные звуки.
  • Не позволяйте друзьям или родственникам «издеваться» над вашим ребенком.
  • Укажите на буквы и звуки в словах, которые вашему ребенку трудно читать при чтении
  • Детям часто интересно давать звукам названия «змеиный звук» для / s / или «тяжело дышащая собака» для / h / (для дополнительные идеи о названиях звуков, которые часто используются в терапии, щелкните здесь)
  • Спуститесь до уровня вашего ребенка и позвольте ему видеть движения вашего рта, когда вы произносите звуки / слова

Другой тип звукового расстройства речи — ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ :

Нарушение фонологической обработки возникает, когда ребенок испытывает трудности с воспроизведением целых классов речевых звуков по сравнению сотдельные звуковые ошибки. Даже при нормальном развитии дети начинают использовать звуки, упрощая их. По мере взросления их речь становится более зрелой, и им больше не нужно упрощать звуки. Говорят, что ребенок, который использует эти упрощения сверх ожидаемого возраста, страдает нарушением фонологической обработки. Дети, которым поставлен диагноз этого типа расстройства, в дальнейшем подвергаются большему риску нарушения чтения и обучения. Ключевым моментом является раннее выявление и лечение.

Типы нарушений фонологической обработки и возраст овладения:
  • Фронтирование: возникает, когда задний звук (k, g) воспроизводится в передней части рта (t, d) напр.«Tat» — «кошка», «doose» — «гусь», «win» — «крыло», «sue» — «обувь» (обычно исчезает через 3 года, 6 месяцев)
  • Поддержка: происходит, когда передний звук (t, d,) производится в задней части рта (k, g). Это менее распространено и обычно требует вмешательства.
  • Остановка: происходит, когда звуки воздушного потока (s, f) прекращаются, например. «Doo» для «башмака», «dat» для «этого» (обычно исчезает через 3 года для / s, f / и до 5 лет для / th /)
  • Удаление конечной согласной: происходит, когда последняя согласная звуки сбрасываются напр.«Boa» для «лодки», «fee» для «ноги» (обычно исчезает через 3 года, 3 месяца)
  • Удаление начального согласного: происходит, когда начальные согласные отбрасываются напр. «Eep» для «beep», «ig» для «свиньи». Это менее распространено и обычно требует вмешательства.
  • Уменьшение группы звуков: происходит, когда группа звуков уменьшается напр. «Пик» означает «говорить», «накидка» — «царапать» (обычно исчезает к 4 годам)
  • Метатезис: происходит, когда звуковая последовательность меняется на противоположную, например.«Акс» — «спроси», «паскетти» — «спагетти». Это менее распространено и обычно требует вмешательства.
  • Скольжение: происходит, когда жидкие звуки (l, r) заменяются скольжением (w, y) напр. «Weg» — «нога», «yeyo» — «желтый» (обычно исчезает к 5 годам)
  • Удаление слабого слога: происходит, когда удаляются слабые слоги напр. «Efant» — «слон», «tefone» — «телефон» (обычно исчезает к 4 годам)
Когда следует обращаться за речевой оценкой:
  • каждый раз, когда ваш ребенок расстраивается из-за того, что его не понимают
  • Если ваш ребенок продолжает упрощать звуки после возраста, в котором это упрощение обычно исчезает
  • Если ваш ребенок использует упрощения типа «поддержка, начальное удаление согласных или метатезис» OFTEN, поскольку это может быть признаком других проблем
Важные факты:
  • Этот тип расстройства имеет тенденцию передаваться в семье
  • Традиционная артикуляционная терапия не приносит пользы ребенку с нарушением фонологической обработки.
  • Может происходить в сочетании с другими процессами (например, da для cat, где происходит как фронтализация / k /, так и окончательное удаление согласного)
  • Может сочетаться с языковыми трудностями, такими как незрелая грамматика / синтаксис или трудности с поиском слов.
  • Был связан с периодической потерей слуха из-за ушных инфекций, простуды.
  • Обычно нет проблем с строением полости рта (губы, язык, челюсть двигаются правильно).
Как я могу помочь своему ребенку дома?

Вехи развития — Логопедическая терапия Agape, LLC

0–3
МЕСЯЦЕВ

руки чаще всего остаются закрытыми; имеет хватательный рефлекс (хватательный
предметы, непроизвольно помещенные в ладонь)

2-4
МЕСЯЦЕВ

неточно тянется к объектам («смахивает»)

3–3
1/2 МЕСЯЦА

часто сцепляет руки вместе

3
1 / 2–4 МЕСЯЦА

начинает целенаправленное, зрительно направленное достижение

3-7
МЕСЯЦЕВ

может держать в руке небольшие предметы

4-8
МЕСЯЦЕВ

может переносить предметы из одной руки в
Другие

легко подбирает куб / объект среднего размера

4-10
МЕСЯЦЕВ

развивает точный передний и боковой вылет

5-9
МЕСЯЦЕВ

«грабли» или «черпали» мелкие предметы, чтобы подобрать их (т.е.
используя пальцы / ладонь / всю руку, чтобы собрать сыр Cheerios, изюм и т. д.

7-9
МЕСЯЦЕВ

намеренно может сбрасывать / отпускать объекты (будьте готовы к
игра «смотри-я-брось-это-часы-мама / папа-возьми-СНОВА»!)

7–12
МЕСЯЦЕВ

может подбирать мелкие предметы большим пальцем и
палец / пальцы

10
МЕСЯЦЕВ

тыкает и / или указывает указательным пальцем

12–18
МЕСЯЦЕВ

держит карандаш всей рукой, большой палец вверх

2
ЛЕТ

держит мелок большим и всеми пальцами, предплечье повернуто так
большой палец указывает вниз

надевает обувь, носки и шорты

снимает обувь и носки

может использовать ложку самостоятельно, держа ее в вертикальном положении

может рисовать и копировать вертикальную линию

2
1 / 2–3 ГОДА

нитки большие бусины

режет ножницами бумагу

скатывает пластилин / пластилин в «змейку»

может рисовать и копировать горизонтальную линию

3–3
1/2 ГОДА

умеет решать простые головоломки

можно построить башню из девяти или более маленьких блоков

может одеться / раздеться самостоятельно; только нужно
помощь с кнопками; все еще путает перед / зад в одежде и правую / левую обувь

может прокормиться с небольшим проливом или без него, напитки из
чашка / стакан одной рукой

3
1 / 2–4 ГОДА

может налить себе напиток из кувшина, если не слишком
тяжелый

можно вставить маленькие колышки в маленькие отверстия

умеет нанизывать маленькие бусины

может держать карандаш «хваткой штатива» (3 пальца), но
перемещает предплечье и запястье, чтобы писать / рисовать / раскрашивать

4-4
1/2 ГОДА

может использовать ножницы, чтобы следить и резать как прямые, так и изогнутые
линии

может управлять кнопками, молниями и кнопками
полностью

может нарисовать и скопировать крест (один вертикальный и один горизонтальный
пересекающиеся линии)

4
1 / 2-5 ЛЕТ

может держать вилку пальцами

может кормить себя супом с небольшим количеством или совсем без
проливание

складывает бумагу пополам, следя за тем, чтобы края
встретиться

вставляет ключ в замок и открывает его

5
ЛЕТ

может полностью одеться и обычно завязывает
шнурки

разрезает квадрат, треугольник, круг и простые изображения с помощью
ножницы

использует нож, чтобы намазывать продукты (желе, арахисовое масло,
майонез и т. д.), режет мягкую пищу тупым ножом.

умеет рисовать и копировать диагональную линию

использует «штатив» на письменных принадлежностях (большой палец и кончики
двух первых пальцев) и использует только пальцы (потому что у вас развиты маленькие мышцы руки) для письма / рисования / раскрашивания

5
1 / 2-6 ЛЕТ

может построить пятиблочный «мост»

достаточная двусторонняя координация рук для вырезания сложных
картинки, точно следующие по контуру

возможность копировать последовательность букв или цифр
правильно

6
ЛЕТ

умеет решать сложные головоломки

Таким образом, к 6 годам мелкая моторика ребенка
достаточно развиты, чтобы правильно и эффективно выполнять задачи по письму, одеванию и кормлению.Теперь у ребенка будет адекватная ловкость, двусторонняя координация и
зрительно-моторная координация для выполнения письменных и режущих задач. Дети будут продолжать развивать и совершенствовать эти навыки, но фундамент закладывается внутри
первые шесть лет. Именно поэтому ребенку понадобятся игрушки, игры и занятия, чтобы практиковать и развивать эти навыки в раннем детстве.

Выражаемая онлайн-логопедия | Нарушения звука речи

Когда маленькие дети учатся говорить, они могут с трудом произносить определенные звуки.Это часть типичного развития. В конце концов, речевые навыки развиваются естественным образом со временем, и ошибки часто становятся частью процесса обучения.

По мере взросления некоторые звуки, например, буквы p, m или w, становятся легкими. Другие сложнее, например z, sh или th. К пяти годам большинство детей должны уметь произносить почти все типы речевых звуков.

Однако, когда ребенок после определенного возраста испытывает трудности с правильным произнесением звуков или слов, это может быть признаком нарушения звука речи.Родителям может быть сложно наблюдать, как ваш ребенок пытается связно передать свои мысли и идеи.

Взрослые тоже могут бороться с нарушениями звука речи. У некоторых взрослых есть проблемы, которые начались в детстве и никогда не лечились должным образом, из-за чего они сохраняются сверхурочно. Другие могли развиться в результате инсульта или черепно-мозговой травмы.

Информация о нарушениях звука речи — это первый шаг на пути к помощи вам, вашему ребенку или близкому человеку.Чтобы помочь вам в обучении и поддержке, мы составили это информационное руководство ниже, чтобы ответить на ваши вопросы о нарушениях звука речи, помочь вам определить общие признаки и симптомы, объяснить, как это лечить, и многое другое.

Что такое нарушение звука речи?

Правильное воспроизведение речевых звуков требует как знания желаемого звука речи, так и способности координировать работу челюсти, языка и губ при дыхании и вокализации.

Дети, которые не могут произносить определенные звуки или слова к ожидаемому возрасту, могут иметь нарушение звука речи. Часто бывает трудно понять человека с нарушением звука речи, и во многих случаях это может повлиять на его социальное, академическое и профессиональное развитие.

Вообще говоря, различают два типа нарушений звука речи: функциональные и органические.

Вот почему так важны оценка и диагностика сертифицированным логопедом (SLP).Задержку речи можно эффективно лечить, и исследования показали, что более ранние вмешательства приводят к лучшим результатам.

Функционал — причина неизвестна:

  • Расстройства артикуляции: производство звуков включает скоординированные движения губ, языка, зубов, неба (верхняя часть рта) и дыхательной системы (легкие). Детям с нарушениями артикуляции трудно использовать эти двигательные функции для физического воспроизведения правильных звуков речи. Результат — неспособность формировать разборчивые слова после определенного возраста.Звуки могут искажаться или вообще меняться местами.
  • Фонологические расстройства: Фонологические расстройства характеризуются регулярным паттерном, при котором человек может правильно воспроизводить отдельные звуки, но ему трудно соединить эти звуки в слова. Например, они могут воспроизводить звук «d», но могут менять его на звук «g» для определенных слов, произнося «лань» вместо «иди».

Органический — есть известная причина:

  • Двигательные / неврологические нарушения: нарушения двигательной речи возникают при нарушении координации или силы мышц.Нарушения двигательной речи могут возникать в результате развития или приобретены после неврологического повреждения, такого как инсульт или черепно-мозговая травма.
  • Структурные: Различия в строении ротовой полости и лица могут повлиять на звуковоспроизведение речи, как в случае расщелины губы и неба. Структурные различия также могут быть вызваны травмой или хирургическим вмешательством.
  • Сенсорное / восприятие: нарушение слуха может впоследствии вызвать проблемы со звуком речи, поскольку дети не могут слышать звуки так, как их издают другие.В зависимости от степени потери слуха речевой дефицит может варьироваться.

В чем разница между нарушениями артикуляции и фонологическими нарушениями?

Расстройство артикуляции — нарушение фонетического / моторного уровня. Им сложно произносить отдельные звуки речи. Фонологическое нарушение сложно на фонематическом уровне (в их мозгу). Они могут правильно произносить звуки, но с трудом могут сформулировать их словами.

По сравнению с нарушениями артикуляции, человека с фонологическим нарушением часто труднее понять.Многие дети с фонологическими расстройствами и расстройствами фонематической осведомленности (понимание звуков и звуковых правил в словах) также имеют проблемы с языком и грамотностью, что может повлиять на их успеваемость в классе.

Отличить артикуляцию от фонологических нарушений не всегда просто. Однако правильный диагноз чрезвычайно важен, так как он во многом определит план лечения человека. Поэтому, если вы подозреваете, что у вашего ребенка нарушение звука речи, вам обязательно нужно пройти обследование у сертифицированного логопеда (SLP), которого чаще называют логопедом.

Насколько распространены нарушения звука речи?

Распространенность нарушений звука речи (как артикуляционных, так и фонологических) у детей раннего возраста составляет примерно 8–9 процентов. К первому классу около 5 процентов детей имеют заметные проблемы с речью.

Согласно опросу, проведенному в 2012 году Национальным центром статистики здравоохранения, проблемы с речью были наиболее распространенным типом коммуникативного расстройства у детей:

  • 42% детей в возрасте от 3 до 10 лет имели проблемы со звуком речи
  • 24% детей в возрасте от 11 до 17 лет имели проблемы со звуком речи

Кроме того, плохие навыки воспроизведения речи у детей детского сада были связаны с более низким уровнем грамотности.Исследования также показали, что дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте с большей вероятностью будут иметь проблемы с чтением по мере взросления.

Каковы признаки и симптомы нарушения звука речи?

Для детей совершенно нормально неправильно произносить звуки во время взросления. Они могут заменять один звук другим, например, заменяя звук «w» на звук «r» и произнося «рану» вместо «раунд».Или они могут добавлять и опускать определенные звуки вместе, произнося «нана» вместо «банан».

Хотя эти неправильные произношения можно легко не заметить как милые для маленьких детей, они потенциально могут привести к серьезным проблемам, если будут продолжаться по мере взросления детей.

Хотя все дети развиваются с разной скоростью, есть определенные звуки, которые они должны уметь издавать к определенному возрасту. По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA), в таблице ниже показано, в каком возрасте у большинства англоговорящих детей должны развиваться определенные звуки

К 3 месяцам:

К 5 месяцам:

  • Смеется и издает игривые звуки

К 6 месяцам:

  • Издает речевой лепет, похожий на пух, ба, ми, да

К 1 году:

  • Создает более длинные последовательности звуков, таких как mimi, upup, bababa

К 3 годам:

  • Говорит m, n, h, w, p, b, t, d, k, g и f словами
  • Люди, знакомые с ребенком, могут понимать его слова

К 4 годам:

  • Говорит y и v словами
  • Может все еще делать ошибки со звуками s, sh, ch, j, ng, th, z, l и r
  • Большинство людей понимают речь ребенка

Согласно Stanford Children’s Health, есть некоторые общие признаки и симптомы, которые у вашего ребенка могут быть нарушения артикуляции или фонологические нарушения.

Расстройства артикуляции: при употреблении определенных слов существует регулярный образец ошибок. Симптомы могут включать:

  • Ошибки из-за различий в орофациальной структуре (слово «бедро» вместо «корабль»)
  • Искажающие звуки в словах (говорят «thith» вместо «this»)
  • Замена звуков в словах (использование слова «вадио» вместо «радио»)

Фонологические расстройства: при употреблении определенных слов регулярно встречаются ошибки.Симптомы могут включать:

  • Говорят только один слог в слове (говорят «залив» вместо «малыш»)
  • Упрощение слова путем повторения двух слогов (произносится «баба» вместо «бутылка»)
  • Исключение согласного звука (вместо слова «летучая мышь» произносится «ат» или «ба»)
  • Изменение некоторых согласных звуков (использование слова «тат» вместо «кот»)

Примечание. Наличие акцента не является нарушением звука речи. Хотя неправильное произношение определенных звуков и слов может звучать как проблема с речью, это может быть просто результатом акцента.

Почему звук «R» такой хитрый?

Хотя на первый взгляд звук «R» кажется любой другой буквой, копните слой глубже, и вы быстрее обнаружите, почему он такой сложный и труднопроизносимый.

Например, в зависимости от расположения звука «R» по отношению к гласному, который он удаляет, R изменит произношение. Шесть различных вокальных комбинаций включают: ар, воздух, ухо, эр или гнев. Повторите эти вариации вслух и обратите внимание на разные звуки, которые издает каждый.Чтобы сделать это еще более понятным, повторите слова: bar, gear и for. Понимаете, что мы имеем в виду? Буква «R» приобретает характеристики гласной в зависимости от контекста и комбинации.

Если это было недостаточно сложно, учтите, что звуки можно произносить по-разному, если они помещены в начало, середину или конец слова. Когда вы рассматриваете вокальные комбинации «R», упомянутые ранее, наряду с различными возможными позициями слов, а также несколько других факторов, на самом деле существует более 30 отдельных и различных звуков «R».

Если воспитанник детского сада испытывает трудности с обучением звукам «Р», но, как правило, их понимают посторонние, они могут естественным образом развивать свои способности со временем или немного попрактиковавшись дома. Однако к тому времени, когда ребенок достигает 2-го класса, он должен хорошо разбираться в звуке «Р». В противном случае настоятельно рекомендуется вмешательство логопеда.

Что вызывает нарушение звука речи?

Часто нарушение звука речи не имеет известной причины. В других случаях может быть задействовано несколько факторов.Ниже приведены некоторые возможные причины, которые могут вызвать или способствовать нарушению звука речи:

  • Повреждение головного мозга, например, травма головы
  • Умственная отсталость или нарушение развития, например аутизм
  • Генетическое заболевание, например синдром Дауна
  • Проблемы со слухом или потерей слуха, например ушные инфекции в анамнезе
  • Физические отклонения, влияющие на речь, в том числе расщелина неба или губы
  • Заболевания нервов, участвующих в речи

Два других состояния, называемые апраксией и дизартрией, относятся к категории моторных речевых расстройств и могут также вызывать проблемы с речью

  • Апраксия: апраксия речи в детстве и приобретенная апраксия речи (чаще встречается у взрослых) — это неврологическое состояние, которое влияет на то, как мозг отправляет сообщения мышцам, участвующим в производстве речи (губам, языку и горлу).Человек с апраксией может говорить, но сигналы между мозгом и мышцами не передаются правильно, и поэтому он не может правильно спланировать требуемые речевые движения. Для получения дополнительной информации об апраксии щелкните здесь.
  • Дизартрия: Дизартрия — это отдельное расстройство моторной речи, характеризующееся слабостью или неспособностью контролировать речевые мышцы. Хотя дизартрию часто путают с апраксией, на самом деле это два разных расстройства. У людей с дизартрией может быть хриплый, мягкий или даже напряженный голос, а также невнятная или медленная речь.

Каковы факторы риска нарушений звука речи?

Как уже упоминалось, часто причина нарушения звука речи неизвестна. Однако есть определенные факторы риска, которые могут сделать ребенка более склонным к нарушениям звука речи. По данным Stanford Children’s Health, они могут включать:

  • Расстройства развития, такие как аутизм
  • Генетические нарушения, такие как синдром Дауна
  • Потеря слуха
  • Расстройства нервной системы, такие как церебральный паралич
  • Такие болезни, как частые ушные инфекции
  • Физические проблемы, такие как заячья губа или нёбо
  • Слишком много сосания пальца или использования соски
  • Низкий уровень образования родителей
  • Отсутствие поддержки для обучения дома

Кроме того, согласно ASHA, исследование показало, что следующие факторы риска также могут увеличить вероятность развития у ребенка нарушения звука речи:

  • Пол: Распространенность нарушений звука речи у мужчин выше, чем у женщин.
  • Пре- и перинатальные проблемы: Было обнаружено, что такие факторы, как материнский стресс или инфекции во время беременности, осложнения во время родов, преждевременные роды и низкий вес при рождении, связаны с задержкой в ​​приобретении звука речи и с нарушениями звука речи.
  • Семейный анамнез: Дети, у которых есть члены семьи, такие как родители или братья и сестры, с речевыми и / или языковыми трудностями, могут иметь более высокую вероятность нарушения речи.

Как диагностируются нарушения звука речи?

Как и при любом другом заболевании, вам следует обратиться к своему врачу, если вы подозреваете признаки нарушения звука речи.Скорее всего, они начнут с проверки слуха вашего ребенка. Многие дети с потерей слуха не могут правильно слышать слова и звуки, которые они издают.

Если лечащий врач вашего ребенка исключает потерю слуха, вам следует поговорить с сертифицированным логопедом. Они являются наиболее квалифицированными специалистами, которые помогают оценивать, диагностировать и лечить нарушения звука речи. Чем раньше начнется вмешательство, тем быстрее проблема может быть решена и исправлена.

Ваш логопед будет смотреть и слушать вашего ребенка.Они могут помочь определить, являются ли проблемы с речью вашего ребенка нормальной частью его развития (и со временем они могут вырасти из них) или же они связаны с нарушением звука речи. Для этого они, скорее всего, оценит множество факторов, в том числе речевые и языковые навыки вашего ребенка, историю болезни, то, как он двигает губами, челюстью и языком, и многое другое.

Как лечат нарушения звука речи?

При соответствующей логопедии многие дети с артикуляционными или фонологическими расстройствами видят значительное улучшение своих речевых способностей.

Логопеды работают с вами и вашим ребенком, чтобы разработать индивидуальный план лечения, который поможет преодолеть проблемы с речью. В частности, они будут работать с вами и вашим ребенком, чтобы:

  • Обеспечьте профилактические упражнения, чтобы состояние не ухудшилось
  • Определите и исправьте звуки, которые ваш ребенок произносит неправильно
  • Обучение правильному формированию определенных звуков
  • Практикуйте и повторяйте звуки в разных словах и более длинных предложениях
  • Предложите стратегии и занятия дома, которые родители могут использовать со своим ребенком в повседневной практике

Кроме того, у некоторых детей могут возникнуть трудности с определением группы звуков, имеющих схожие характеристики.Например, ваш логопед может сосредоточиться на улучшении речевых звуков, издаваемых в задней части рта (например, «k» или «g»), или звуков, которые требуют создания потока воздуха (например, «f» или «s»). ). Эта практика называется подходом фонологической терапии

.

Как Expressable может помочь в оценке и лечении нарушений звука речи?

Expressable подходит для семей с сертифицированным логопедом, обученным эффективно оценивать и лечить задержки речи и расстройства. Вся терапия проводится в режиме онлайн через очную видеоконференцсвязь

Возраст и развитие вашего ребенка будут влиять на то, как ваш логопед будет взаимодействовать с ним с помощью этих возможностей видеочата.

Возраст 0–3: родители работают напрямую со своим логопедом, чтобы выучить подсказки и домашние стратегии, чтобы они могли уверенно практиковаться со своим ребенком вне сеанса и улучшить свое общение. Для получения дополнительной информации о важности участия родителей в логопедии их ребенка щелкните здесь.

Возраст 3–6: родители посещают видеосеансы вместе со своим ребенком, чтобы они оба получили ценные навыки у своего логопеда. Усиление этих уроков вне сессии будет способствовать развитию навыков дома.

Возраст от 7 лет и старше: большинство детей посещают видеосеансы самостоятельно, но родители всегда в курсе последних новостей и советов во время каждого занятия.

Взрослые: Взрослые посещают занятия сами, но могут также привести с собой своих близких или членов семьи.

Как я могу помочь содержать моего ребенка дома?

Мы много писали о важности участия родителей в речевой и языковой терапии их ребенка.Преодоление нарушения звука речи требует времени и настойчивости, а родители очень важны для применения на практике новых навыков, которым их обучает логопед. Вот несколько советов, которые помогут родителям активно помогать ребенку в достижении его целей общения:

  • Внимательно слушайте и записывайте любые звуки или слова, с которыми, кажется, ваш ребенок борется. Поделитесь ими со своим логопедом, так как это поможет составить план лечения
  • Убедитесь, что ваш логопед дает вам увлекательные и приятные занятия логопедом, которыми вы можете заниматься с ребенком дома
  • Создайте дидактические карточки или списки обычных предметов домашнего обихода, чтобы помочь вашему ребенку практиковать определенные звуки или слова.Превратите их в игру и награждайте своего ребенка, пока он продолжает практиковаться и прогрессирует.
  • Если речь вашего ребенка включает неправильные звуки, обеспечьте естественное моделирование, повторив сказанное им с помощью точных звуков («Я иду с мячом!» «Ты играешь красным мячом!»).

Игра в крестики-нолики с артикуляцией для / p / sound- Freebie от The SLT Scrapbook

Эта игра с артикуляцией freebie помогает учащимся практиковать звуки / p / речи в увлекательной и увлекательной форме!

Если вам нравится внешний вид этой халявы, почему бы не ознакомиться с другими нашими продуктами в этом ассортименте!

Крестики-нолики с шарнирным соединением — комплект!

Articulation Tic Tac Toe- / kgtd / звуки

Articulation Tic Tac Toe- / fvsz / звуки

Содержание

Этот пакет не содержит подготовительных игровых плат «Tic Tac Toe» для звука / p / — есть Всего 6 досок — по 2 доски на каждую позицию (слово начальная, средняя и конечная!).Предоставляются как цветные, так и черно-белые доски. Игра не имеет сезонной тематики, поэтому идеально подходит для использования круглый год! Черно-белые страницы тоже отлично подходят в качестве домашнего задания!

Подготовка

Подготовка не требуется; просто распечатайте и работайте (при желании разрежьте страницы пополам, чтобы разделить две доски). Доски также могут быть ламинированы для повышения прочности.

Как играть

Игра похожа на «крестики-нолики». Игроки по очереди выбирают одно слово на доске, они должны правильно произнести слово 3 раза, затем они могут закрыть картинку с помощью фишки или знака O / X.Победителем становится тот, кто первым получит три картинки, соединенные в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Этот продукт предназначен только для индивидуального, личного использования вами в классе / на сеансах терапии.

Вы можете распечатать свои собственные копии для использования со своими учащимися, но, пожалуйста, не продавайте, не делитесь и не заявляйте права как свои собственные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *