Что такое движущие силы воспитательного процесса: 2. Движущие силы воспитания

Содержание

2. Движущие силы воспитания

Движущая
сила процесса воспитания — разница между
целями, поставленными воспитателем, и
теми, что были фактически реализованы
(результаты воспитательной
деятельности).Постановка целей означает,
что в процессе воспитания желаемые
отношения воспитанников, их духовный
мир, позиция личности как бы «проектируются»
воспитателем. При этом просчитываются
варианты развития: какими будут
воспитанники через год — два, какими
идеями будут руководствоваться благодаря
его воспитательной деятельности, какие
качества личности должны проявиться
на следующей воспитательной ступени
развития и т. д.

Процесс
воспитания диалектичен. Это выражается
в его непрерывном развитии, динамичности,
подвижности, изменчивости. В процессе
воспитания проявляются все законы
диалектики:

1.
Закон единства и борьбы противоположностей.

2.
Закон перехода количественных изменений
в качественные.

3.
Закон отрицания отрицания.

Так,
отражение диалектического закона
единства и борьбы противоположностей
являются противоречия процесса
воспитания. Противоречие, как известно,
— главная движущая сила, источник
развития; преодолевая противоречие,
явление или личность поднимается в
своем развитии, приобретает новое
качество.

Воспитание
— это объективно-закономерное общественное
явление, и общественный прогресс может
стать причиной отставания воспитательной
деятельности от требований жизни. Так
возникает противоречие между усложняющимися
социальными процессами и требованиями
жизни к формирующейся личности и
функционирующими традиционными системами
воспитания.

Противоречиями,
обуславливающими переход личности на
более высокий уровень развития, являются:
противоречие между притязаниями
воспитанника и его возможностями, и
противоречия между выдвигаемыми
педагогом требованиями и реальными
возможностями воспитуемых по их
выполнению. Важным является максимальное
совпадение требований, предъявляемых
к личности с ее притязаниями, желаниями,
интересами, так как это придает процессу
приобретения личностью новых качеств,
знаний, способов поведения и деятельности.

В
воспитательном процессе также проявляется
действие закона перехода количественных
изменений в качественные. Процесс
формирования человека и его сознания
— яркий пример функционирования этого
закона.

Средством
развития, изменения, усовершенствования
человеческой личности является ее
собственная деятельность как необходимое
движение и упражнение принадлежащих
ей духовных и физических сил и способностей.
В результате многократно повторенных
действий и упражнений происходят
постоянные количественные изменения
различных качеств и свойств личности
воспитанника: мировоззрения, представлений,
понятий, убеждений, мотивов, потребностей,
ценностных ориентаций, эмоциональных
чувств, состояний, а также практических
изменений и навыков. Эти изменения
нельзя понимать только как арифметическое
уменьшение или увеличение. Дойдя до
определенной границы, они переходят в
качественные изменения, то есть происходит
переход из одного качественного состояния
в другое, появление новообразований.

Переход
количества в качество происходит по
механизму отрицания, еще одного
диалектического закона. «Отрицание
отрицания» предполагает органический
переход от одного этапа к другому.
Аналогом «отрицания отрицания» в
обществе служат, например, спиралевидные
процессы, сочетающие в себе цикличность,
относительную повторяемость и
поступательность (рождение и смерть,
обновление и старение и так далее).
Спиралевидным можно назвать и процесс
воспитания. На каждом последующем этапе
формирования и развития личности
воспитанника происходит сохранение
существенных ранее примененных его
качеств и свойств, а возникшие
новообразования, в своею очередь,
становятся исходным материалом для
образования еще более сложных,
интегративных качеств. Таким образом,
сложные морально-психологические
новообразования отрицают ранее
сложившиеся, устаревшие.

  1. Основные
    признаки процесса воспитания (перечислить,
    раскрыть содержание каждого)

Рассмотрим
основные признаки воспитания как
педагогического явления:
1.
Целенаправленность всего воспитательного
процесса и каждого его элемента. Имеется
постановка воспитателем цели (как
конечного результата педагогической
деятельности), определение стратегических
и тактических задач по ее реализации,
переведение целей и задач во внутренний
план воспитания; планирование на основе
их всей жизнедеятельности воспитанников
и воспитателя.
2. Воспитание — это
процесс. Система компонентов воспитательного
процесса самая динамичная структура,
так как каждый из ее компонентов в
наивысшей степени динамичен: педагог,
как субъект педагогического процесса
— развивающаяся личность, находящаяся
во взаимодействии со стремительно
меняющимся окружающим миром, воспитанник
— развивающаяся личность, не только
объект педагогических воздействий, но
и субъект многообразных отношений с
окружающей действительностью, в том
числе и в педагогическом процессе его
позиция активна, многочисленные внешние
факторы так же динамичны.
3. Воспитание
— в своей сущности — это процесс
взаимодействия педагога и воспитанников
при активности обеих сторон. Причем по
мере взросления и развития воспитанника
его позиция как объекта педагогического
воздействия со стороны взрослых
уменьшается, а позиция субъекта воспитания
увеличивается, превращая процесс
воспитания, с точки зрения воспитанника,
в процесс самопознания и на этой основе
самовоспитания, саморазвития. Меняется
при этом и позиция воспитателя: ему в
большей степени становятся присуши
функции наставника, советчика, куратора,
старшего друга — что позволяет ученику,
воспитаннику более экономично и
эффективно решать задачи самопознания
и саморазвития.
4. Одним из основополагающих
направлений, является создание оптимальных
условий воспитания или воспитывающей
среды. Эффективность тех или иных
воспитательных воздействий и процесса
воспитания в целом зависит от того, в
какой среде он протекает.
5. Важнейшим
(можно сказать центральным признаком)
воспитательного процесса является
определение на основании поставленной
цели и стратегических задач его
содержания. Во — первых, — это организация
освоения (как учащимися, так и педагогами)
социально — культурных ценностей
общества: экономики, политики, науки,
всех видов искусства, жизненной практики
во всех видах деятельности. Самой
существенной характеристикой воспитания
является формирование отношения к
предметам, явлениям, факторам, событиям
окружающего мира. Во — вторых, развитие
индивидуальности школьника на основе
его взаимодействия с педагогом в
воспитательном процессе.
6. Воспитание
— это процесс творческий. Это объясняется
многими причинами. Прежде всего, овладение
культурой носит творческий характер.
Во — вторых, — индивидуальность
воспитанников. В — третьих, — сама личность
педагога «состоявшегося» обладает
большим творческим потенциалом.
7.
Важным признаком воспитания является
то, что оно осуществляется специально
подготовленными людьми: учителями,
воспитателями, журналистами и писателями,
руководителями кружков и секций.
Воспитание должно подготовить сегодняшнего
ребенка и завтрашнего гражданина к
жизни и работе в демократическом
обществе, где действительными, а не
мнимыми регуляторами поведения будут
мораль и право.

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Определение 1

Воспитательный процесс – это организованный, последовательный и систематический процесс воспитания личности и ее отдельных качеств, организуемый и осуществляемый педагогом.

Внешние движущие силы воспитательного процесса

Формирование и развитие личности ребенка осуществляется в процессе воспитания и представляет собой качественные и количественные преобразования, движущей силой которых является разрешение разнонаправленных противоречий, посредством педагогического воздействия на ребенка.

Преодоление противоречий в процессе воспитания осуществляется за счет движущих сил. Принято различать внутренние и внешние движущие силы воспитательного процесса.

Определение 2

Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие.

К внешним движущим силам относятся:

  1. Семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребенку в процессе воспитания.
  2. Окружающая ребенка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия.
  3. Личный пример взрослого, который формирует у ребенка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определенных ситуациях.
  4. Требования, предъявляемые к деятельности ребенка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.).
  5. Требования со стороны взрослых, предъявляемые к личности ребенка, направленные на формирование и совершенствование конкретных личностных качеств.
  6. Требования со стороны взрослых, предъявляемые к формированию у ребенка конкретных навыков саморазвития и самовоспитания.

Внутренние движущие силы воспитательного процесса

Определение 3

Внутренние движущие силы воспитательного процесса – это внутренние потребности и возможности ребенка в личностном развитии.

Готовые работы на аналогичную тему

К внутренним движущим силам воспитательного процесса относятся:

  1. Личностные потребности ребенка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания.
  2. Внутренний потенциал каждого ребенка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса.
  3. Цели, которые ставит перед собой каждый ребенок и способы их достижения.

Для того, чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. Это вызвано тем, что движущие силы вызывают у воспитанника желание и стремление выполнять требования педагога, совершенствовать собственные умения и навыки, совершать одобряемые поступки. Это будет содействовать воспитанию ребенка и развитию его личности.

Задача педагога правильно и целесообразно применять движущие силы, предварительно тщательно изучив каждого воспитанника, узнав ближние и дальние перспективы его развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.

Логика воспитательного процесса

Замечание 1

Воспитание является сложным и динамичным процессом, эффективная реализация которого предполагает соблюдение определенной логики его проведения, основанной на строгом поэтапном совершении действий.

В настоящее время существует несколько вариантов логики воспитательного процесса, предложенные разными авторами.

Логика воспитательного процесса, предложенная Т.М. Мальковской, разработана на основании ведущих воспитательных задач:

  1. Осуществление целостного формирования личности каждого воспитанника, с учетом целей его всестороннего и гармоничного развития.
  2. Формирование у детей нравственных качеств личности, основанной на общечеловеческих ценностях и имеющих социально ориентированные мотивации.
  3. Приобщение детей с раннего возраста к общечеловеческим, научным и культурным ценностям.
  4. Воспитание у каждого ребенка четкой жизненной позиции, в соответствии с демократическими преобразованиями общества, обязанностями и правами личности.
  5. Воспитание и развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения, с учетом его возможностей и потребностей.
  6. Организация познавательной деятельности воспитанников, развивающей у детей общественное и индивидуальное сознание.
  7. Организация личностно-ориентированной деятельности, направленной на формирование у детей конкретных личностных качеств.
  8. Воспитание культуры общения, как одной из основных социальных функций личности.

Логика воспитательного процесса, предложенная Л.С. Выготским, основана на постепенном переходе от управляемого процесса воспитания личности, к процессу самовоспитания и саморазвития. Данная логика включает в себя:

  • Зона «актуального развития» — отражает личные особенности течения психологических функций ребенка, имеющиеся на сегодняшний день.
  • Зона «ближайшего развития» — отражает те возможности, которые ребенок может проявить продуктивно в рамках совместного сотрудничества со взрослым.

На основании данной концепции, логика воспитательного процесса, должна опираться в первую очередь на зону актуального развития ребенка. Это необходимо для того, чтобы грамотно и верно спланировать для всей группы воспитанников зону ближайшего развития, а затем на основании достигнутого результата, перевести процесс управления воспитания личности в самовоспитание и саморазвитие. Успешность процесса воспитания при такой его организации во много определяется уверенностью воспитателя, который его реализует, а также ребенка, который проявляет определенное упорство и настойчивость.

Таким образом, логика воспитательного процесса, направленного на всесторонне развитие личности, предполагает, что педагогу необходимо четко представлять завтрашний день развития воспитанников, то есть, то, что они могут сделать с помощью воспитателя и то, что они могут сделать самостоятельно. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса

3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса

Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия. Это положение в полной мере относится и к процессу воспитания как общественному явлению.

Педагогика считает противоречия источником активности личности, процесса воспитания ее качеств.

Процесс воспитания обуславливается целым рядом разнообразных противоречий: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).

К внешним (объективным) противоречиям процесса воспитания относятся следующие:

* противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных устаревшими производственными отношениями и проявляющееся в упрочении консервативных подходов к подготовке подрастающих поколений;

* противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;

* противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;

* противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;

* противоречие между изменяющимися потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения;

* противоречие между объективной общественной позицией личности в ведущей деятельности и ее субъективными отношениями.

Повышение эффективности воспитания, совершенствование педагогического руководства им, во многом зависят от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности учащихся.

Противоречия как движущие силы воспитания не только порождаются условиями жизни и деятельности человека, но и должны специально создаваться педагогом. Их возникновение связано с моделированием таких воспитательных ситуаций и педагогических условий, которые побуждают растущего человека осознать и внутренне пережить своеобразное состояние «внутренней раздвоенности», «разлада личности», «ситуации затруднения или разрыва».

Внутренние (субъективные) противоречия, порождая чувство беспокойства между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии и основой возникновения потребности в совершенствовании.



ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, КАК  РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.


 



План


1.Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.


2.Цели, задачи и движущие силы воспитания.


3.Особенности воспитательного процесса его функции и структура.


4.Общие закономерности процесса воспитания.


Понятие воспитания и его связь с
понятием социализации.

Воспитание
целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и
учащихся с целью передачи накопленного опыта и формирования качеств личности,
направленный для решения задач в целостном педагогическом процессе.

Воспитание —
целенаправленный, специально организованный процесс личности.

Воспитание в широком
социальном смысле –
передача накопленного опыта от старшего поколения к
младшему.

Воспитание в узком социальном
смысле
– направленное воздействие на человека со стороны общественных
институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений,
нравственных ценностей, подготовка к жизни.

Опыт – известные людям
знания умения навыки способы мышления, нормы поведения- т.е. всё то, что было
создано человеком в процессе исторического и духовного развития.

Воспитание в широком
педагогическом смысле –
специально организованное, целенаправленное и
управленческое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования
у них заданных качеств.

Воспитание в узком
педагогическом смысле –
процесс и результат воспитательной работы
направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание –
самосовершенствование личности.

Социализация – усвоение
человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное
время, данному обществу.

Обучение – это один из
элементов педагогического процесса.

— вторым важным элементом –
выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процесс
целенаправленного влияния на ребёнка.

Воспитание даёт возможность
ребёнку быстро освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть
стихийным или целенаправленным.

Стихийное знакомство и
присваивание ребёнку социальных норм происходящих в то время, когда он играет со
сверстниками во дворе, смотрит телевизор, читает книги, смотрит журналы.

Часто мы рассматриваем процесс
самовоспитания
, поэтому процесс самовоспитания- представляет собой процесс
целенаправленной социализации. Ребёнок сам, оказывает влияние на свои действия.

Обычно самовоспитание есть
результат воспитания.


Цели, задачи и движущие силы
воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет
своей целью формирование всестороннего развития гармоничной личности и
предполагает гуманистический характер отношений между участниками
педагогического процесса.

Гуманное воспитание
особая забота общества об образовательных структурах.

Цель воспитания – создание
условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и
обществом.

Задачи воспитания:


1.     

Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни.


2.     
Приобщить
личность к системе культурных ценностей.


3.     
Раскрыть
общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание).


4.     
Развить
интеллектуально-нравственную свободу личности.


5.     
Возрождение
традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.


6.     
Формирование
отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности.


7.     
Развитие
представлений о здоровом образе жизни.

Движущими силами воспитания
являются противоречия:


·        

Внутренние


·        

Внешние


·        

Объективные


·        

Субъективные


1.     

Объективно-внешние противоречия.


·        

Противоречия, порожденные глобальными политическими,
экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и
катаклизмами, происходящими в мире и стране.


·        

Противоречия между ожиданием общества в отношении подрастающего
поколения и собственными потребностями детей и молодёжи.


·        

Противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в
различном опыте поколений.


·        

Противоречия отцов и детей отражающие новый уклад семейной жизни и
родственных отношений.


·        

Противоречия между возрастанием потребностей к образованию
обусловленные темпами и перспективами социального развития.


2.     

Объективно-внутренние противоречия.


·        

Противоречия между активно-деятельной природой ребёнка и социально
педагогическими условиями его жизни.


·        

Противоречия между внешними требованиями и внутренними
стремлениями и возможностями детей.


·        

Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности.


·        

Противоречия, возникшие из-за несоответствия возможностей учащихся
тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа и родители.


·        

Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников
только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов.


·        

Противоречия между возникающими личными потребностями и
возможностями их удовлетворения.


3.     

Субъективные противоречия.


·        

Противоречия между бурным ростом знаний и ограниченными
возможностями педагогов и образовательных учреждений в их передаче.


·        

Противоречия между отставанием процессов знаний и умений и
нарастающей необходимостью применять преимущественное обобщение знаний и умений.


Особенности воспитательного
процесса его функции и структура.

Особенности воспитательного
процесса:


1.     
Воспитание —
процесс целенаправленного формирования личности.


2.     
процесс
воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество)
воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.


3.     
Процесс
воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и
субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности.


4.     
Воспитание
это длительный процесс. Он длится всю жизнь.


5.     
ещё одна
особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного
воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия
воспитателей и воспитанников.


6.     
Процесс
воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и
методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования
личности).


7.     

воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.


8.     
Процесс
воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:


·        

От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),


·        

От воспитанника воспитателю (обратная связь).

т.к. управление процесса строится
на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников.
Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное
воздействие.


Структура воспитательного процесса.


1.     
Этап.
Знания:

Осознание
требуемых норм и правил поведения.


2.     
Этап.
Убеждения:

Твёрдые
взгляды, которые служат руководством в жизни.


3.     
Этап.
Чувства:

«Без чувств
не может быть искания истины»


4.     
Этап.
Деятельность, поведения:

В них
отражаются нормы и правила поведения.


Функции воспитательного процесса:


1.     

Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её
развития.


2.     

Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление
причинно-следственных связей, формирование его личности.


3.     

Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий
его достижения.


4.     

Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный
на достижение цели.


5.     

Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение,
организация деятельности и общения.


6.     

Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность
форм и способов организации воспитательного взаимодействия.


Общие закономерности процесса
воспитания.

Закономерность- это
объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере
общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности
распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания 
определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания
зависит от следующих закономерностей.


Закономерности.


1.     
От
сложившихся воспитательных отношений

(мудрая заповедь практической
педагогики гласит: «Если хотите хорошо воспитывать, то добиваются
воспитанника»), воздействие на личность осуществляется через её отношение ко
всему окружающему. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанников, их
жизненная позиция, мотивы поведения – это и есть отношение к воспитанию.
Сформировалось оно определенным уровнем педагогического взаимодействия,
оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.


2.     
От
соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть

Если организация (совокупность
воздействий, отношений, условий, форм, методов работы) не соответствуют цели, то
воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот, если организация
целесообразная и соответствует поставленным задачам, то эффективность
воспитательного процесса значительно выше.


3.     
От
соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на
воспитанников

Воспитательный процесс
сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и
приобретает практический опыт, усваивают нормы и правил социального поведения и
тут же проверяет их на практике. Несоответствие знаний, слова и дела – это
приводит молодых людей к разочарованию.


4.     
От
совокупного действия объективного и субъективного фактора

Субъективные факторы – это
педагоги и воспитанники, взаимоотношения между ними и психологический климат в
группе.

Объективные факторы – это
условия воспитания (материальные, технические, социальные, санитарно –
гигиенические, психологические, эстетические и т.д.)


5.     
От
интенсивного воспитания и самовоспитания

Деятельность человека,
направленная на совершенствование своей личности ведет к самовоспитанию.
Самовоспитание –
это результат воспитания, который успешнее когда человек
сам стремиться к самосовершенствованию. Воспитанник должен научиться правильно
оценивать себя. Должен замечать у себя положительные качества и недостатки,
преодолевая препятствия


6.     
От
качества воспитательного воздействия

Воспитательное взаимоотношение с
педагогом сознательно и это повышает качество их взаимодействий


7.     
От
интенсивного воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (Г.И.Щукина)

«Внутренняя сфера» — это
система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта. Внешнее влияние в
воспитательном процессе переключаются во внутренние достижения школьника. Если
влияния сильны и отвечают потребностям ребёнка, тогда они вызывают активность
самого школьника


8.     
От
интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками

«С кем поведешься от того и
наберешься» — гласит народная мудрость, поэтому взаимовоспитание влияет на
становление личности, т.к. воспитывают личность сверстники и друзья, то цели и
содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются почти сразу.

Движущие силы и логика воспитательного процесса

1. Движущие силы и логика воспитательного процесса

2. Вопросы к рассмотрению темы

■ Понятие воспитательного процесса
■ Характеристики воспитательного
процесса
■ Движущие силы воспитательного
процесса
■ Логика воспитательного процесса

«Любить детей – это и курица
умеет. А вот уметь воспитывать
их – это великое государственное
дело, требующее таланта и
широкого знания жизни»
─ Максим Горький

4. Современный мир

Успех
Мораль
Технологии
Мерило успеха –
материальное
благосостояние.
Милосердие, доброта,
сочувствие.
Тесная связь жизни с
техникой.
Профессии
Свобода
развития
Общество
Разнообразие
современных
профессий.
Возможность проявить
таланты.
Тесная взаимосвязь
между людьми.

5. Цель воспитательного процесса

Развитое самосознание:
свободный,
неподвластный чужому
внушению
Отсутствие революций:
стремление к
жизненному балансу
общества
Высокоморальные
ценности и установки
Абстрактное мышление и
свободная воля
используются только в
созидательных целях
Высокая познавательная
активность

«Воспитательный процесс — это
профессионально организованный
целостный учебно-воспитательный процесс,
характеризующийся совместной
деятельностью, сотрудничеством,
культурным содержанием и методами
освоения культуры»
─ Б.Т. Лихачев

7. Характеристики воспитательного процесса

■ Диалектичность
■ Противоречивость
■ Целенаправленность
■ Систематичность
■ Вариативность
■ Оптимизм

8. Диалектичность

Воспитательный
процесс имеет
двусторонний
характер и
представляет собой
взаимосвязь
воспитания и
самовоспитания.
Диалектика
воспитательного
процесса выражаетс
я в его непрерывном
развитии,
динамичности,
подвижности,
изменчивости. Она
раскрывается в
его противоречиях.
Воспитание – это
развитие личности, а
развитие –
диалектический
процесс, в котором
есть противоречия.
Вывод: противоречия – движущая сила
воспитательного процесса.

Противоречия – это
взаимодействие противоположных
сторон воспитательного процесса,
которые находятся во внутреннем
единстве и взаимопроникновении.

10. Противоречия воспитательного процесса

■ Между требованиями к личности со стороны социума
и возможностями (физическими, психическими,
нравственными) каждой отдельной личности
соответствовать этим требованиям.
■ Между потребностями личности и социальными
условиями, в которых происходит развитие личности,
возможностью реализовать свои потребности в
условиях социальной среды.
■ Между педагогическими задачами и возможностями
воспитанника (психологическими, физическими,
умственными и т.д.), его готовностью включаться в
реализацию этих задач.

11. Противоречия воспитательного процесса

■ Между интересами, потребностями воспитанника и
возможностями, которые ему предоставляет среда
образовательного учреждения.
■ Между социальной ролью воспитателя и его
личностными особенностями, его нравственной
позицией.
■ Между необходимостью и потребностью педагога
совершенствоваться и развиваться и условиями,
которые ему предоставлены государством и
обществом.

12. Противоречия: внешние и внутренние

Внешние
Внутренние
Противоречия между
требованиями среды к
человеку и его
возможностями
удовлетворить эти
требования (противоречия
между «надо» и «могу»).
Противоречия между
имеющимся (наличным,
актуальным на данный
момент) уровнем развития
личности и новыми, более
высокими, требованиями к
ней (противоречие между
«могу» и «хочу»).
«надо»
«могу»
«могу»
«хочу»

13. Внешние противоречия между:

■ школой и семьей, выражающиеся в противодействии со
стороны семьи некоторым требованиям педагогов;
■ содержанием информации (духовно-нравственной,
культурологической, исторической, литературной,
политической), дезориентирующей воспитанника, взгляды и
пристрастия которого еще не сформировались;
■ словом и делом, выражающиеся в том, что взрослые не всегда
сами поступают так, как требуют того от воспитанников;
■ требованием педагога совершить какую-либо деятельность и
нежеланием ребенка выполнять ее, вызванное отсутствием
интереса к ней;
■ требованием педагога к личности и несформированностью у
ребенка потребностей выполнять данное требование,
совершенствуя себя;
■ требованием педагога к личности и отсутствием у ребенка
необходимым навыков для самовоспитания и саморазвития.

14. Внутренние противоречия между:

■ потребностями личности и возможностями их
удовлетворения средствами, имеющимися у нее на
данный момент;
■ внутренним потенциалом личности и
возможностью оптимальной его реализации в
наличных условиях воспитательного процесса;
■ целями, которые ставит перед собой личность, и
способами их достижения.

15. Характеристики воспитательного процесса

Целенаправленность
Оптимизм
Цель современного
воспитательного процесса –
«человек свободный»,
«культурный», «свободомыслящий»
Обучение преодолевать жизненные
трудности на фоне оптимизма и
любви к жизни.
Вариативность
Систематичность
Педагог всегда может выбрать
между методами, средствами и
приемами наиболее эффективный
вариант.
Отлаженность элементов и
включение их в процесс
взаимодействия.

16. Логика воспитательного процесса

Базируется на концепции Л.С. Выготского о двух
уровнях развития ребенка, включающих:
1. Уровень «актуального
развития», отражающий
наличные особенности
психических функций
ребенка, которые
сложились на сегодняшний
день.
2. Уровень «зоны
ближайшего развития»,
отражающий возможные
достижения ребенка в
условиях сотрудничества
со взрослыми.

17. Логика воспитательного процесса

Оттолкнуться от
«уровня актуального
развития»
Спланировать
«зону
ближайшего
развития»
Перевести
процесс
формирования
личности в
процессы ее
самовоспитания

18. Выводы

■ Процесс воспитания — процесс многофакторный,
комплексный, отличающийся длительностью, а также
вариативностью и неопределенностью результатов.
■ Внешние и внутренние противоречия – движущие силы
воспитательного процесса.
■ Логика воспитательного процесса базируется на
концепции Л.С. Выготского об уровнях развития: уровне
«актуального развития» и уровне «зоны ближайшего
развития».

На чем формируется и в чем
заключается цель воспитательного
процесса?

Ответ: формируется на заказах
современного общества;
заключается в воспитании
«свободомыслящей», инициативной,
культурной личности.

В чем заключается диалектичность
воспитательного процесса?

Ответ: диалектика
воспитательного
процесса выражается в его
непрерывном развитии,
динамичности, подвижности,
изменчивости.

Объяснить разницу между внешними
и внутренними противоречиями.

Ответ: внешние – между «надо» и
«могу»; внутренние – между «могу»
и «хочу».

Что отражают уровни
«актуального развития» и «зоны
ближайшего развития» в концепции
Л.С. Выготского?

Ответ: уровень «актуального
развития» – достижения ребенка на
сегодняшний день; уровень «зоны
ближайшего развития» – возможные
достижения ребенка в условиях
сотрудничества со взрослыми.

Раскрыть логику воспитательного
процесса, опираясь на концепцию
Л.С. Выготского.

Ответ: 1. Оттолкнуться от
«уровня актуального развития». 2.
Спланировать «зону ближайшего
развития». 3. Перевести процесс
формирования личности в процессы
ее самовоспитания.

29. Спасибо за внимание!

Характерные особенности, движущие силы воспитания.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной  воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. С позиций психологии воспитание- это процесс интериоризации, т.е. формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Функции воспитания: 1) организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся; 2) охрана физического и психического здоровья воспитанников; 3) использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников; 4) специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств; 5) осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Структура и логика воспитания:

1) анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития;

2)       диагностика — выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности;

3)       прогноз — целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

4)       проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

5)       организация — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;

6)       контроль и оценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Формирование поведения и общей направленности личности можно представить так:

1) восприятие жизненных ситуаций;

2) формирование понятий о человеческих ценностях, морали, законах государства, определяющих поведение;

3) развитие чувств;

4) выработка взглядов и убеждений;

5) мотивация и принятие решения;

6) выработка умений, навыков и привычек поведения;

7) поведение как совокупность действий.

Особенности воспитательного процесса:

1)       многофакторность и стихийность- на личность в каждый момент времени действует множество факторов, влияние которых зачастую оказывается непредвиденным;

2)       длительность, непрерывность и устремленность в будущее- результаты воспитания не сиюминутны и однозначно определены лишь в перспективы, несмотря на непрерывность воспитательных воздействий;

3)       динамичность, подвижность — нет повторяющихся ситуаций и результаты одного и того же педагогического действия вариативны;

4)       субъект-субъектный характер — воспитание построено на отношениях, эмоциях, симпатиях и антипатиях участников взаимодействия;

5)       отсутствие жесткой регламентации — воспитание происходит постоянно.

Воспитательный процесс успешен при соблюдении некоторых правил:

1)       атмосфера любви — воспитанникам необходимо чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности;

2)       содержательность и целесообразность деятельности воспитанников влияет на эффективность осуществления формирования личности в воспитательном процессе;

3)       в процессе воспитания постоянно должна обогащаться и перестраиваться потребностно-мотивационная сфера личности, развиваться ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность;

4)       интенсивнее введение ребенка в культуру через его активные усилия — залог полноценного развития его способностей;

5)       целенаправленное комплексное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников способствуют эффективному  формированию личности.

6)       Необходимо создание эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

7)       Воспитание должно проходить через творческое взаимодействие.

Движущие силы процесса воспитания (В.И. Смирнов) —  это совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Объективные внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями:

  • противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами;
  • противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;
  • противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений;
  • противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений;
  • противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития с одной стороны, а с другой – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики.

Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса:

  • противоречия между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
  • противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; 
  • противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;
  • противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность, заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека;
  • противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;
  • противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов;
  • противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;
  • противоречия между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.

Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений:

  • противоречия между целостностью личности функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью  и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;
  • противоречия между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
  • противоречия между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;
  • противоречия между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Движущая сила реформы – качество



Т.А. ИСМАИЛОВ, председатель Совета ректоров вузов Республики Дагестан, ректор Дагестанского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ


Современная экономика, требует подпитки новыми концептуальными подходами, реализация которых обеспечит ее эффективное развитие. Одним из них должна стать инновационная деятельность: как в рамках территорий, так и отраслей. Базой для нее в большей мере является система высшей школы, играющая роль моста, соединяющего науку и производство. Для создания инновационной экономики необходимы специалисты высокого уровня, знающие современные технологии, обладающие рыночным мышлением и конкурентоспособные на международном уровне. Отсюда следует, во-первых, что современное общество нуждается в новой системе инновационного обучения, ориентированной на будущее, основанной на новых социокультурных принципах и моделях обучения, способствующей формированию современной культуры мышления и действия. Во-вторых, в нашей стране необходимо создать условия, при которых вузы смогут выдерживать усиливающуюся международную конкуренцию. И, наконец, целесообразно сократить неперспективные образовательные учреждения высшего звена и многочисленные искусственно созданные филиалы.


Опыт работы показывает, что вектор модернизации высшего образования в Республике Дагестан следует направить не на слияние существующих государственных вузов с последующим уменьшением количества обучаемых, а на ужесточение требований к качеству подготовки специалистов и создание условий для организации качественной образовательной деятельности. Необходимо понимать: сложившая система образования не разрешает возникающих противоречий, связанных с новыми условиями развития и потребностями дагестанского сообщества. И проблемы заключаются не столько в финансировании, сколько в целях, содержании и способах организации образования, которые требуется откорректировать. Кроме того, следует создать принципиально новое технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, формируя иную профессионально-педагогическую культуру. Только тогда существующая ныне система ВПО сможет ответить на вызов времени и стать ресурсом развития Дагестана и страны в целом.


В республике необходимо выработать единую политику развития вузов и подготовить проект федеральной целевой инвестиционной программы развития системы высшего образования. В рамках такой программы следует, на мой взгляд, создать эффективный механизм горизонтальной интеграции вузов на уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов, а также межвузовскую инфраструктуру по выработке и реализации корпоративных предложений, направленных на совершенствование системы высшего образования. При этом нужно исходить из понимания, что само занятие образовательной деятельностью предполагает определенную ответственность перед обществом и государством, и учреждения ВПО должны быть заинтересованы в выработке единой политики, одобренной общественностью не только нашей республики, но и всего региона.


Качество – основной показатель, за который идет борьба в сфере модернизации. Именно он послужит главным аргументом в отборе, который ждёт вузы в ближайшем будущем. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разрабатывает новую модель требований к вузам относительно их государственной аккредитации: работающую, прежде всего, против тех высших учебных заведений, которые фактически занимаются выдачей «корочек», а знаний не дают. Учреждения ВПО, не обеспечивающие реальные условия для обучения и развития молодого человека должны прекратить свою деятельность, поэтому перед вузами республики стоит задача – существенно улучшить условия и качество подготовки специалистов. На мой взгляд, следует предпринять все меры, чтобы сохранить государственные вузы, находящиеся на территории Дагестана, так как в свое время они были целенаправленно созданы для обеспечения предприятий и организаций необходимыми работниками и сегодня продолжают выполнять эту задачу. Аграрная республика не может развиваться без специалистов сельского хозяйства. Для устойчивого развития экономики необходимы инженеры. Дагестан занимает не лучшие позиции в стране по обеспеченности населения врачами и учителями. Более того, к настоящему времени потребности экономики и социальной сферы возросли и количественно, и качественно.


Совет ректоров вузов делает многое для модернизации образования. На заседаниях остро обсуждаются различные аспекты качества подготовки специалистов, организации учебного, научного и воспитательного процессов в вузах. Правительство республики совместно с советом ректоров запланировало комплексную проверку деятельности филиалов, которая состоится в ближайшее время. При всех возникающих проблемах мы понимаем, что в мировом масштабе в сфере образования происходит технологическая революция. Не успеть – значит отстать, отстать – значит выпасть из системы. В связи с этим вузы нацелены на активное внедрение в образовательный и воспитательный процессы инновационных технологий, что особенно актуально в условиях вхождения России в единое европейское образовательное пространство. Отсюда вытекает необходимость подготовки специалистов, обладающих профессионально-личностными компетенциями, гарантирующими молодым людям востребованность как на внутреннем, так и на международном рынке труда. А это, во-первых, требует формирования университетской структуры нового типа, соответствующей современным экономическим, социальным, образовательным и воспитательным целям. Во-вторых, важнейшей целью образования становится воспитание молодёжи. В этом плане вузы осуществляют комплекс мероприятий, ориентированных на формирование духовно богатой личности, а именно такая личность создает основу инновационного потенциала общества.

Движущие силы для ИКТ в обучении

Глава

  • 12
    Цитаты

  • Бег 6,3 км
    Загрузки

Часть
Международный справочник по информационным технологиям в начальном и среднем образовании Springer
серия книг (SIHE, том 20)

Аннотация

Изменения в образовании происходят по какой-то причине.Эти причины являются движущими силами. Основываясь на концептуальной структуре, представляющей ключевые элементы процесса обучения, в этой главе обсуждаются четыре движущие силы использования ИКТ в обучении: учитель, учащийся, содержание обучения и учебные материалы. Процесс обучения рассматривается как результат как структурных условий (содержания и материалов), так и индивидуальных характеристик (учителя и ученика). Мы утверждаем, что доминирование каждой движущей силы можно рассматривать как обучающую парадигму обучения.Чтобы проиллюстрировать взаимное влияние и зависимость движущих сил, мы разработаем пример взаимодействия движущих сил. В заключительном разделе мы обсуждаем некоторые важные последствия, вытекающие из различных парадигм ИКТ в обучении, и противоречия, с которыми сталкиваются учителя при интеграции ИКТ в учебную практику: технологический толчок против образовательного притяжения, а также необходимость лидерства и личного предпринимательства.

Ключевые слова

движущие силы изменения в образовании, развитие технологий, парадигма обучения, обучение,

Это предварительный просмотр содержимого подписки,

войдите в систему

, чтобы проверить доступ.

Предварительный просмотр

Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.

Информация об авторских правах

© Springer Science + Business Media, LLC 2008

Авторы и аффилированные лица

  1. 1.Kennisnet FoundationZoetermeer, Нидерланды
  2. 2. Департамент образования и исследований Университет Амстердам, Нидерланды

Учитель — движущая сила

Если что-то ломается дома, папа должен это исправить.Это применили ко мне на днях, когда сушилка начала издавать щелкающий звук. Я разобрал его, чтобы посмотреть, что происходит, немного отрегулировал барабан, а затем снова собрал его. Низко и вот, когда моя жена пыталась высушить какую-то одежду, барабан не вращался. Я сразу понял, в чем проблема.

Когда я собирал сушилку, я заметил, что ремень плоский с одной стороны и имеет бороздки с другой. Изначально я угадал, с какой стороны положить на барабан, и выбрал плоскую сторону, думая, что это обеспечит большее сцепление.

Когда я открыл сушилку во второй раз, я понял, что канавки, проходящие по всей длине ремня, позволяют ремню слегка сжиматься и плотно входить в шкив. Нужна была не тяга большого барабана. Самым важным элементом сушилки была тяга крошечного шкива мотора. Меня поразило, что из-за такой мелочи сушилка вообще не работает! Это заставило меня задуматься об обучении … сюрприз! Обычно, когда обучение не происходит, это всего лишь мелочь, которая мешает.

В анатомии сушилки лента сама по себе не сушит. Ремень является частью системы, которая помогает одежде равномерно высыхать, позволяя барабану вращаться, а одежда катится в горячем воздухе. Без работающего ремня было бы легче сушить одежду на бельевой веревке на открытом воздухе, потому что только верхняя часть одежды в сушилке будет подвергаться воздействию горячего воздуха.

Именно это происходит в классах с плохо отрегулированными ремнями. Только ученики наверху получают пользу от преподавания, тогда как ученики внизу никогда не подвергаются горячему обучению.Итак, продолжая аналогию, я узнал, что мое мышление было ошибочным, предполагая, что барабану требуется больше тяги, чтобы он мог вращаться. Ключом к правильной работе сушилки было убедиться, что шкив, который управляет всем процессом, имеет необходимое для этого тяговое усилие.

Этот блок — учитель.

Если у учителя есть сила сцепления, вызванная плотным прилеганием к ремню, он может заставить барабанную среду для обучения кувыркаться и перемешивать предметы, что распространяет эффект обучения на каждого ребенка.

Изменение точки зрения

Подведем итоги: у нас есть сушилка, которая представляет собой процесс преподавания и обучения. Одежда — это ученики, барабан — это среда обучения, а шкив, прикрепленный к двигателю, — это учитель. Горячий воздух — стимул к обучению. Так что это за пояс? Сушилка не заставляла барабан вращаться за бороздки снаружи. Простое переворачивание ремня обеспечивает необходимое сцепление там, где это необходимо — на шкиве, который обеспечивает питание всей системы.

Помните, проблема с сушилкой была в моем мышлении или точке зрения, и у меня была та же проблема, как у учителя.

По опыту я обнаружил, что было бы ошибкой сосредотачивать все свое внимание на управлении учениками, тогда как на самом деле для того, чтобы происходило настоящее обучение, мне действительно нужно, чтобы ученики немного повалялись в учебной среде, вызывая небольшой хаос и шум.

Учителя сталкиваются с огромным давлением, требующим от учеников успеваемости.К сожалению, непосредственная склонность состоит в том, чтобы сосредоточить все внимание на поведении учеников, на том, насколько они вовлечены и сколько они учатся, во многом так же, как я неправильно сосредоточил внимание на обеспечении тяги сушильного барабана и добился успеха только тогда, когда нацелился на ведущий шкив.

Хотя наблюдение за поведением учеников невероятно важно, чтобы сделать класс эффективным, учитель важнее. Таким образом, пояс — это точка зрения учителя. Как и в случае с поясом, учитель может принять две точки зрения: создать среду для контроля учеников или повысить эффективность учительского поведения, которое стимулирует поведение учеников.

Я слышал, как слишком много учителей жалуются, и одно время я сам эгоистично жаловался на то, как плохо ученики ведут себя в классе. Только когда я понял, что не собираюсь менять учеников, пока я не изменю себя как педагог, моя эффективность как педагога начала расти.

Я должен был осознать поведение, которое я демонстрировал ученикам, когда педагог позволял ученикам существовать и процветать.

Принятие мер

Именно тогда я перевернул пояс и изменил поведение своего учителя.Вместо того, чтобы реагировать на ситуации, возникающие в классе, я начал предвосхищать поведение учеников и сознательно продвигать то, что я хотел видеть:

  • Я встретил учеников у двери
  • Я стал уверен
  • Я позволил проявить свой энтузиазм
  • У меня была интересная работа для учеников, пока я брал экзамен
  • Я уменьшил время простоя и увеличил телесно-кинестетическую активность
  • Я увеличил выбор учеников
  • Я предоставил несколько форм понятного ввода
  • Я улучшил свое обсуждение- ведущие способности

Я выполнил множество других учебных заданий, которые, как я рассчитывал, приведут меня к тому поведению, которое я искал, — и они это сделали.

Послание всем преподавателям и руководителям в сфере образования однозначно: чтобы повысить уровень обучения учащихся, необходимо сосредоточить больше внимания на повышении потенциала и эффективности движущей силы класса — учителя. Урок сушилки в том, что один способ работает, а другой — нет. Мне было бы интересно услышать о том, каких потрясающих результатов вы добились, изменив свою точку зрения.

Движущая сила в образовании

Европейская азербайджанская школа в Баку имела большой успех, став одной из первых школ международного бакалавриата в Азербайджане и перешла на многоязычную учебную программу.Он гордится тем, что перенимает передовой опыт в сфере образования со всего мира.

Грэм Поллок, директор Европейско-азербайджанской школы в Баку

В этой статье Грэм Поллок , директор Европейской азербайджанской школы, излагает план из восьми пунктов того, как небольшие страны с открытой экономикой, такие как Азербайджан, могут извлечь уроки из передового опыта других стран, с особым акцентом на необходимости вооружить детей навыки, необходимые для работы в будущем, некоторые из которых еще даже не существуют.

Азербайджан во многих отношениях очень удачная страна. Земля богата природными богатствами. Но, как я обнаружил, его самый большой ресурс — это не энергия или драгоценные металлы, а молодежь.

Каждый второй из 10-миллионного населения страны моложе 30 лет. Около 25 процентов моложе 15 лет. Именно энергия и талант этих молодых людей позволят Азербайджану реализовать свои амбиции.

Чтобы получить максимальную выгоду от страны, нужно дать молодым людям инструменты, чтобы максимально использовать их потенциал.А это значит, что они должны получить самое лучшее образование.

В Азербайджане есть отличная платформа для развития. Это первая мусульманская страна, создавшая современные университеты, в отличие от многих стран региона, в ней практически повсеместно распространены грамотности.

Но политики в Азербайджане хорошо понимают, что их система образования должна стремиться идти в ногу с лучшими в мире и давать молодым людям навыки и уверенность, необходимые для адаптации своих знаний к миру, который меняется быстрее, чем когда-либо.

Учитывая, что рабочие места, которые они будут заполнять, и технологии, которые они будут использовать, могут еще не существовать, недостаточно просто требовать от детей изучения того, что мы знаем. Азербайджану необходимо вооружить их думать на ногах, бросить вызов тому, чему они учатся, поскольку лучшие системы образования уже это делают.

Именно такой подход лежит в основе Европейско-азербайджанской школы (EAS), открывшейся в Баку в сентябре 2011 года, и я горжусь тем, что являюсь консультантом в этой школе. EAS был создан Тале Гейдаровым в поддержку инициативы Министерства образования по модернизации системы образования страны.Азербайджанский предприниматель, Тале полон решимости продвигать передовую образовательную практику в своей стране и полностью раскрыть потенциал молодого поколения своей страны.

Основная цель школы — вооружить учащихся навыками, необходимыми для успешной будущей карьеры как в Азербайджане, так и за его пределами. Вдохновленный планами школы стать символом образовательного превосходства в Азербайджане и опираясь на свой собственный опыт управления и преподавания в школах на пяти разных континентах, я изложил ниже то, что, по моему мнению, является планом успеха в образовании.

1. Учимся учиться

В EAS обучение не является односторонним процессом — дети активно участвуют в собственном обучении. Прошли те времена, когда детей рассматривали как пустые сосуды, в которые можно было влить факты. Их побуждают не просто извергать информацию, но учиться учить ; это означает, что они должны открывать для себя, что им нужно учиться, а не получать от учителей. Это фундаментальная основа философии школы и один из многих способов, с помощью которых EAS прокладывает новые пути в стране.

2. Обучить детей навыкам для работы завтрашнего дня

Разработчик приложений, менеджер по социальным сетям, эксперт по облачным вычислениям: это лишь три из многих должностных инструкций, которые едва ли существовали пять лет назад. Урок здесь в том, что мы не должны пытаться превратить сегодняшних детей в работу завтрашнего дня, поскольку мы не знаем, какими будут эти рабочие места. Вместо этого мы должны вооружить наших детей знаниями и, что наиболее важно, навыками, необходимыми для того, чтобы быть лидерами в любой области, в которой они хотят работать.

3. Обучение вне школы

Внешкольные мероприятия являются жизненно важной частью развития ребенка, и EAS стремится предлагать своим детям разнообразную программу, которая включает спорт, драму, шахматы, танцы, хор, традиционное ковроделие, рисование и гончарное мастерство.

Важность такой деятельности трудно переоценить. Они учат детей тому, как ценно быть частью команды, работающей над достижением долгосрочной цели. Они помогают им открывать новые интересы, налаживать новые отношения и повышать самооценку.И они помогают детям научиться структурировать свое время и планировать наперед. Проще говоря, если они хотят провести тренировку по футболу или уроки театра, им нужно убедиться, что их домашняя работа сделана вовремя!

4. Самые высокие международные стандарты

Азербайджан находится на перекрестке Европы и остального мира. Это внешне ориентированная нация, которая может внести большой вклад в мировое сообщество, но, как и все страны, ей есть чему поучиться у других.

Имея это в виду, как школа-кандидат, EAS находится в процессе становления школой международного бакалавриата, позволяя своим ученикам извлекать выгоду из сочетания международных и местных учебных программ мирового уровня.EAS также уже налаживает связи с другими школами по всей стране, чтобы помочь модернизировать методы обучения.

5. Говорить на языках мира

EAS также признает важность того, чтобы азербайджанские дети стали многоязычными агентами открытой экономики. В настоящее время наши уроки проводятся на азербайджанском языке, при этом английский и русский языки включены в учебную программу — например, в уроки драмы — в то время как школа работает над полностью двуязычным обучением (азербайджанский и английский).Методы интерактивного повествования, такие как диалогическое чтение, используются для того, чтобы маленькие дети, у которых мало слов, могли с энтузиазмом читать и развивать любовь к чтению, которая останется с ними на всю оставшуюся жизнь.

6. Образование в эпоху цифровых технологий

Благодаря технологиям, которые делают детей более ориентированными на зрение, детям требуется постоянная стимуляция. EAS использует доски SMART практически в каждом классе, а также другие интерактивные обучающие технологии.В настоящее время для учащихся средних школ реализуется программа для ноутбуков 1: 1, а iPad широко используются с раннего возраста, помогая процессу интерактивного обучения и давая учащимся возможность взять на себя ответственность за собственное обучение.

Многие страны используют эти объекты в течение многих лет, но задача состоит в том, чтобы сделать их рентабельными. В эпоху, когда вы можете превратить контроллер видеоигры за 40 долларов в цифровую доску, возможно все.

7. Привлечение родителей и учителей

Основываясь на моем собственном опыте по всему миру, это, пожалуй, самый важный шаг из всех.Описанная выше модель приведет к трансформации образования только в том случае, если все родители и учителя примут эту новую философию.

Это будет непросто. Многие из них выросли в другую образовательную эпоху — в эпоху механического обучения, узкой учебной программы и внутреннего отношения к языкам и образовательным стандартам. Но важно, чтобы учителя и широкая общественность принимали инновации, разработанные исследователями и практиками в области образования, и извлекали уроки из успехов и неудач прошлого.

8. Образование для всех

Обеспечение детей первоклассными удобствами стоит недешево, поэтому EAS является платной школой. Однако школа признает, что самые яркие умы завтрашнего дня могут происходить из любой части азербайджанского общества. Имея это в виду, школа решила свести плату за обучение к абсолютному минимуму и предоставить стипендии студентам, которые демонстрируют выдающийся потенциал.

Таким образом, способные дети любого происхождения могут извлечь пользу из образования, которое предлагает EAS.В настоящее время каждый шестой ребенок в школе получает стипендии в той или иной форме, и это то, что Tale как основатель с особой страстью поддерживает.

Я уверен, что через пример, который подает EAS, достижения его учеников и связи, которые они налаживают, в поддержании улучшения образовательных стандартов во всем Азербайджане.

Если мы дадим нашим молодым людям навыки для достижения успеха, мы сможем положиться на них в построении будущего, которого мы все хотим.Азербайджан сделал значительные шаги в этом направлении, и я считаю, что это настоящая причина того, что стране так повезло.

Основные движущие силы в классе | ITTT

Блог / Обучающие идеи »Основные движущие силы в классе

Мотивация — это психологический процесс, который дает цель и направление. Мотивация в классе помогает учащимся проявлять интерес к учебе. Это процесс, связанный с пробуждением и ориентацией человека на достижение поставленной цели.Как учителя, мотивация в классе во многом зависит от моей личности. Я должен быть образцом для подражания, хорошим лидером и хорошим примером для подражания ученикам. Я должен слушать каждого ученика с большим интересом, чтобы убедиться, что я понимаю их и уделяю им то внимание, которого они заслуживают. Мне также нужно применять дисциплину и сострадание. Все это поможет сохранить и обеспечить уверенность в себе учеников. Кроме того, есть определенные моменты, которые следует учитывать, чтобы лучше мотивировать класс.Я должен знать, что нравится и что не нравится ученикам, их возрастные группы и уровни, а также их способность понимать язык (новички или полу-новички и т. Д.). Мотивация в классе может быть осуществлена ​​разными способами.

Это сообщение написано нашим выпускником программы сертификации TEFL Мбингпие Э. Обратите внимание, что это сообщение в блоге не обязательно может отражать убеждения или мнения ITTT.

Шаги, важные для позитивной мотивации

Мотивация необходима в классе.Некоторые из шагов, которые следует использовать, включают следующее:

  1. Мне нужно наладить отношения со студентами. Это связано с тем, что учащиеся, у которых были прочные отношения с учителем, с большей вероятностью будут участвовать в процессе обучения и проявлять интерес к уроку, а также хотели бы часто участвовать в нем.

  2. Кроме того, я также должен открываться о себе студентам. Обсуждение моих симпатий и антипатий, тем самым давая им понять, что я в равной степени интересуюсь определенными вещами, как и они.

  3. Как учитель, я должен подготовить урок, который бы заинтересовал учеников. Убедиться, что урок не будет скучным, а также привнести некоторые аспекты юмора и веселья, а также убедиться, что учащиеся по очереди в классе. Это можно сделать с помощью устройств, музыки и игр, чтобы активизировать занятия в классе.

Также читайте: Срок действия сертификатов TEFL истекает?

  1. Кроме того, я также предоставлю студентам возможность выбора.В процессе обучения одни ученики быстрее и умнее других. Поэтому хорошо сочетать более слабых и более сильных учеников, чтобы улучшить обучение. Также хорошо позволить учащимся участвовать в удобном для них виде, отмечая мелкие ошибки и, в конечном итоге, вносить исправления.

  2. Кроме того, мне нужно создать для студентов благоприятную среду. Позитивная обстановка подразумевает, что я избегаю хеш-слов, высоких тонов, мягко и мягко отношусь к моей манере изложения и координации.Также хорошо иметь улыбающееся лицо в классе.

  3. Кроме того, мне нужно будет выявлять и вознаграждать. Получение информации от студентов помогает высказать их мнение о вещах. Награждение побуждает студентов знать, что у них все хорошо (особенно после участия). Это включает в себя хвалу и комплименты типа «вы замечательный, отличный и даже дайте пять». Это помогает повысить самооценку учащихся и поощряет обучение. Хорошо развивать мастерство в достижении целей производительности.На школьную мотивацию могут повлиять две основные причины.

Также читайте: От наставника до учителя делового английского и наставника: мой личный опыт преподавания

Типы мотивации

Классная мотивация может быть внутренней или внешней. Внутренняя мотивация — это то, что исходит из внутренней шахты студентов (индивидуальный интерес). Когда ученик учится, потому что ему или ей нравится урок и то, как его преподает учитель.С другой стороны, внешняя мотивация — это когда ученик учится благодаря внешнему влиянию. Это может происходить путем получения вознаграждения от учителя или родственников или влияния группы или одноклассников. Соревнование также используется как средство мотивации. Однако есть и недостатки. Некоторые студенты станут победителями, а другие — проигравшими. Это может деморализовать проигравших. Вознаграждающая форма мотивации тоже имела свои неудачи. Некоторые ученики будут больше концентрироваться на том, что они могут получить, а на самом уроке.Однако, несмотря на неудачи, мотивация в классе имеет важное значение. Это улучшило общение и понимание. Он направляет поведение к определенной цели. Это помогает студентам делать выбор, а также увеличивает их личные усилия в классе и учебном процессе.

Хотите узнать больше стратегий? Пройдите курс TEFL!

Конечно, всегда полезно спрашивать студентов. Студенты хорошо учатся и любят следовать примерам своих учителей (жестам или поведению).Мне нужно подавать хороший пример и влиять на их действия, поведение и жесты. На мотивацию студентов по-разному влияют интересы и занятия. Мотивация в классе во многом определяет поведение и играет большую роль в процессе обучения. Он включает в себя цели и требует действий. Это помогает студентам продемонстрировать и улучшить свою компетентность, а также улучшает понимание. Мотивация в классе помогает удерживать полученную информацию и побуждать учащихся желать большего.

Подайте заявку и получите сертификат на преподавание английского языка за границей!

Поговорите с консультантом ITTT сегодня, чтобы составить личный план преподавания английского языка за рубежом.

Отправьте нам электронное письмо или позвоните по бесплатному телефону 1-800-490-0531, чтобы поговорить с консультантом ITTT сегодня.

Статьи по теме:

Слушайте это сообщение в блоге

Движущие силы для ИКТ в обучении

Основная цель исследования — стремиться к дальнейшему пониманию влияния информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании в начале 21 века.Основное внимание уделяется тому, как учителя используют ИКТ в своем обучении и как учащиеся учатся в среде ИКТ. С этой целью было исследовано влияние ИКТ на убеждения, действия, ценности и педагогику учителей и учеников.
Теоретические основы тезиса основаны на четырех различных дискурсах о влиянии ИКТ на образование. Обоснование использования ИКТ в образовании Фокса и Твининга (2006) дает контекст вопросов, заданных в диссертации, со ссылкой на более общую дискуссию об использовании ИКТ в образовании.Рамки ten Brummelhuis и Kuiper (2008) привлекают внимание к различным движущим силам ИКТ по ​​отношению к процессам обучения, а Mishra и Koehler (2006) представляют важную точку зрения на пересечение и взаимосвязь между технологическими, педагогическими и содержательными знаниями. Наконец, самое главное, структура, представленная Уэббом и Коксом (2004), обеспечивает плодотворную теоретическую основу и направляет всю работу, в частности, поскольку она подчеркивает возможности, которые предлагают ИКТ, и предлагает, как учителя и ученики используют их, что очень важно в отношении на основе их знаний, убеждений или взглядов.В качестве отправной точки исследования используется использование ИКТ в среде, которая, как можно ожидать, даст образцовый взгляд на то, что делается на переднем крае использования ИКТ в обычной школьной среде. Тематическое исследование было проведено в одной гимназии, Меннтасколинн-Коупавогур (МК). В начале века МК уже была многообещающей школой ИКТ, которая поддерживала образовательную среду ИКТ. Школа была выбрана, поскольку она имеет долгую историю инициатив в области использования ИКТ, а учителя, определенные школьными властями как активные пользователи ИКТ, также имеют опыт использования ИКТ в своей работе.К их ученикам также обращались, а также к школьным властям. Всего было опрошено восемь учителей и шесть учеников, были проанализированы дневники пяти учителей, наблюдалась деятельность в 12 классных комнатах, была проанализирована активность учеников в системе управления обучением (LMS) и их оценки в 12 классах, и 89 учеников приняли участие в опросе. .
Вопросы исследования касаются знаний, убеждений, ценностей и поведения учителей и учащихся; Возможности использования ИКТ для учебной деятельности и педагогической аргументации учителей в области ИКТ, а также государственной и школьной политики в области ИКТ.Чтобы получить как можно более полную картину, был использован план смешанных методов с качественными и количественными методами сбора и анализа данных. Это включало интервью с учителями, студентами и директором МК, наблюдения за классной деятельностью, дневники учителей и анкету, которая была отправлена ​​онлайн группе студентов. Кроме того, были использованы оценки учащихся и файлы журналов, полученные при использовании LMS, а также информация со школьного веб-сайта и общедоступных документов, а также опыт автора, полученный в ходе реализации программ развития ИКТ в школе.Результаты различных исследований, представленные в этой диссертации, дают представление об учителях, которые, по-видимому, упорно трудились, чтобы интегрировать технологии в свою образовательную работу, основываясь на своих знаниях технологического педагогического содержания. Они хотели развивать педагогику ИКТ дальше и быстрее и проявляли инициативу в различных направлениях, например, используя LMS, Интернет, доски, онлайн-общение, аудио- и видеофайлы и образовательное программное обеспечение. Кроме того, они считали, что для поддержки развития школы необходимы изменения в организации школы.Вначале руководство школы способствовало прогрессу, но впоследствии не смогло полностью поддержать инициативы наиболее активных учителей. Тем не менее, эти учителя продолжали работу, поскольку считали, что использование ИКТ в образовании полезно, и были убеждены в их ценности. Возможности ИКТ, представленные учителями, являются важным определяющим фактором использования ИКТ, и этот тезис предполагает, что то, как они планируют и внедряют ИКТ в свою работу, важно для ее развития. Несмотря на это, они считали, что результат оказался не тем, на что они надеялись, и, по их мнению, не только руководство школы и их коллеги-учителя замедлили развитие, но и ограниченное участие учеников.Студенты сыграли значительную роль, но во многих отношениях пассивную. Они не использовали все доступные им возможности ИКТ, хотя они знали о многих возможностях и признавали их полезность. Таким образом, было предпринято усилие вовлечь некоторых из них во многие доступные варианты. Учителя оказались движущей силой в развитии ИКТ, стремясь вовлечь учащихся во весь спектр доступных возможностей, хотя студенты, казалось, воспринимали некоторые возможности ИКТ как должное.Студенты увидели полезность и преимущества использования ИКТ и сосредоточились на использовании «здесь и сейчас», но не действовали явно проактивно. Учителя хотели предложить учащимся хорошие возможности использования ИКТ, но, тем не менее, в довольно традиционном смысле, поскольку они были привязаны к национальной и школьной программе и школьной организации образовательных программ.
Основываясь на результатах и ​​теоретической базе, автор рекомендует четыре компонента, которые следует изучить дальше.Во-первых, образовательный компонент, такой как различные обоснования использования ИКТ и благоприятные убеждения, отношения и ценности, а также педагогические знания, которые имеют фундаментальное значение для успешного применения ИКТ в образовании. Во-вторых, прикладная составляющая, поскольку постоянное техническое развитие требует неустанных инноваций и реализации новых возможностей. В-третьих, компонент обучения, инструменты ИКТ постоянно предлагают новые возможности и возможности, которым необходимо обучать как учителей, так и учащихся, чтобы они могли использовать их для своей работы.В-четвертых, и, наконец, компонент развития, отмечая, что ИКТ в образовании — это непрерывный процесс, который не будет процветать без постоянной поддержки.
Ясно, что внедрение изменений — сложный и во многих отношениях обременительный процесс. Это требует видения, целеустремленности, приверженности, преданности делу и понимания того, что такое образование, а также признания того, что изменения необходимы и разумны. Это требует большой работы, особенно если речь идет о переменах. В этом процессе необходимо улучшить сотрудничество между учениками и учителями; все они должны быть полностью осведомлены, уметь использовать и применять новые технологии наиболее эффективным и творческим образом.

Почему преподаватели являются движущей силой изменений в образовании — Fishtree

Образовательные технологии — это быстро развивающаяся отрасль, постоянно развивающаяся для решения задач образования 21 века. Время от времени всплывает концепция, которая утверждает, что «революционизирует» или «трансформирует» образование в том виде, в каком мы его знаем. С годами, в результате этих повторяющихся обещаний, которые часто не выполняются, мы стали цинично относиться к далеко идущим заявлениям, предлагающим альтернативу нашему знакомому подходу к образованию «под одну гребенку».Но независимо от инноваций, которые выдвигают технологии, как утверждает сэр Кен Робинсон, «преподавание — это творческая профессия», требующая новаторского мышления, которое будет «наставлять, стимулировать, провоцировать, вовлекать». В то время как поставщики технологий будут продолжать разрабатывать решения следующего поколения для реформирования образования, мы должны помнить, что преподаватели являются ключевыми движущими силами изменений в образовании. Вот почему:

1. Идеи у педагогов

Реформа образовательных технологий и образования — это все об идеях.Хотя у всех нас есть мнение об образовании, поскольку оно повлияло на всех нас, и мы все ценим его важность, преподаватели — единственные, кто знает, что сработает, а что — нет. Постоянно полагаясь на инновации, чтобы успокоить хаос в классе или привлечь недоступного ученика, у преподавателей есть идеи для выработки долгосрочных решений, поэтому важно вовлекать их во все попытки реформирования.

2. Страсть учителей

Преподавание — профессия, требующая страсти.Без страсти, которая побуждает вас заботиться о своих учениках и о самом образовании, ваша педагогическая карьера никогда не достигнет тех высот, которые вы себе представляете. Обладая всеми этими важными качествами, которые вдохновляют на обучение, педагоги с энтузиазмом — это те, кого мы помним, и те, которые прививают такую ​​же страсть своим ученикам. Педагоги играют важную роль в продвижении изменений в образовании, потому что это увлечение превращает идеи в движения.

3. Педагоги видят необходимость

Хотя у всех нас есть некоторое представление о том, где отсутствует образование, а где необходима реформа, только те, кто ежедневно окружен студентами, действительно знают, на чем следует сосредоточить усилия.Будь то высвобождение учебного времени, чтобы сосредоточиться на отдельных учащихся, сокращение государственных оценок, чтобы сосредоточить внимание на других навыках, или предоставление дополнительных ресурсов для удовлетворения потребностей учащихся, преподаватели видят, что необходимо и почему.

Это лишь некоторые из многих причин, по которым провайдеры образовательных услуг и преподаватели должны работать вместе, чтобы создавать лучшие решения. Как отмечается в недавнем сообщении Робин Д. Шульман, каждый стартап в сфере EdTech нуждается в влиянии учителя, чтобы действительно решать проблемы, с которыми они сталкиваются.С пониманием того, что «педагогика — движущая сила, а технология — ускоритель», инструменты, созданные учителями, будут успешными.

Инновационная платформа

Fishtree создавалась с одной целью: охватить каждого ученика. Команда EdTech нового поколения с помощью преподавателей проводит индивидуальные инструкции в каждом классе, снабжая преподавателей теми самыми инструментами, которые помогут каждому ученику добиться успеха. Прекрасный пример того, как простая идея может стать движением, Fishtree работает с педагогами, чтобы провести реформу образования и раз и навсегда отойти от модели «один размер подходит всем».

Понравилось то, что вы прочитали? Узнайте, как преподаватели способствуют изменениям в образовании с помощью платформы обучения следующего поколения, упрощая внедрение инноваций в классе.

Об авторе:

Лорна Кин специализируется на преподавании языков и преподавала в учебных заведениях второго и третьего уровня в нескольких странах. Она имеет степень бакалавра в области языков и культурологии и степень магистра французской литературы, теории и визуальной культуры. Следуйте за ней в Twitter или подключитесь к LinkedIn.

Подписаться на @fishtree_edu

Изображение предоставлено: GollyGforce / CC BY 2.0

Пять движущих сил изменений на горизонте образования

Хотя будущее по своей сути неопределенно, оно также редко приходит без предупреждения. Хотя верно то, что никто не может точно предсказать долгосрочное будущее, мы можем понять, что меняется, и критически подумать о том, что эти изменения могут означать. Эта осведомленность позволяет нам генерировать ряд возможностей того, что может произойти, что, по нашему мнению, должно произойти, и чего мы могли бы хотеть избежать, что, в свою очередь, может помочь каждому из нас предпринять более осознанные действия для формирования будущего

Процесс определения того, что меняется, часто называют сканированием.Как футурологи, я и мои коллеги постоянно стремимся выявлять тенденции, закономерности и слабые сигналы изменений в самых разных темах и областях. Наблюдение за изменениями, которые уже происходят и потенциально могут произойти, информирует наше мышление и предоставляет доказательства того, как будущее может отличаться от настоящего.

Наш новейший всеобъемлющий прогноз, Navigating the Future of Learning , исследует, как тенденции и другие изменения за пределами образования могут повлиять на образование и обучение в течение следующего десятилетия.В прогнозе исследуются пять движущих сил изменений, которые создают как проблемы, так и возможности для образования. Движущая сила изменений — это совокупность тенденций, закономерностей, слабых сигналов об изменениях, заявленных планов влиятельных заинтересованных сторон и других точек данных, которые обнаруживаются в процессе сканирования и тематически объединены. Драйверы перечислены ниже:

  • Автоматизация выбора : Искусственный интеллект и алгоритмы автоматизируют многие аспекты нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *