Содержание
Психологические особенности детей 4 года жизни
Психологические особенности детей 4 года жизни.
Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного возраста. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост – 96 см, вес 12,5 + 1 кг. Окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20.Физиологические изгибы позвоночника у детей в этом возрасте неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Неправильные позы { сведения плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова } могут стать привычными , нарушается осанка.
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности, другая — с формированием его деятельности, У ребенка начинает формироваться самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованием взрослых, быть хорошим. Элементы самосознания у ребенка трех- четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.
Изменения в деятельности появляются в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет ребенку создавать какой-то конкретный образ, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Произвольность действий, преднамеренность, т.е подчинение действий определенному образцу, на четвертом году жизни только начинают формироваться. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер: еще велика отвлекаемость, неумение планировать свои действия.
Основным содержанием игр в этом возрасте являются действия с предметами и игрушками. Продолжительность игр небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.
Самой выраженной особенностью детей начала 4 года жизни является их стремление к самостоятельности. Удовлетворение цели. Которую ставит перед собой ребенок, лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослыми. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостные ощущения своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Потребность в общении, признании, уважении является ведущей потребностью ребенка в этом возрасте.
Развитие психических процессов.
Восприятие. Создает фундаменты для развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Хорошо развитое восприятие проявляется в виде наблюдательности ребенка, его способность подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.
Внимание. Способность управлять своим вниманием невелика. Ребенок в этом возрасте удерживает внимание 7-8 минут. Внимание носит непроизвольный характер.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Дети данного возраста в начале года удерживают в памяти 2 объекта, к концу 4 года – до 4-х объектов.
Мышление. Младшие дошкольники сравнивают, анализируют в наглядно- действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по форме, цвету, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы (все красные), чаще пользуются родовыми понятиями: игрушки, посуда, животные, фрукты, овощи.
Воображение. Развито слабо. У детей замысел обычно рождается после того, как выполнено действие, а если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво.
Речь. Продолжает оставаться ситуативной и диалогической. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различие колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи. В речи детей 4 года есть еще одна особенность: дети часто сопровождают свои действия бормотанием. Эти “разговоры с собой” имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальность.
Три года – это второй кризисный возраст. Это возраст в котором ребенок стремится удлинить психологическую «пуповину», Показать свое ярко выраженное «Я». Возраст, когда он начинает чувствовать себя как самостоятельную единицу общества. Обычно кризис трех лет протекает остро. Но этого не стоит бояться! Яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Что отличает ребенка в период кризиса 3 лет.
Первый симптом — ярко выраженное проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, а стремление делать все наоборот. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. При этом ребенок, действуя наперекор взрослому, часто поступает и наперекор своим собственным желаниям, ощущениям, впечатлениям.
Второй симптом кризиса трех лет — это упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел.
Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу — выражение этого симптома.
Четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Реже встречаются другие симптомы. Это бунт против окружающих, когда ребенок находится в состоянии постоянного конфликта со всеми, ссорится, ведет себя очень агрессивно. Это также и обесценивание ребенком личности близких людей. Так, малыш может начать называть родителей бранными словами, которых никогда раньше не употреблял. И, наконец, встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих, когда вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, иначе ее ждут истерики и Как правило, этот период заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — вещь тоже вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни. В кризисный период приступы упрямства и капризности встречаются у детей по пять раз в день. У некоторых — до 19 раз!
Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это — отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.
Взаимодействуя с предметами, ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, стремится достичь его. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни ребенок хочет получить такой же результат, что и взрослый. Однако, он пока еще не в состоянии оценить его правильно, и именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха.
С самого рождения отношение родителей к младенцу строится на его полном принятии. Сколько бы огорчений и хлопот ребенок не доставлял, он все равно остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви. Такое любовное отношение формирует у малыша ощущение своей нужности и ценности. Отсюда его, пусть еще аморфное, представление о себе складывается как абсолютная положительная самооценка. Порицание взрослого вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает недоумение и обиду. Постепенно, в ходе овладения ребенком предметными действиями, взрослый оценивает их результаты, и эта оценка не всегда может быть положительной — так, наряду с положительной абсолютной самооценкой, у ребенка формируется конкретная самооценка. При правильном воспитании у ребенка раннего возраста сосуществуют два вида самооценки: абсолютная, при которой он, несмотря ни на что чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе у малыша доминирует и зачастую приходит в противоречие с порицаниями, которые неизбежно возникают. Во многом это — причина многих негативных явлений раннего возраста, в том числе и кризиса трех лет.
«Возрастные особенности детей 4 5 лет»
Средняя группа «СОЛНЫШКО» С. Курсавка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей 2 «Ёлочка» Средняя группа «СОЛНЫШКО»
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ 1155 от 17 октября
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ 1155 от 17 октября
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ 1155 от 17 октября
Подробнее
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года)
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года) 1. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. 2. Умение выполнять
Подробнее
ПАСПОРТ СРЕДНЯЯ «А» ГРУППА «ФАНТАЗЕРЫ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно эстетического развития детей 2 «Ёлочка» с. Курсавка Андроповского
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ 1155 от 17 октября
Подробнее
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Возраст от четырех до пяти лет это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.
Подробнее
Пояснительная записка
Направленность: «Лепка.» Пояснительная записка Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям
Подробнее
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником?
Подробнее
ГРУППА 2 «ЛАДУШКИ» (3-4 ГОДА)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 212» «СОЛНЫШКО» ГРУППА 2 «ЛАДУШКИ» (3-4 ГОДА) Воспитатели: Татьяна Самойловна Керн Анастасия Сергеевна Шипицина Наш веселый детский
Подробнее
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Возрастные особенности детей 3-4 лет Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным
Подробнее
Пояснительная записка
Направленность: «Аппликация.» Пояснительная записка Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства
Подробнее
1.1. Пояснительная записка
1.1. Пояснительная записка Цель — реализация содержания образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Задачи -создание благоприятных условий
Подробнее
Кружок «Умники и умницы»
Группа: средняя Воспитатель: Волкова А.А. Кружок «Умники и умницы» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
Подробнее
Тчхонччк Светлана Вчтальевна Странчца 2
В процессе организации сюжетной игры учитываются основные принципы: партнерские отношения; «открытие» и усвоение новых знаний; сотрудничество в игре, при котором необходимо ориентировать ребенка на осуществление
Подробнее
Срок реализации программ 1год.
Аннотации к рабочим программам воспитателей всех возрастных групп ДОУ. Рабочие программы нормативно управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности
Подробнее
«Возрастной портрет ребёнка»
«Возрастной портрет ребёнка» способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. способность сосредоточенно работать 10-15 минут; способность оценить качество своей работы в общем;
Подробнее
Категория детей МБДОУ ДС ОВ 42
Категория детей МБДОУ ДС ОВ 42 Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) На третьем году жизни ребёнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение
Подробнее
дошкольного образования».
Краткая презентация РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Средней группы 12 На 2015-20162016 учебный год Воспитатели: Лебедева Дарья Александровна ( без категории) Гаврилова Оксана Борисовна (без категории) Рабочая программа
Подробнее
Старшая группа «Светлячки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.томска ДЕТСКИЙ САД 50 Старшая группа «Светлячки» Возрастные особенности детей 5 6 лет г. Томск -2018 Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он
Подробнее
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4-Х ЛЕТ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4-Х ЛЕТ Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает
Подробнее
«Дети познают мир через игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 «Умка» г.подольск Консультация для родителей «Дети познают мир через игры» Подготовила: воспитатель Семина И. С. Консультация для родителей
Подробнее
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация различных видов общения как современный метод развития коммуникативных способностей детей» Подготовила: Шаршавенкова Е.А. воспитатель МКДОУ «Детский сад 11 2017
Подробнее
Возрастные особенности детей 5 6 лет
Возрастные особенности детей 5 6 лет Выполнила воспитатель МДОУ 19 «Берёзка» ЯМР п.козьмодемьянск Голикова Светлана Михайловна Сентябрь 2018года Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он превратился в фантазера,
Подробнее
Презентация для родителей
Рабочая программа второй группы раннего возраста 1 ГБДОУ детский сад 52 Петроградского района Презентация для родителей Воспитатели: Демидова Марина Владимировна Антипенкова Марина Ивановна Программа разработана
Подробнее
Возрастные особенности детей 3-4 лет (консультация для родителей).
Возрастные особенности детей 3-4 лет (консультация для родителей).
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни — переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития и уже нужно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому есть несколько правил, как не надо себя вести:
- Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
- Не надо говорить «да» когда необходимо твёрдое «нет».
- Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
В возрасте 3 — 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами — заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями(мамы, папы, бабушки). Игры с правилами только начинают формироваться. То, что рисует ребёнок, зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.
Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики.
Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям.
Конструируют они, в основном по образцу и только несложные постройки.
Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память и внимание, они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ «я» — чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем».
В этом возрасте у вашего ребенка:
- Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
- Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
- Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
- Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
- Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
- Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
- Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
- С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
- Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
- Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
- Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
- Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
- Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
- Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок — не главный в семье, а часть семьи.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же стоит ребёнок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, что я могу, на что способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.
Как вы думаете, что произойдёт с трёхногим табуретом если подломится одна ножка? ( правильно, он упадёт).
Или вспомним басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука»:
— «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, а только мука».- Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.
Я хочу вам рассказать старинную притчу:
— Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу:- » О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?» — Если скажет «мёртвая» — разомкну руки, и она улетит; а если «живая» — незаметно сомкну руки и покажу мёртвую бабочку. Пришёл, спросил. А мудрец ответил: — «Всё в твоих руках человек!».
Так что, уважаемые родители, ваш ребёнок в ваших руках.
Спасибо за внимание !
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраcтныe ocoбенности детей 4-5 лет (по ФГОС)
Физическое развитие.
Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.
Психическое развитие.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые. Появляются детские страхи, об этом стоит помнить.
Продуктивные виды деятельности.
У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Появляется потребность участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. Усложняются формы её проведения. При распределении ролей могут возникать конфликты, что необходимо учитывать.
Социальное поведение.
У ребёнка фoрмируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к ним интерес и не доводят начатое дело до конца.
Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя соответственно ей.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему.
Начинает формироваться потребность в общении, поиске друзей.
Советы и рекомендации родителям для построения взаимоотношения с собственным ребёнком:
— coздавайте возможности для активной подвижной деятельности, но не допускайте переутомления. Чередуйте виды деятельности.
— Предлагайте для игры мозаику, лото, паззлы, конструкторы, а также игры, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки. Вместе с этим не затягивайте игру, т.к. сам ребёнок не сможет её закончить.
— Совместно рисуйте, лепите, делайте простые поделки из различных материалов, используя разнообразные инструменты. Обязательно хвалите его. Дарите поделки близким.
— Дайте возможность проявлять самостоятельное творчество.
— Не оставляйте без внимания детские страхи.
— Не делайте при детях то, что запрещаете им. Запретов не должно быть много, иначе их трудно выполнить.
— Незаконченные дела доделайте вместе, заинтересуйте поощрением.
— Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он у Вас такой единственный и неповторимый!
Таким образом, педагоги учитывают возрастные особенности при воспитании и обучении детей, родители используют рекомендации педагогов, что делает сотрудничество обеих сторон наиболее успешным для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни.
Возрастные особенности детей 4–5 лет.
Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?
Игра.
Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.
Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения
Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Восприятие.
Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Память.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок.Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Мышление.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 — 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.
Внимание.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная, интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь.
Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.
Общение со взрослыми и сверстниками.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.
Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.
Эмоциональная сфера.
Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале,но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.
Что мы можем сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте?
• Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком. Читайте им познавательную литературу.Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?» Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.
• Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.
• Дети этого возраста обожают наряжаться переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплащаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.
• Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.
• В этом возрасте дети обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.
• После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами. Но не загружайте сильно ребенка. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Возрастные особенности ребенка 3-4 лет. Можно использовать на родительских собраниях
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3-4 лет».»
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один и тот же пример: садовник, пересаживая дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям.
Процесс адаптации у кого-то к новым условиям детского сада, у кого-то к новой группе и воспитателям, как показывает опыт, тяжелее всего проходит у детей в возрасте 3-3,5 лет. Это обусловлено тем, что оно совпадает с кризисом развития личности, который можно охарактеризовать как «я сам!». Ребенок начинает осознавать собственное «Я». Он стремится к самостоятельности, самоутверждению. В это время у него активно развивается воля и самолюбие, что проявляется в стремлении ставить перед собой цели и добиваться их любой ценой, а также гордится своими достижениями. Все эти новые черты являются положительным следствием кризиса для ребенка.
Однако у кризиса 3 лет есть и неприятная сторона – обострение детско-родительских отношений. У малыша ни с того ни с сего появляются некоторые особенности, которые очень тревожат мам и пап: деспотизм, своеволие, упрямство, строптивость и негативизм. Обнаруживаются они в том, что ребенок стремится добиться от родителей именно того, чего он хочет, даже если это принесет ему вред. Мнение взрослых малыш ни во что не ставит, отказывается подчиняться, требованиям и просьбам, пытаясь сделать все наоборот. Стоит отметить, что обычно период кризиса труднее переносят дети, чем их родители. Ребенок сам не понимает, почему так себя ведет, не умеет сдерживать свои порывы и эмоции. Он отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает, кричит и топает ногами, если не выполняются любые его просьбы. Не редко такое поведение ребенка застает родителей врасплох.
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. | |
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. | |
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. | |
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. | |
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. | |
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. | |
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл. |
Вам как его родителям важно:
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. | |
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. | |
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира. | |
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. | |
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями. | |
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения. | |
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы. |
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возрастные особенности
детей 4 -5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не
осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые
представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок
может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким
правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что
им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в
присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют
несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в
своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности
регулировать поведение.
Появляется
сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема
собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно
охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Поведение
ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в
некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников
о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил
В
этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует
повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено
с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже
отмечаются и ситуации чистого общения.
В
этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня
короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик —
сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых
мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с
другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и
оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но
такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря
развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно
овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается
словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого
возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ,
поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде
характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со
сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает
вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает,
обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов,
их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим.
Между
четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни
после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный
материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в
основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка
запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели,
месяцы, времена года и т. д.
Благодаря
развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения
ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное
решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не
учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и
помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие.
Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные
сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким
образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение
сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в
соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если
взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать
устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу
они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора.
Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений,
с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.
Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они
вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
4-5
лет — важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую
информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов,
ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и
вещей, мир человеческих отношений.
Он
чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время
которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его
знания об окружающем мире значительно расширяются
Все
совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость
при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией
мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность
совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок
четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра
становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и
групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают
сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко
контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со
сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры.
То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при
соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса
терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает
творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные
установки.
Ребенок
этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите
детям пользоваться разнообразными «ненужными» (на ваш взгляд) вещами:
какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую
фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое
стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает
для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности,
общественных функций людей.
В
качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное,
чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не
ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на
скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на
месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним.
Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует
прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все,
кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих
требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых
неприятных черт характера.
Обязательно
привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные
домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал
удовольствие от этой деятельности.
Говорить
ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для
формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности
измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел
что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли
бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал
себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Физические и языковые | Эмоциональные | Социальные |
От рождения до 3 месяцев: Кормления: 5-8 в день Сон: 20 часов в день Сенсорные способности: шт. Основные различия в зрении, слухе, обонянии, вкусе, прикосновении, температуре и восприятии боли. Двигательные способности: управление мышцами глаза, поднимает голову, когда лежит на животе. | Generalized TensionDelight Distress Улыбки на лице | Беспомощный Asocial Кормление матерью Визуально фиксирует на лице, улыбается на лице, может быть смягчено покачиванием. |
4-6 месяцев Сенсорные способности: локализует звуки Звуки: лепет издает большинство гласных и примерно половину согласных Кормление: 3-5 в день Двигательные способности: контроль движений головы и рук, целенаправленное хватание, вращение над. | Любит обниматься | Узнает свою мать. Различает знакомых и незнакомцев, больше не улыбается без разбора. Ожидает кормления, одевания и купания. |
От 7 до 9 месяцев Двигательные способности: владение туловищем и руками, сидит без опоры, ползет. | Особая эмоциональная привязанность к матери, протестует против разлуки. | Любит «подглядывать» |
От 10 до 12 месяцев Двигательные способности: управление ногами и ступнями, стойка, положение большого и указательного пальцев. Язык: говорит одно или два слова, имитирует звуки и отвечает на простые команды. Кормление: 3 приема пищи, 2 перекуса Сон: 12 часов, 2 дневных сна | Гнев Привязанность Страх перед незнакомцами Любопытство, исследование | Отзывчивый к собственному имени.Волна до свидания. Проигрывает, понимает «нет-нет!» Отдает и берет предметы. |
От 1 до 1 ½ года Двигательные способности: поднимается по лестнице, ходит (10-20 минут) и рисует линии на бумаге мелком. | Зависимое поведение Очень расстроен, если разлучен с мамой. Страх ванны | Повинуется ограниченным командам. Повторяет несколько слов. Интересует его зеркальное отображение. Кормит сам. |
От 1 ½ до 2 лет Двигательные способности: бегает, бьет по мячу и строит 6 кубических башен (2 года) Язык: словарный запас более 200 слов Сон: 12 часов ночью, 1-2 часа сна | Вспышки гнева (1-3 года) Недовольство новорожденным | Действует противоположно тому, что ему говорят (18 месяцев). |
От 2 до 3 лет Двигательные способности: прыгает со ступеньки, ездит на трехколесном велосипеде, использует мелки, строит башню из 9-10 кубов. Язык: начинает использовать управление короткими предложениями и исследует мир с помощью языка, на короткое время может появиться заикание. | Страх разлуки Негативизм (2 ½ года) Сильные эмоции, гнев Отличает выражение лица от гнева, печали и радости. Чувство юмора (Разыгрывает трюки) | Говорит, использует «я» «я» «ты» Копирует действий родителей.Зависимый, склонен к игрушкам, любит играть вместе с другим ребенком. Противостоит родительским требованиям. Отдает приказы. Жесткое настаивание на однотипности распорядка. Неспособность принимать решения. |
От 3 до 4 лет Двигательные способности: Стоит на одной ноге, прыгает вверх и вниз, рисует круг и крест (4 года) Самодостаточен во многих повседневных делах домашней жизни. | Ласково относится к родителям. Удовольствие от манипуляций с гениталиями Романтическая привязанность к родителю противоположного пола (от 3 до 5 лет) Ревность к родителю того же пола. Воображаемый страх темноты, травм и т. Д. (От 3 до 5 лет) | Любит делиться, использует «мы» Совместная игра с другими детьми, детский сад. Подражает родителям. Начало идентификации с однополым родителем , Сильное любопытство и интерес к телам других детей. Воображаемый друг. |
От 4 до 5 лет Двигательные способности: зрелый контроль двигательных функций, прыжки в длину, прыжки в длину, сам одевается, копирует квадрат и треугольник. Язык: четко говорит, использует звуки взрослой речи, освоил базовую грамматику, рассказывает историю, знает более 2000 слов (5 лет) | Ответственность и чувство вины Чувствует гордость за свои достижения | Предпочитает играть с другими детьми, становится конкурентоспособным предпочитает секс- соответствующих занятий. |
Навыки понимания и мышления — этапы развития дошкольного возраста
Навыки понимания и мышления (понимание вещей, внимание, память)
С самого рождения дети осознают свое окружение и хотят его исследовать. Когда ваш ребенок играет и взаимодействует с людьми и объектами вокруг него, он узнает о своем теле, своем доме и мире вокруг него.
Ниже приведены некоторые из типичных этапов развития «когнитивных навыков» (мышления и понимания).После каждой возрастной группы вы можете найти несколько «красных флажков», которые могут указывать на проблему.
В возрасте 3-4 лет ваш ребенок будет:
- Уметь сортировать и сопоставлять предметы (например, распознавать и сопоставлять цвета)
- Разложите вещи по размеру
- Определяет части целого, например колесо автомобиля
- Нарисуйте очень простую картинку и сможете рассказать вам, что это такое (вы можете ее не узнать)
- Используйте «почему?» и как?» вопросы
- Назовите его полное имя и возраст
- Играйте с занятием в течение более длительного периода времени (5-15 минут)
- Иметь базовое представление о времени, знать разницу между прошлым и настоящим
- Наслаждайтесь пением, танцами или игрой
Красные флажки для когнитивного развития (4 года)
Если вы заметили некоторые из следующих вещей к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 4 года, вы можете поговорить со своим врачом или другим медицинским работником, например, логопедом, эрготерапевтом или психологом.
- Он не может распознать и указать хотя бы на 3 цвета или формы
- Она не хочет притворяться
- Она постоянно переходит от одного занятия к другому и не может оставаться в одном занятии на короткое время
- Он не может сортировать предметы по их характеристикам (например, цвету, размеру, форме и т. Д.)
- Она не может собрать простую головоломку из 4-6 частей.
В возрасте от 4 до 5 лет ваш ребенок будет:
- Играйте словами, имитируя и создавая звуки, и рифмуйте
- Укажите и назовите множество цветов и форм
- Научитесь определять несколько букв и цифр
- Нарисуйте человека с деталью
- Нарисуйте, назовите и опишите картинки
- Подсчитать до 5 объектов
- Расскажите, где он живет (название улицы и населенный пункт)
- Соблюдайте правила игры, но иногда меняйте их по ходу игры
- Узнай его имя, когда он увидит напечатанное
Красные флажки когнитивного развития (5 лет)
Если вы заметили некоторые из перечисленных ниже вещей к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 5 лет, вы можете обратиться за помощью к своему врачу или к другому специалисту в области здравоохранения, например, к логопеду, эрготерапевту или психологу. .
- Она не может назвать основные цвета и формы
- Он не понимает концепции прошлого, настоящего и будущего
- Она не хочет притворяться
- Она постоянно переходит от одного занятия к другому и не может оставаться в одном занятии на короткое время
- Он не может понять правила базовой игры, такой как Память, Лото или других дошкольных игр
- Она не может рассказать вам основные факты о себе (полное имя, возраст, город, в котором она живет, название улицы и т. Д.)
- Не умеет сосчитать 5 предметов
- Она не узнает свое имя, когда видит напечатанное
Если у вас есть опасения по поводу вашего ребенка в любом возрасте, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону , чтобы поговорить со специалистом. Вы также можете направить в наш центр в любое время.
% PDF-1.7
%
1 0 объект
>
/ Метаданные 4 0 R
/ ViewerPreferences 5 0 R
>>
эндобдж
6 0 obj
/ CreationDate (D: 20170919154254 + 07’00 ‘)
/ ModDate (D: 20170919154254 + 07’00 ‘)
/Режиссер
>>
эндобдж
2 0 obj
>
эндобдж
3 0 obj
>
эндобдж
4 0 obj
>
транслировать
Microsoft® Word 2016
Microsoft® Word 20162017-09-19T15: 42: 54 + 07: 002017-09-19T15: 42: 54 + 07: 00uuid: B7818FA8-42A2-4177-8438-ED0C563981A6uuid: B7818FA8-42A2 -4177-8438-ED0C563981A6
конечный поток
эндобдж
5 0 obj
>
эндобдж
7 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
/ XObject>
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание [44 0 R 45 0 R 46 0 R]
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 0
/ Аннотации [47 0 R]
>>
эндобдж
8 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 53 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 1
>>
эндобдж
9 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 55 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 2
>>
эндобдж
10 0 obj
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 56 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 3
>>
эндобдж
11 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 57 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 4
>>
эндобдж
12 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 58 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 5
>>
эндобдж
13 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 59 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 6
>>
эндобдж
14 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 60 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 8
>>
эндобдж
15 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 61 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 7
>>
эндобдж
16 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 62 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 9
>>
эндобдж
17 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 63 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 10
>>
эндобдж
18 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 64 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 11
>>
эндобдж
19 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 65 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 12
>>
эндобдж
20 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 66 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 13
>>
эндобдж
21 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 67 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 14
>>
эндобдж
22 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 68 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 15
>>
эндобдж
23 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 69 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 16
>>
эндобдж
24 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 70 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 17
>>
эндобдж
25 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 71 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 18
>>
эндобдж
26 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 72 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 19
>>
эндобдж
27 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 73 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 20
>>
эндобдж
28 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595.32 841,92]
/ Содержание 74 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 21
>>
эндобдж
29 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 76 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 22
>>
эндобдж
30 0 объект
>
/ ExtGState>
/ ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI]
>>
/ MediaBox [0 0 595,32 841,92]
/ Содержание 77 0 руб.
/ Группа>
/ Вкладки / S
/ StructParents 23
>>
эндобдж
31 0 объект
>
эндобдж
32 0 объект
>
эндобдж
33 0 объект
>
эндобдж
34 0 объект
>
эндобдж
35 0 объект
>
эндобдж
36 0 объект
>
эндобдж
37 0 объект
>
эндобдж
38 0 объект
>
эндобдж
39 0 объект
>
эндобдж
40 0 объект
>
эндобдж
41 0 объект
>
эндобдж
42 0 объект
>
эндобдж
43 0 объект
>
транслировать
x
Растущий ребенок: школьный возраст (от 6 до 12 лет)
По мере того, как ваш ребенок продолжает расти, вы будете замечать новые захватывающие способности, которые развивает ваш ребенок.Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью и иметь разные интересы, вот некоторые из общих вех, которых могут достичь дети в этой возрастной группе:
Дети от 6 до 7 лет:
Любит много занятий и остается занят
Любит рисовать и рисовать
Может потерять первый зуб
Зрение такое же острое, как зрение взрослого
Отрабатывает навыки, чтобы стать лучше
Прыжки через скакалку
Едет на велосипеде
Дети от 8 до 9 лет:
Более грациозно с движениями и способностями
Прыгает, скачет и преследует
Одевается и жених
Можно использовать инструменты (т.е.(например, молоток, отвертка)
полностью
Дети от 10 до 12 лет:
По мере того, как дети переходят в школьный возраст, их способности и понимание концепций и окружающего мира продолжают расти. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые из общих вех, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
Дети от 6 до 7 лет:
Понимает понятие чисел
Знает дневное и ночное время
Знает правую и левую руки
Может копировать сложные формы, например ромб
Может определять время
Может понимать команды с помощью трех отдельных инструкций
Может объяснять объекты и их использование.
Знает дату
Читает больше и любит читать
Понимает дроби
Понимает концепцию пространства
Рисует и раскрашивает
Может называть месяцы и дни недели по порядку
Любит собирать предметы
От 10 до 12 лет
Очень важная часть взросления — это способность взаимодействовать и общаться с другими.В школьном возрасте родители увидят перемену в своем ребенке, когда он или она перейдет от игры в одиночку к множеству друзей и социальных групп. Хотя дружба становится все более важной, ребенок по-прежнему любит своих родителей и любит быть частью семьи. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и разовьется по-разному, у вашего ребенка могут быть следующие общие поведенческие черты:
Дети от 6 до 7 лет:
Сотрудничает и делится
Завидует другим, братьям и сестрам
Любит копировать взрослых
Любит играть в одиночку, но друзья становятся важными
Играет с друзьями того же пола
Может проявляться
вспыльчивость
Скромно в теле
Любит играть в настольные игры
Дети от 8 до 9 лет:
Любит соревнования и игры
Начинает общаться с друзьями и играть с детьми противоположного пола
Скромный в отношении тела
Любит клубы и группы, такие как Boy Scouts или G irl Scouts
Заинтересованные отношениями мальчика и девочки, но не признают этого
От 10 до 12 лет:
Друзья очень важны; может иметь лучшего друга
Повышенный интерес к противоположному полу
Любит и уважает родителей
Любит разговаривать с другими
Рассмотрите следующие способы воспитания социального ребенка школьного возраста. Способности:
Устанавливайте и предоставляйте соответствующие ограничения, рекомендации и ожидания, а также последовательно применяйте соответствующие последствия.
Смоделируйте соответствующее поведение.
Сделайте комплименты вашему ребенку за сотрудничество и за любые личные достижения.
Помогите ребенку выбрать занятия, соответствующие его способностям.
Поощряйте ребенка говорить с вами и открыто выражать свои чувства.
Поощряйте ребенка читать и читать вместе с ним.
Поощряйте ребенка заниматься хобби и другими видами деятельности.
Поощряйте физическую активность.
Поощрять самодисциплину; ожидайте, что ваш ребенок будет следовать установленным правилам.
Научите ребенка уважать и прислушиваться к авторитетным лицам.
Поощряйте вашего ребенка говорить о давлении со стороны сверстников и помогите установить рекомендации, как справиться с давлением со стороны сверстников.